Воспитание детей с отклонениями в развитии
В настоящее время политика нашего государства направлена на улучшение положения детей с отклонениями в развитии и на признание их прав на полноценную жизнь, получение образования, обеспечение равных с другими детьми возможностей, интеграцию в общую систему обучения и воспитания.
С этой точки зрения особое значение приобретает разработка и внедрение новых образовательных моделей, основанных на взаимодействии медицинской, психологической и педагогической служб. Эти службы призваны поддерживать родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в том числе в их стремлении помочь своим детям приспособиться к окружающему миру, обеспечить им достойное будущее. Особое влияние на становление ценностных ориентации таких семей имеет создание системы раннего вмешательства специалистов, своевременной диагностики, профилактики и коррекции вторичных отклонений в развитии детей.
Психолого-педагогическое сопровождение – это особая культура содействия ребенку и его родителям. Оно является одной из вариативных моделей специализированной помощи семьям и представляет собой набор коррекционно-педагогических методов исправления недостатков в развитии детей и влияния на родителей. Иначе говоря, это комплексный подход, направленный на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и поддержку его семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей широко распространено в системе российских учреждений образования, ППМС-центров, детских дошкольных учреждений; востребовано оно и в условиях стационаров. Самая распространенная форма – консультирование родителей, их профессиональная поддержка, имеющая серьезную научную основу (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) и включающая обязательное клиническое и психолого-педагогическое обследование ребенка, цель которого – оценка структуры и степени нарушения в развитии, выявление особенностей умственного и физического развития, а также определение мероприятий коррекционной помощи.
В научных исследованиях рассматриваются различные аспекты психологических оснований консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Показано, что, с одной стороны, обеспечение родителей научной информацией, а с другой – учет специалистами-консультантами особенностей внутрисемейной ситуации, состояния родителей и других членов семьи позволяют не только разрешать проблемные ситуации, связанные с развитием ребенка, но и побуждать родителей к активному общению с консультантами и поиску эффективных путей создания условий для воспитания ребенка в семье.
В процессе консультирования семьи на первый план выступает взаимодействие специалиста с близкими взрослыми с целью оценки социальной ситуации воспитания ребенка, восстановления у родителей адекватного эмоционального фона и профилактики негативных проявлений друг к другу. Одним из условий такого взаимодействия является соблюдение этических норм в процессе общения всех взрослых с детьми, а рекомендации по организации адекватного воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями направлены на их включение в педагогический процесс, на создание необходимых для этого условий.
В процессе комплексного консультирования специалисты ориентируют родителей на создание в семье оптимальных педагогических условий для воспитания и развития ребенка и адекватных способов общения с ним. Важным инструментарием в психолого-педагогическом сопровождении выступают методы изучения как самого ребенка, так и его семьи.
При изучении ребенка используются следующие методы: анализ историй развития ребенка (медицинская карта, сбор анамнеза), наблюдение за его поведением в свободной деятельности и в процессе обследования, психолого-педагогическая диагностика отклоняющегося развития, анализ результатов наблюдения и обследования. Результатом должно стать определение причин первичных и вторичных отклонений, выявление психофизических (возрастных и индивидуальных) особенностей развития, разработка рекомендаций для родителей и педагогов с целью дальнейшего воспитания и обучения ребенка.
При изучении семьи используются такие методы: анкетирование, беседа с родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка, демонстрация эффективных приемов взаимодействия с ним и обучение им родителей; анализ программы, разработанной для дальнейшего развития ребенка. Эти методы направлены на выявление воспитательской позиции семьи по отношению к малышу, способов взаимодействия с ним, а также на повышение уровня психолого-педагогической компетентности семьи, активизации ее родительского потенциала.
Исследователи отмечают поэтапный характер консультирования родителей. На первых этапах задачи специалиста – выяснить у родителей данные о ребенке, их жалобы и причины, побудившие обратиться за помощью, изучить медицинские документы ребенка, уточнить условия его воспитания в семье с момента рождения. Затем проводится психолого-педагогическое обследование, в ходе которого определяется уровень сформированности у ребенка умственных действий (или их предпосылок) – важнейших показателей интеллектуального развития. После этого с родителями обсуждаются результаты обследования, им даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Специалист объясняет родителям их роль в становлении личности ребенка, акцентируя внимание на семейном потенциале. В заключение специалист разрабатывает индивидуальную коррекционную программу воспитания и развития ребенка, составляет педагогический прогноз.
