Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Перечислим ряд правил и методических приемов, применяемых при работе с сенсорными материалами. Сделаем также некоторые терминологические и просто полезные замечания.


1) ЭТАПЫ РАБОТЫ С СЕНСОРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. В процессе работы с материалами в зависимости от способа действия с ними можно выделить пять этапов:

  1. работа с предметами, наиболее контрастирующими по состоянию исследуемого свойства или обладающими этим свойством в его “основных” проявлениях,
  2. составление пар одинаковых по состоянию этого свойства предметов,
  3. градация или построение сериационного ряда по степени изменения исследуемого свойства,
  4. Упражнения на:
    • повторение показанного способа действия с предметами и решения предлагаемой задачи практического и познавательного характера в целом,
    • применение показанного способа действия к другим предметам из того же материала,
    • модификацию показанного способа действия с предметами,
    • овладение другими – более сложными или открывающими новые возможности исследования свойств предметов – способами действия с теми же предметами,
    • применение полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способов действия в реальной жизни, и, наконец,
  5. расширение словарного запаса за счет усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности. Более подробное описание каждого из этих этапов работы дано в [9].

2) УПРАЖНЕНИЯ с материалами в зависимости от количества детей, принимающих в них участие, делятся на ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ и ГРУППОВЫЕ. Если в ходе упражнения часть предметов из комплекта располагаются в некотором отдалении от остальных, то по терминологии, используемой в педагогике Монтессори, оно называется ИГРОЙ НА РАССТОЯНИИ. Например, один набор Шумящих коробочек стоит на одном столе, другой – на другом, удаленном от первого. Ребенок встряхивает коробочку, запоминает шум и ищет коробочку с таким же шумом в другом наборе.

3) КОНТРОЛЬ ОШИБОК СНАЧАЛА ПРОИЗВОДИТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ТОГО ОРГАНА ЧУВСТВ, КОТОРЫЙ РАЗВИВАЕТСЯ ПРИ РАБОТЕ С ДАННЫМ СЕНСОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ, А ЗАТЕМ -КАКИМ-ЛИБО ДРУГИМ СПОСОБОМ, если это возможно. Действительно, прямой целью работы с каждым материалом является развитие определенного чувства – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и т.д., и именно это чувство должно быть в первую очередь использовано для контроля ошибок.

Например, при работе с Шумящими коробочками сначала еще раз встряхивают их, сравнивая шумы, и только после этого используют контрольные метки разных цветов. Закончив поиск пар Коробочек с одинаковыми запахами, сначала еще раз сравнивают запахи, а потом обращаются к контрольным меткам. Не составляют исключения и Шершавые таблички: по окончании работы сначала еще раз проводят кончиками пальцев по поверхности табличек, затем смотрят контрольные метки.

4) ПОВТОРЕНИЕ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ. Ребенок повторяет основной алгоритм действий как при работе с одним и тем же материалом, так и при работе с разными материалами, если способы действия с ними похожи. Например, алгоритм работы с Шумящими коробочками и двумя ящиками Коробочек с запахами практически совпадают. Основной алгоритм работы с Тепловыми бутылочками, одним ящиком Коробочек с запахами или Вкусовыми баночками также, по существу, ничем не отличаются. То же самое можно сказать о Геометрическом комоде, Биологическом комоде, Географических картах-вкладышах.

5) НАЧИНАЕМ С ПРИЯТНОГО ОЩУЩЕНИЯ. Значение этого правила достаточно очевидно: для того, чтобы первоначальный интерес ребенка к материалу сразу же не пропал и импульс к работе с ним не угас, первое ощущение должно быть приятным. Так например, при работе с Досками для ощупывания мы начинаем с гладкой поверхности, при работе со вкусовыми баночками – с той, в которой находится сладкая вода.

6) ПРИ РАССТАНОВКЕ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ НАХОЖДЕНИЯ ПАР коробочка, баночка, табличка и т.д., к которой ищут пару, стоит или лежит отдельно; два предмета, которые сравнивают в данный момент, ставят, как правило, перед собой; неподходящие предметы отставляют в сторону отдельно от других; пары одинаковых предметов ставят или кладут друг рядом с другом таким образом, чтобы их было хорошо видно. После нахождения каждой пары неподходящие предметы возвращают обратно в ящик, из которого они были взяты. По окончании работы проводится контроль ошибок и уборка материала на место.

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Первые уроки общения Первые уроки общения

После рождения ребенка родители задаются вопросом: когда можно начинать общение с малышом? В первый месяц жизни большую часть времени малыш сладко спит; если же он испытывает голод или беспокойство, он громко кричит.

Детское скверноскловие Детское скверноскловие

Примеров не будет. Привести пример, до еще опубликовать его на всю страну, - значит закрепить его в общественном сознании и памяти. Впрочем, примеры и не нужны.