Детская онкология

ПО СРАВНЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМИ, У ДЕТЕЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ ДОВОЛЬНО РЕДКО. ПО СТАТИСТИКЕ, ЗАБОЛЕВАЮТ 15-17 ЧЕЛОВЕК НА 100 ТЫСЯЧ. НО ЦИфРЫ ОСТАЮТСЯ ЦИфРАМИ, А ВЗРОСЛЫМ ВАЖНО ПОНИМАТЬ, КАК БЫТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА СТРАШНЫЙ ДИАГНОЗ - РАК. О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ И ВРАЧАМ О ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ, РАССКАЗЫВАЕТ МАРГАРИТА БОРИСОВНА БЕЛОГУРОВА, ВРАЧ - ДЕТСКИЙ ОНКОЛОГ, ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК, ЗАВЕДУЮЩАЯ КАфЕДРОЙ ОНКОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ И ОТДЕЛЕНИЕМ ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ И ГЕМАТОЛОГИИ ГОРОДСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ № 31

Детская онкология, в том числе и в нашей стране, достигла довольно высоких результатов лечения - на сегодняшний день из 100 заболевших детей реально вылечить 70-75. Но все-таки чем раньше ребенок поступит под наблюдение детского онколога, тем больше шансов у него на выздоровление. Всем известно, что более ранние стадии заболевания легче лечатся, и ребенку намного меньше придется переносить токсических воздействий. Главный метод лечения в детской онкологии - это полихимиотерапия, то есть, по сути, яды, которые убивают не только злокачественные клетки, но, к сожалению, и здоровые клетки организма - костного мозга, печени, почек и так далее. Поэтому чем раньше ребенок придет, тем меньше у него стадия и меньше блоков химиотерапии ему понадобится. Для того, чтобы, уж если грянет, ребенок скорей оказался в руках специалистов, нужно, чтобы люди, его окружающие, прежде всего родители, воспитатели в детском саду, учителя в школе, врачи, которые наблюдают этого ребенка, были знакомы с ранними проявлениями опухолей.

Еще одной особенностью детских опухолей является их быстрый рост. Некоторые опухоли растут просто неделями. Не все и не всегда, но фактор времени для ребенка является очень важным. При этом болезни это редкие, педиатры видят их не каждый день, и именно по этой причине у очень большого количества врачей отсутствует так называемая онкологическая настороженность.

Онкологическая настороженность - вероятно, это умение вовремя замечать опасные признаки болезни. Какие именно?

Детская онкология отличается от взрослой - как правило, опухоли у детей другие. Чаще всего они эмбриональные, не врожденные, но развивающиеся из незрелых тканей. Опухоль у ребенка может развиться и на первом году жизни, и на втором, и в 15 лет, и в 17. Симптомы будут зависеть от места: кости, почки, головной мозг, лимфома... При любом неблагополучии, если диагноз сразу не определяется, стоит держать в голове версию опухоли. Например, если у ребенка до года начинает болеть голова, увеличивается окружность головы, но это не обязательно сказывается на общем самочувствии - у ребенка есть швы и роднички, череп еще не полностью сформирован и есть место, куда объему расти, - это может навести на мысль об опухоли головного мозга. Имеет смысл провести полное обследование.

Очень часто у детей, особенно у дошкольников, опухоли развиваются в животе или в забрюшинном пространстве. Это тоже такое место, где опухоль может расти бессимптомно долгое время. Здесь, чтобы выявить онкологию на ранней стадии, важны плановые осмотры, то, что называется диспансеризацией. При наличии в поликлинике УЗИ-аппарата каждому ребенку, до года - как минимум дважды, детям старше года - хотя бы раз в год, нужно делать УЗИ. Это совершенно безболезненный, безвредный метод.