Индивидуальная программа представляет собой описание комплекса взаимосвязанных задач и направлений в работе специалиста с ребенком, охватывающих все стороны его личности (физическая и психическая сферы). Программа состоит из трех частей: первая часть – общие рекомендации по проведению занятий с ребенком (педагогические условия); вторая – содержание коррекционно-педагогической работы; третья часть – рекомендации родителям.
В педагогических условиях определяются требования к организации режима занятий с ребенком, дается подбор игрового материала, а также описываются способы передачи ему общественного опыта и ориентировочно-познавательной деятельности.
Содержание коррекционно-педагогической работы отражается по направлениям, ориентированным на основные линии психофизического развития: социальную, физическую и познавательную. Раскрывается также содержание работы по формированию у детей ведущей и продуктивных видов деятельности. Педагогическая работа в этих направлениях основывается на онтогенетическом подходе, в котором соблюдаются принципы поэтапного формирования всех видов детской деятельности, учитываются особенности, а также индивидуальный темп психического развития каждого ребенка.
Педагогическая работа, направленная на формирование ведущей и продуктивных видов детской деятельности, является неотъемлемой частью практически всех современных программ обучения и развития детей дошкольного возраста (“Детский сад – дом радости”, 1990; “Одаренный ребенок”, 1995; “Шаг за шагом”, 1996; “Из детства в отрочество”, 1997; “Истоки”, 1997, и др.), а в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего вида сочетается с коррекционными целями и задачами обучения и воспитания детей (см.: Екжанова ЕЛ., Стребелева ЕЛ. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание”. М.: Просвещение, 2003,2005).
Как правило, индивидуальная программа разрабатывается на небольшой период с учетом динамики психофизического развития ребенка в период проведения с ним коррекционно-развивающих занятий и требует неоднократной корректировки.
Давая родителям рекомендации, важно обосновать педагогический прогноз, т.е. возможные варианты включения ребенка в среду сверстников, а также определение типа образовательного дошкольного учреждения, в котором ему предстоит воспитываться и обучаться.
Педагогический прогноз предполагает анализ клинических и психолого-педагогических данных обследования ребенка, на основании которых и определяется выбор оптимального типа его образовательной среды.
Например, детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы, как правило, рекомендуются специальные занятия с педагогом-дефектологом на дому, в группах кратковременного пребывания при ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, а также посещение центров раннего развития, в которых коррекционно-педагогические занятия проводят специалисты-дефектологи.
Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития рекомендуется посещение специализированных ДОУ (занятия с дефектологом, психологом и логопедом), а также ДОУ комбинированного вида.
Для детей с легкой умственной отсталостью показаны ДОУ компенсирующего вида; с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – группы кратковременного пребывания при ДОУ компенсирующего вида.
Родителям обосновывают необходимость устройства их детей в специализированные учреждения, дают рекомендации по проведению занятий и организации досуговой деятельности в семье.
Конечным результатом психолого-педагогического консультирования семьи является:
- информирование родителей об объективном состоянии психофизического здоровья ребенка;
- разработка индивидуальной коррекционной программы воспитания и обучения ребенка;
- ориентирование родителей на создание в семье адекватной предметно-развивающей среды и своевременное применение мер коррекционного, воспитательного и обучающего воздействия.
Представленный подход к психолого-педагогическому сопровождению родителей накладывает на специалистов особую ответственность. Они должны овладеть клинико-психолого-диагностическими и коррекционно-педагогическими методиками, научиться ориентироваться в консультационной службе, быть способными к системному анализу в целях разрешения проблемных ситуаций, уметь планировать педагогическую деятельность с учетом специфики семей и особенностей ребенка, а также других участников образовательного процесса (сверстников, других взрослых).
Современные родители, как правило, охотно идут на контакт со специалистами, так как испытывают потребность в квалифицированной помощи и осознают ее необходимость. В семьях, которые воспитывают детей с нарушением интеллекта, потребность взаимодействия со специалистами педагогического профиля (педагогами-дефектологами) встает наиболее остро. Многие из родителей страдают от недостатка информации по вопросам воспитания и развития детей в семье, общения ребенка со сверстниками, его адаптации к окружающей среде, обеспечения эффективной помощи и др., что, в свою очередь, сказывается на организации семейной жизни, личностных качествах взрослых, морально-психологической стороне их поведения в обществе. В связи с этим родители и проявляют активность в поиске оптимальных условий для развития своего ребенка и часто являются инициаторами взаимодействия со специалистами. Это не только позволяет родителям вместе с ними своевременно решать проблемы и преодолевать трудности, связанные с воспитанием и обучением ребенка в семье, но и способствует развитию у них уверенности, признанию их педагогических способностей.
