Cенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори
Монтессори-педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей в возрасте от 3 до 12 лет, разработанной итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870 – 1952). На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии.
В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-е – 20-е годы. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 года идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю. И. Фаусек. С 1991 года происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессори-детских садов и ряд экспериментальных начальных школ. Монтессори также наметила пути применения своего метода к развитию и обучению детей раннего возраста и предложила план создания школ второй ступени для детей старше 12 лет. Эти идеи были подхвачены и развиты ее последователями в разных странах, однако подавляющее большинство современных Монтессори-школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет. “Монтессори-гимназий” и “Монтессори-лицеев” гораздо меньше, но они все же существуют за рубежом.
Философские воззрения Монтессори связаны с наличием у нее собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности, ребенка. Она была убеждена в существовании “Космического плана” развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума – “впитывающим мышлением” – и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему “строительным планов.
Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на учащихся. Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с детьми с использованием комплекса оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель первоначально демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, затем предоставляет ему возможность заниматься самостоятельно.
Главное, что дают учащимся Монтессори-детский сад и Монтес-сори-школа помимо высокого общеобразовательного уровня – это гуманистическая ориентация и культура автономии; способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться. Так например, в Голландии Монтессори-школы относятся к типу HAVO – VWO, т. е. дают право на получение высшего и университетского образования. Не смотря на то, что к началу 90-х годов обучение в этих школах стало доступным большему числу юных голландцев, они все же считаются элитарными, и популярность их растет. В 1990 году в 150 Монтессори-школах Голландии обучалось около 30 тысяч детей и подростков.
Монтессори верила в огромные возможности ребенка, в его богатейший внутренний потенциал и изначальное стремление к самосовершенствованию. Она полагала, что “… с рождения ребенок имеет некую силу внутри себя. … Мы должны уважать в нем законы творения” [23, S. 18] Педагог – партнер и помощник ребенка в процессе его образования. “Необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера, новой и более свободной формы сознания, способной понять тотальность человеческих нужд.” [23, S.261]
Помощь развитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет в системе Монтессори осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи, обучение письму и чтению; математика, а также раздел, посвященный так называемому Космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой. В процессе образования детей от 6 до 12 лет, а также более старших, на смену материалам для упражнений в практической жизни и ряду других материалов, применявшихся на ранних стадиях обучения, приходят материалы для изучения истории человеческой цивилизации, географии, основ физики, химии, астрономии, геологии и т.д. В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности. Все они находятся в открытом доступе: дети могут выбрать и взять их самостоятельно.
Настоящая книга посвящена двум базовым учебным разделам педагогики Монтессори, предназначенным для развития и обучения детей в возрасте с 2-3 до 5-6 лет – Упражнениям по приобретению навыков практической повседневной деятельности и Сенсорному воспитанию.
Содержание
- Cенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори
- О проблематике этой книги
- СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛОМ
- I ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. УХОД ЗА СОБОЙ.
- II ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, УХОД ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.
- III ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.
- IV ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОСОБЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.
- БИНОМИАЛЬНЫЙ И ТРИНОМИАЛЬНЫЙ КУБЫ
- БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМОД
- ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДЕТСКОГО САДА МОНТЕССОРИ
- ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- ДЕКАНОМИЧЕСКИЙ КВАДРАТ или ТАБЛИЦА ПИФАГОРА
- ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИКА. ОБШИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ И СО ВСЕЙ ГРУППОЙ
- КЛАССИФИКАЦИЯ СЕНСОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСА
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОНЯНИЯ
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТЕРЕОГНОСТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЕПЛА
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЯЖЕСТИ
- МНОГОУГОЛЬНИКИ
- НАКЛАДЫВАЮШИЕСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
- ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛОВ
- ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ И РОДНАЯ КУЛЬТУРА
- ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ С МАТЕРИАЛАМИ
- ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- СВОБОДА РЕБЕНКА В МОНТЕССОРИ-ГРУППЕ
- СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ И ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ.
- СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО МЕТОДУ МОНТЕССОРИ
- СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
- СОРТИРОВКА ПРЕДМЕТОВ
- ТКАНИ
- УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
- УПРАЖНЕНИЯ С СЕНСОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.
- ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- Дом Детей
- Литература по теме
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!