В УЗИ-обследованиях важны 2 фактора: разрешающая способность аппарата, чтобы он был соответствующего класса, и глаза и руки доктора, который это делает. В грамотных руках можно выявить опухоль на самой ранней стадии, когда еще никаких жалоб, никаких болей в животе. Нужны совместные усилия - мамы должны знать о такой возможности и делать УЗИ, а доктора должны направлять их на это обследование, которое ни к чему не обязывает. Оно показано всем и не противопоказано никому.

Конечно, существуют еще более точные методы, например компьютерная томография. Когда она показана, можно получить очень много информации о распространении опухоли, но здоровому ребенку ее делать никогда не будешь, потому что это очень большая лучевая нагрузка. Если ребенка просто так несколько раз облучать, неизвестно, что через несколько лет на этом месте образуется. Возможно, что как раз вырастет опухоль, которая будет индуцирована лучевым исследованием.

Какие обследования следует делать из соображений профилактики?

Комплекс обследований зависит от возраста ребенка. Если ребенок маленький, до года, 2, 3 года, то нужно регулярно смотреть живот, потому что дети очень плохо дают его смотреть, как правило, сопротивляются пальпации. Даже если ты с ребенком договоришься и он доверяет тебе очень, в любом случае это очень сложно - пальпировать руками, особенно если опухоль маленькая. Тут мы возвращаемся к тому, о чем уже говорили, - что плановые УЗИ-обследования будут крайне полезны и абсолютно безвредны для здоровья ребенка.

У детей постарше все более разнообразно. При опухолях почки может быть изменение цвета мочи, но у детей это очень редко. Если в анализе мочи проскакивают эритроциты, кровь, которые не должны быть там, это нельзя оставлять без внимания.

Увеличение лимфатических узлов, так называемые лимфадениты, которые в нашем климате встречаются часто - у детей плохие зубы, плохая носоглотка, какие-то инфекции постоянно, - и очень часто увеличиваются шейные лимфатические узлы. Но, например, увеличения надключичного лимфатического узла ни при какой простуде быть не может. Тут точно надо идти к врачу, потому что это явная патология.

Любое изменение самочувствия, состояния, когда ребенок необычно себя ведет: он приходит домой, ему хочется прилечь, он не бегает, у него нет активности, это тоже подозрительно - может быть заболевание лейкозом, это самое частое детское онкологическое заболевание. Клиника лейкоза может быть самая разная - усталость, утомляемость, может быть небольшое повышение температуры - нет специфических признаков. Может сразу начинаться с лихорадки, сыпи, могут быть носовые кровотечения, что привлекает к себе внимание и заставляет идти обследоваться.

Опухоли костей не бывают без жалоб - это всегда боль, всегда какая-то припухлость, всегда какое-то нарушение функций. И вы не будете делать рентген абсолютно всех костей, чтобы узнать - вдруг где-то что-то развивается, - так нельзя жить. Вообще невозможно смотреть на своего ребенка как на потенциального онкологического больного - мама этого не выдержит, ребенок будет расти с комплексами. Маме надо просто внимательно относиться к ребенку, и если вдруг что-то с ее точки зрения не так, она должна прийти к доктору, а вот доктор уже, в зависимости от характера жалоб, должен решить вопрос, насколько это может быть опасно и насколько это надо всерьез обследовать.

Бывают ли косвенные показания на обследования состояние матери во время беременности, наследственность?

Некоторые заболевания действительно имеют наследственный характер. Нужно четко знать свой анамнез. Например, так называемая ретинобластома, опухоль глаза, может передаваться от матери к ребенку. Такого ребенка надо смотреть в роддоме, с тем чтобы поймать опухоль. Если она есть, действовать надо в самом дебюте, чтобы спасти глаз. На сегодняшний день есть много методов, которые позволяют лечить ретинобластому, не удаляя глаз - можно сохранить ребенку зрение.

Сегодняшние методы пренатальной диагностики позволяют увидеть опухоль, если она развивается, на УЗИ в животе матери, и у нас есть несколько случаев, когда ребенок рождался и доктора сразу же начинали действовать.