Значение психолого-педагогического сопровождения семьи состоит в:
- поддержке приоритетности семейного воспитания;
- содействии в воспитательном процессе, прежде всего налаживании отношений родителей с ребенком;
- оказании им помощи в преодолении трудностей, связанных с поиском условий для специального обучения ребенка;
- предупреждении отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка;
- решении проблем взаимоотношений со взрослыми (педагогами) и сверстниками.
По мнению исследователей, в результате у детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, появляется шанс к увеличению продолжительности жизни, прежде всего у тех детей, у которых в силу тяжести первичного нарушения прогноз выживания был малоблагоприятным. Матери объясняют это своевременностью коррекционно-педагогической помощи, оказываемой ребенку с рождения, что позволяет сформировать у него необходимые навыки общения, самообслуживания, сориентировать в дальнейшей самостоятельной деятельности и тем самым социализировать его. Специалисты отмечают важность влияния таких моделей воспитания и обучения детей, которые позволяют предупредить и преодолевать их несостоятельность.
Опыт психолого-педагогического сопровождения семей показывает, что общие задачи предполагают гуманное отношение к каждой семье, создание благоприятных условий для своевременного информирования родителей и их включения в педагогический процесс.
Частные задачи решаются в процессе индивидуального подхода к каждому ребенку, при учете семейных условий для его воспитания, налаживании (если это возможно) контактов со специалистами психолого-педагогического профиля.
Соблюдение всеми взрослыми единых требований к воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии, точное следование рекомендациям специалистов позволяют не только корректировать, но и своевременно предупреждать появление вторичных отклонений в психическом развитии детей, достигать адекватного личностного становления каждого ребенка с целью его дальнейшей интеграции в общество.
С учетом факторов, влияющих на степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии детей (их своевременное выявление и раннее начало целенаправленной коррекционно-педагогической работы, разработанное содержание образовательного процесса, адекватный характер общения и взаимодействия близких взрослых с ребенком, соблюдение единых требований к его воспитанию и обучению в семье и дошкольном учреждении, согласованность в действиях разных специалистов), можно отметить следующие основные направления психолого-педагогического сопровождения семей:
Диагностика, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии психики ребенка.
Оказание ребенку помощи в реализации его образовательных потребностей, создание педагогических условий для проведения с ним коррекционно-развивающих занятий.
Информационная помощь родителям в отношении проблем развития ребенка и формирование у них педагогической этики и психолого-педагогической компетентности.
Включение (по необходимости) родителей в педагогический процесс.
Основная цель работы специалистов с родителями – это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка и о необходимости специальных коррекционных занятий, способствующих укреплению его здоровья; формирование активной позиции в вопросах воспитания и адекватных форм взаимодействия со своими детьми.
Психолого-педагогическую работу с родителями определяет ряд принципов:
- индивидуально ориентированный подход к каждой семье;
- соблюдение этических норм и доброжелательность в отношении семьи, обратившейся за помощью;
- ориентация на позитивное разрешение проблем, связанных с развитием ребенка;
- ” соблюдение корректности при включении родителей в педагогический процесс и др.
Ныне в практику уже внедрены индивидуальные и групповые формы психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальные формы востребованы в системе учреждений здравоохранения и социальной защиты, а именно в клинической практике детских стационаров. Методические аспекты комплекса реабилитационных мероприятий по сопровождению ребенка, имеющего отклонения в развитии, и семьи усматриваются в следующем:
Приоритетность информирования родителей об особенностях развития ребенка-младенца и о важности первых форм его общения и взаимодействия с матерью, что в дальнейшем обуславливает появление основных психологических новообразований возраста; в младенчестве это эмоционально-личностные формы общения, навыки общей моторики – сидения, ползания, стояния, ходьбы, манипуляции с предметами и игрушками (закрыть, открыть, вынуть и др.), первые звуковые комплексы, слова и др.
Необходимость активного включения родителей в педагогический процесс.
Обучение специальным технологиям воспитания младенца, основанным на понимании роли взрослого в стабилизации его эмоционального состояния, налаживании режима дня.
