ИГРУШКА С УМОМ

Выбранный вами экземпляр должен соответствовать психолого-педагогическим требованиям к игрушкам, а значит, соответствовать возрасту, полу и индивидуальным потребностям ребенка. надписи на игрушках: «детям до трех лет не предлагать» или «Рекомендуется детям от трех до десяти лет» - нас ориентируют, но лично меня очень смущают. Я не представляю себе игрушку, в которую играл бы ребенок и трех лет, и десяти лет. С игрушками до года немного проще. Условно их можно разделить на две группы: манипулятивные и развивающие. Первые способствуют развитию у ребенка основных рефлексов. К ним относятся: погремушки, круги-хваталки над кроваткой и пр. Развивающие игрушки формируют и развивают мышление ребенка, учат его устанавливать причинно-следственные связи «действие - результат». К ним относятся, например, прозрачные колбы с песком или цветными шариками.

Ребенок до года живее и активнее реагирует на яркие цвета. Это обусловлено тем, что до года у него развивается зрительный рефлекс и простые цвета ему воспринимать проще. Важно, чтобы цвета не были сложными и относились к палитре основных цветов: красный —значит, красный, а не розовый или бордовый и т.д. Игрушки кислотного цвета исключаем категорически.

Звук должен быть конкретным. Вот почему в погремушках встречаются всевозможные «шумелки» и «свистелки». Они нравятся малышу, и с их помощью можно привлечь его внимание. Если мама, лицо которой является нейтральным для ребенка, около своего лица чем-то гремит, то он обращает внимание и на погремушку, и на нее. В такие моменты важно улыбаться, чтобы к 2—месяцам у ребенка сформировался т. н. комплекс оживления —улыбка при виде близкого человека.

Сначала вкладываем в ладошку малышу простую форму, чтобы он мог почувствовать разницу —где квадратик, где треугольник, а где кружок. Потом более сложные формы. Лучше, когда в арсенале несколько разных форм игрушек. По размеру игрушки не должны быть большими. Есть такое правило: до 6 месяцев игрушка должна умещаться в одной руке ребенка, а с 6 месяцев —в двух руках. Наличие ручки у игрушки способствует формированию хватательного рефлекса.

Исключение: МЯГКИЕ ИГРУШКИ НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ ДЕТЯМ ДО ГОДА, И НЕ ТОЛЬКО ИЗ ГИГИЕНИЧЕСКИХ СООБРАЖЕНИЙ.

У ребенка в этом возрасте нет возможности использовать мягкие игрушки в действии. Единственное применение, которое можно найти маленьким мягким игрушкам, - это чтобы показать разные свойства предметов. Кирпичик - твердый, слоник - мягкий. Большие мягкие игрушки надо исключить совсем. Они могут сильно напугать ребенка и поселить в нем страх. Никогда игрушка не должна быть выше ребенка.

ИГРУШКИ С МЕЛКИМИ ОТРЫВАЮЩИМИСЯ ДЕТАЛЯМИ ТРЕБУЮТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ ОСОБЕННОЙ БДИТЕЛЬНОСТИ.

Глазки и пуговки вызывают у ребенка живой интерес, и он с удовольствием и усердием пытается их отковырять или откусить. Если такой эксперимент ему удается, то сценарий дальнейших действий несложно предположить. Он может попробовать свой трофей на зубок или попытается засунуть его, например, себе в ухо. У врачей-лоров в детской больнице маленькие пациенты-экспериментаторы - частые посетители.

ТРАНСФОРМЕРЫ ДЕТЯМ В ВОЗРАСТЕ ДО ГОДА АБСОЛЮТНО НИ К ЧЕМУ.

Малыш не оценит перевоплощение робокопа в машину. Ему это пока не интересно и не нужно. Единственный трансформер, который полезен для ребенка в этот период, - пирамидка со съемными частями. Годовалому ребёнку можно купить лего с крупными деталями, но избегать наборов, в которых есть слишком мелкие детали.

СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН И ДРУГИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО НАЗНАЧЕННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ВЕЩИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИГРУШКАМИ.

Сотовый телефон создан для того, чтобы по нему звонить; микроволновка - чтобы в ней разогревать пищу; и т. д. Если же мы позволяем ребенку играть с этими предметами, то у него не формируется уважения к вещам. Более того, все эти взрослые штуки нередко оказываются опасными для ребенка. Например, исследование на эмбрионах показало, что сотовый телефон небезопасен для ребенка - по излучению и звуку, который он издает.