Есть ли типичные ошибки, которые совершают педиатры относительно онкобольных? У врачей бытует такое мнение, что онкологическое заболевание - это как клеймо, как чума. Этих детей очень боятся на участке. Ребенок с онкологией заболевает банальной пневмонией, а маме говорят - это ваша опухоль, и мама, рыдая, начинает звонить онкологам. Понятно, что такие вещи идут от незнания. На самом деле при каждой опухоли может возникнуть рецидив, но вопрос в сроках. Есть клеточные лимфомы, они чаще всего развиваются в животе. Если ребенок прожил год здоровым после этого заболевания, то тысячная доля процента, что у него может возникнуть рецидив. Не описано в литературе ни одного позднего рецидива этой лимфомы. А при саркоме Юинга, наоборот, нужно ждать лет 7-8, чтобы знать точно, что пройден тот рубеж, когда рецидивов не возникает. Рецидивы опухолей костей возникают чаще всего в первые 2 года после окончания лечения. Это не значит, что рецидив не может возникнуть через 5 лет. А вот через 10 это уже точно вряд ли. Когда ты знаешь биологию опухоли, ты примерно представляешь, что может быть в ближайшие годы. Но не все онкологи это знают, а педиатры - тем более.

Поэтому всегда лучше позвонить и спросить, может ли у этого больного что-то быть связано с онкологией или нет. А так вот пить маме, что все из-за опухоли, - это жестоко.

Интернет-магазин Amway, полный каталог амвэй, доставка по России.

Куда в Петербурге могут направить ребенка, чтобы окончательно подтвердить или опровергнуть онкологический диагноз?

Муниципальных отделений два. В 1-й больнице занимаются преимущественно лечением детей с лейкозами, наше отделение занимается лейкозами и всеми прочими опухолями. Еще есть федеральный НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова, там тоже есть детское отделение, где не лечат детей с опухолями головного мозга, не лечат с лейкозами, но лечат со всеми остальными заболеваниями. Туда тоже свободно госпитализируются дети из Санкт-Петербурга. Есть еще институт детской гематологии и трансплантологии им. Раисы Максимовны Горбачевой, они главным образом ориентированы на трансплантацию, то есть первичных больных у них меньше. Они могут заниматься и лечением, но главная цель - осуществлять трансплантации костного мозга. Если речь идет о диагностике, о подозрении на опухоль, то тут больше работают 2 отделения - мы и 1-я больница.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про отделение детской онкологии и гематологии в 31-й больнице. Наше отделение рассчитано на 35 коек, здесь лечатся дети со всеми видами злокачественных опухолей. Это и лейкозы, онкологическая гематология, но большая часть детей с опухолями - головного мозга, почек, костей, печени... В основном это онкологическое отделение, дети в возрасте от 0 до 18 лет, лечатся и из нашего города, и со всей страны, и из ближнего зарубежья.

Лечение осуществляется по современным европейским протоколам, с очень удовлетворительными результатами. К сожалению, ни одна страна мира не может похвастаться, что дети излечиваются на все 100%, но мы гордимся своими результатами - сейчас мы можем говорить о том, что наши дети имеют равные шансы излечиться с детьми в Европе, например.

С прошлого года у нас работает амбулаторный прием, что значит, что ребенка не обязательно сразу нужно отправлять на госпитализацию и пугать этим родителей. Доктор может дать направление в нашу 31-ю городскую больницу, на амбулаторную консультацию детского онколога с конкретным вопросом. Очереди никакой нет, можно записаться на тот день, когда удобно. Более того, здесь можно сразу пройти то обследование, которое будет показано. Доктор может сразу отправить и в лабораторию, и на рентген, и выяснить, о чем идет речь. Или оставить под наблюдением и пригласить, скажем, через 2-3 недели, чтобы ребенок не выпал из-под внимания.


Вопросы читателей
Секреты хорошего аппетита от «Растишки»
Родительская ПРАКТИКА
ИГРУШКА С УМОМ
ПЕРВЕНЕЦ В СЕМЬЕ