По мнению разработчиков модели помощи раннего вмешательства, конечная цель психолого-педагогического сопровождения семьи на этапе выхаживания и воспитания ребенка младенческого возраста – организовать ему через близких взрослых своевременную коррекционную поддержку, помочь родителям справиться с трудностями его социализации.
Как показывает педагогическая практика последних лет, и в условиях стационаров специализированного назначения (например, НИИДХиТ – Научно-исследовательский институт детской хирургии и травматологии, Москва) необходимо организовывать психолого-педагогическое сопровождение семей в виде постоянного консультирования близких родственников, осуществляющих в условиях больничного отделения уход за ребенком, перенесшим тяжелую черепно-мозговую травму. Традиционная психотерапевтическая помощь ориентирована лишь на ребенка, находящегося в сознании и вступающего в адекватное взаимодействие с психологом. С детьми же, не вступающими во взаимодействие с окружающими людьми, психолого-педагогическая работа затруднена. Практически она сводится к тому, что лечащий врач информирует родителей о состоянии ребенка.
Действительно, больные, находящиеся в остром периоде черепно-мозговой травмы, не могут контактировать с окружающими людьми, обслуживать себя, во всем зависимы от медперсонала. Как правило, они находятся в нейрохирургическом отделении или отделении интенсивной терапии, задача которых – стабилизировать жизнеобеспечивающие функции организма. Несколько позже, в промежуточном периоде черепно-мозговой травмы, на повестку дня встают задачи раннего и продолженного этапа реабилитации.
Несмотря на шоковое и стрессовое состояние родителей, им разрешается навещать ребенка в дневное время суток, а также рекомендуется выполнять требования лечащего врача, связанные с соблюдением режимных моментов и элементарным уходом (кормление, умывание и др.). Между тем, как показывают беседы с родителями, многим требуется профессиональная психотерапевтическая помощь для нейтрализации стрессового состояния. Они испытывают серьезные опасения за судьбу ребенка, хотят знать, что их ждет в продолженном и отдаленном периоде его реабилитации, как вернуть семью к прежнему образу жизни.
Учеными доказано; последствия черепно-мозговой травмы на отдаленном этапе реабилитации часто обуславливают задержку и отставание в умственном развитии, отражаются на динамике развития произвольных форм деятельности, оказывают особое влияние на их способность к дальнейшему обучению и социализации. Следовательно, задачи психолого-педагогической помощи родителям, осуществляющим уход за ребенком в стационаре, состоят в коррекции психологического состояния близких взрослых, оптимизации детско-родительских отношений в период ухода за ребенком, оказании помощи в адекватной оценке его потенциальных возможностей, налаживании с ним невербального и вербального контакта, восстановлении у больного ребенка элементарной социально-бытовой ориентировки.
Решение этих задач становится возможным в процессе формирования у близких взрослых готовности включиться в работу восстановительного характера через психотерапевтические и педагогические технологии, а именно через формирование у них позиции взаимодействия с психологом и педагогом-дефектологом, корректировку самооценки на фоне активного участия в реабилитационном процессе, поддержку веры в потенциальные возможности ребенка, а также в эффективность используемых приемов восстановления.
Методы работы с близкими взрослыми включают психотерапевтические тренинги, демонстрацию педагогических технологий, информирование о возможностях детского организма для восстановления мозга и об их роли как весомого социального фактора воздействия и др. После выписки ребенка из стационара родители имеют возможность консультироваться с педагогом-дефектологом по вопросам его социально-бытовой реабилитации в семье, а в отдаленном периоде после травмы, при плановом прохождении лечения в стационаре, быть активным участником реабилитационных занятий, направленных на активизацию умственной деятельности ребенка и его двигательной сферы в целом.
Практика психолого-педагогического сопровождения родителей широко распространена на уровне ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, центров детского развития. Работа специалистов дошкольных учреждений направлена прежде всего на включение родителей в педагогический процесс; работа специалистов органично вплетается в процесс обучения и воспитания их детей, является неотъемлемой частью этого процесса, позволяет быть всем заинтересованным взрослым его активными участниками. Каждого родителя специалисты-дефектологи обучают адекватным навыкам общения и взаимодействия со своим ребенком, формируют у них приемы организации игровой деятельности с детьми в группе. Многим родителям это помогает справиться с неуверенностью, поверить в свои воспитательные способности, изменить свои педагогические позиции, адекватно оценивать потенциальные возможности ребенка.