Особо отметим: Игрушки на батарейках, которые воспроизводят звук, относятся к развивающим и для ребенка полезны, т. к. он видит результат своих действий. Но не все родители могут выдержать несколько часов один и тот же звук и вынимают батарейку, что вызывает эмоциональное неудовлетворение у ребенка и нарушает причинно-следственные связи. Прежде чем покупать —оцените свою выносливость.

Маленький ребенок воспринимает все звуки как единый шум. Поэтому если мы играем с игрушками «звукоподражалками», когда уточки крякают, свинки хрюкают, собачки лают, то другие звуки в комнате на время игры следует истребить. Закройте окно, выключите телевизор, радио.

Ребенок должен знать, какие вещи его, а какие —мамины и папины. И об этом надо говорить так: «Сынок, это нельзя. Это вещи родителей (это мамин телефон, это папин портфель). А вот это твое, это можно». Нельзя сказать: «Это нельзя!» —и точка, надо всегда показать некое равноправие, переключая внимание ребенка: «А вот это можно».

ИГРАЕМ С ПЕЛЕНОК

Многие родители очень ошибаются, когда полагают, что ребенок должен играть без их участия, сам и его не надо учить играть. Вовсе нет! И чем старше ребенок, тем требуется большее участие родителя - показать ребенку и объяснить, как в эту игрушку играть, как ее брать, располагать. И начинать учить ребенка играть следует как раз с первичных манипуляций. Самое простое - малыш тянется за игрушкой, что является предвестником того, что ребенок будет сидеть, переворачиваться, ползать. Игрушку каждый раз кладем чуть дальше, но чтобы ребенок мог до нее дотянуться. Как только ребенок научился сидеть, возьмите на вооружение игру «Переложи предмет». Садимся перед ребенком и, как говорят многие родители, начинаем тупые движения. В одну коробочку кладем все игрушки и начинаем перекладывать их в другую коробочку. Можно делать акцент на одном признаке, например только на цвете или только на форме. Простая, по мнению родителей, игра прекрасно развивает ребенка. Судите сами: из всех игрушек малышу нужно выбрать одну, а значит - сосредоточить зрительное восприятие, подстроить связку рука-глаз, сложить нужным образом пальчики, чего мы часто не наблюдаем у первоклассников, которые не могут переписать из учебника текст и постоянно делают ошибки. Глаза у них видят, а рука не слушается. Это все от того, что в год с ними не играли в эту «тупую» игру. Многих детей такие игры захватывают, и они могут полчаса сидеть и перекладывать предметы из одной коробочки в другую, что очень положительно влияет на развитие мелкой моторики, а к году - речи. Когда мы играем с ребенком, то обязательно проговариваем все свои движения: «Я беру шарик, я кладу шарик». Причем проговариваем взрослым человеческим языком, без всяких «кис-кис» и «би-би».

Игрушка с историей, проверенная временем: мишка тедди купить можно не выходя из дома.

Одно из самых часто встречаемых родительских заблуждений: «Чем больше игрушек —тем лучше». Это в корне неправильно. Из всего многообразия предложенных игрушек ребенок до года выберет одну, максимум две игрушки. Ребенок постарше —3, максимум 5. И это нормально, ведь дело не в количестве, а в качестве и полезности игрушки.

Делайте игрушки вместе с ребенком. Лепите из теста, складывайте из бумаги. Даже если результат выйдет немного кривоватым, эмоции, которые вы вложили в это произведение, сделают его дороже любых игрушек из магазина. К тому же такие совместные занятия развивают мелкую моторику рук, креативность и обогащают ваши отношения с ребенком.

Электромагнитные излучения, исходящие от сотового телефона, негативно влияют на развитие мозга и установление нервных связей. Звуки в сотовых телефонах имеют такую частоту, чтобы их услышать среди других звуков, что травмирует ребенка. Все детские игрушки, которые прошли исследования и сертификацию, издают звуки на определенной, безопасной для детей, частоте.


Секреты хорошего аппетита от «Растишки»
Родительская ПРАКТИКА
Детская онкология
ПЕРВЕНЕЦ В СЕМЬЕ
В начале отцовского пути