Начинается такая работа со знакомства, в ходе которого педагог изучает родительскую позицию взрослого: беседует, анкетирует и наблюдает за тем, как он играет с ребенком.
Результатом проведенной специалистом подготовительной работы является планирование путей продуктивного взаимодействия с близкими взрослыми: индивидуальное консультирование, беседа, включение в занятия с ребенком, проведение праздников, участие в групповых семинарах с другими родителями и др.
Основные усилия специалиста направлены на формирование у родителей установки на положительные формы взаимодействия с ребенком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье.
В целях формирования у родителей устойчивой педагогической позиции, уверенности в своих воспитательных возможностях при организации коррекционно-педагогических занятий с ребенком педагог продумывает варианты включения близких взрослых в занятие и обучения их игровым приемам общения с ребенком. Педагогическая работа направлена, с одной стороны, на формирование потребности в общении с ребенком на основе невербальных и вербальных средств общения, а также на усвоение коммуникативных навыков, вызывающих у ребенка ответную потребность в общении и интерес к совместной деятельности, а с другой – стимулирует появление у ребенка привязанности к близким взрослым, желания общаться с ними, коммуникативных навыков.
Наиболее востребованными практикой являются следующие варианты включения близких взрослых в занятие:
1. Наблюдение за ходом занятия (наблюдение за поведением ребенка в процессе игровой деятельности с педагогом, составление конспекта занятия, запись вопросов к педагогу по ходу занятия).
2. Кратковременное включение в ход занятия (включение в проведение игр, ознакомление с приемами игрового взаимодействия с ребенком, акцентирование внимания на значимости вербальной инструкции).
3. Партнерское участие матери в проведении занятия с ребенком. Этот вариант не требует обучения игровым приемам, предполагает активное участие в групповых играх с несколькими детьми (музыкальное занятие, подвижная игра). Все вопросы и комментарии переносятся на конец занятия, когда обсуждаются его результаты.
4. Самостоятельное проведение игры или части занятия. Этот вариант требует предварительной договоренности с педагогом. Игра продумывается заранее, условия и ход ее проведения обговариваются, педагог помогает подобрать игровое оборудование. После работы проводится обсуждение, даются рекомендации, высказываются замечания, планируются другие виды занятий.
5. Организация игры одного взрослого с двумя детьми. Это наиболее сложный вариант: многие родители долго остаются сконцентрированными на достижениях своего ребенка во время занятий, поэтому часто испытывают трудности в переключении внимания на действия другого ребенка. Следовательно, необходима помощь педагога, который учит взаимодействовать с разными детьми, участвовать в проведении групповых игр.
6. Включение в групповые формы проведения занятий (музыкальные, по развитию движений), праздников и др. Этот вариант предполагает дифференцированное отношение к родителям с учетом их готовности к включению в игры с другими детьми, активной позиции и желания участвовать в групповых мероприятиях с другими родителями. Работа по этому варианту способствует формированию уважительного отношения к “несвоему” ребенку, налаживания взаимопонимания с другими родителями и др.
Групповые виды работы педагога с родителями включают проведение семинаров-занятий, направленных на повышение уровня родительской компетенции и обучение родителей педагогическим технологиям. Эти формы работы были апробированы и внедрены в Институте коррекционной педагогики РАО (“Университет для родителей”, 1994), в лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития, и рекомендованы к использованию в системе специального образования.
Содержание групповой работы реализуется в двух направлениях – теоретическом и практическом. Теоретическая часть включает проведение лекций, круглых столов, коллективные просмотры и анализ видеофрагментов занятий с детьми. Практическая часть направлена на обучение родителей технологиям организации предметно-развивающей среды, проведения коррекционно-педагогических занятий, праздников и досугов.
Как показывает практика, индивидуальные и групповые варианты работы способствуют активизации у родителей педагогических способностей, появлению уверенности в собственных силах, адекватному восприятию возможностей своего ребенка к обучению и появлению доверия к специалистам, которые помогают создать условия для его обучения и воспитания.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи является весьма значимым звеном в медико-психолого-педагогической помощи детям в целях профилактики первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии. Оно требует широкого использования на практике комплекса интегративных междисциплинарных средств взаимодействия всех взрослых (специалисты и родители), являющихся заинтересованными участниками образовательного и воспитательного процессов.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!