Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ

ДОСКИ ЛЛЯ ОЩУПЫВАНИЯ А. В и С.

МАТЕРИАЛ: доска А: деревянная доска размером 24 х 13 см2; ее поверхность разделена на 2 равные части – гладкую и шершавую. Доска В того же размера, но разделена на 10 одинаковых полос – гладких и шершавых, которые чередуются друг с другом. Доска С: выглядит как доска В, однако полосы имеют разную степень шершавости – от более до менее шершавых. Она предназначена для упражнений и сообщения ребенку факта, что шершавые поверхности бывают разные на ощупь: более грубые и менее грубые. Гарнитур для сенсибилизации пальцев: поднос, термос с теплой водой, пиала, полотенце и тряпочка из махровой ткани.

ЦЕЛИ: прямая: развитие осязания. Ощущение пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями – сенсорная база для введения понятий “гладкий – шершавый”. Косвенная: подготовка руки к письму.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Есть 2 варианта презентации материала. Каждый имеет свою логику и преимущества. 2) Доски А и В лежат на полке одна рядом с другой. Гладкая часть обеих досок должна находиться слева, так как работа с досками будет вестись по направлению слева направо, а начинать следует всегда с приятного ощущения, в данном случае – с ощущения гладкой поверхности. Для работы берут сразу обе доски, накладывая доску А на доску В и одновременно перенося к рабочему месту.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

Вариант 1. Работа с доской А. 1) Учитель говорит ребенку: “Это доски для ощупывания. Ты можешь взять их и положить на сто/Г. Он показывает, как носят доски: кладут одна на другую (доска А – сверху), держат обеими руками справа и слева и переносят одновременно стопкой.
2) Ребенок переносит на стол доски, учитель – поднос с гарнитуром для сенсибилизации пальцев: Учитель садится справа, откладывает обе доски в сторону и ставит перед ребенком поднос. Он говорит: “Чтобы пальцы лучше чувствовали, мы их намочив. Он отливает немного воды в пиалу, окунает туда кончики пальцев, легко касается ими полотенца, промокая лишнюю влагу, и предлагает ребенку сделать то же самое. После этого начинается основная работа с доской А.
3) Доску А учитель кладет перед ребенком таким образом, чтобы гладкая ее половина находилась слева. Кончиками пальцев правой руки он медленно проводит по гладкой части доски сверху вниз, легко касаясь ее поверхности. Левой рукой он придерживает доску за край слева. Точно так же – сверху вниз – учитель проводит кончиками пальцев по шершавой поверхности и предлагает ребенку повторить его действия. Ребенок выполняет задание. Прикосновения пальцев должны быть легкими, чтобы осязательные ощущения были более яркими, а также для того, чтобы кисть была свободной и легко двигалась сверху вниз. Расслабление кисти – необходимый элемент подготовки руки к письму. ПРИМЕЧАНИЕ: для выработки динамического стереотипа можно применить технику, приведенную ниже в описании работы с доской В: проводить по поверхностям кончиками лишь двух пальцев: указательного и среднего.
4) 1 ступень 3-ступенчатого урока. Учитель снова несколько раз проводит кончиками пальцев правой руки по гладкой поверхности доски, но каждый раз при этом говорит: “Гладкий, гладкий…” Затем он повторяет те же действия с шершавой поверхностью и говорит при этом: “Шершавый, шершавый..”. Учитель предлагает ребенку повторить его действия и вместе с ним в соответствующие моменты (всякий раз, когда ребенок прикасается к одной из поверхностей) произносит: “Гладкий … шершавый’, чтобы связать сенсорное ощущение с его вербальным обозначением.
5) 2 ступень 3-ступенчатого урока. Учитель просит ребенка: “Проведи, пожалуйста, пальцами по гладкой (шершавой) части’. Затем он поворачивает доску на 180 градусов таким образом, чтобы гладкая поверхность оказалась справа, и снова повторяет свои просьбы. Можно еще и еще раз повернуть доску (на 90 градусов, перевернуть ее “вверх ногами”), предлагая ребенку провести пальцами по гладкой или шершавой частям доски.
6) 3 ступень 3-ступенчатого урока. Учитель: “Проведи, пожалуйста, по этой поверхности. Какая она на ощупь?’ Вопросы можно повторить, поменяв расположение доски. По окончании работы доску А откладывают в сторону.

Вариант 1. Работа с доской В. ПРИМЕЧАНИЕ: если ребенок правильно называет свои тактильные ощущения, т.е. успешно справляется с 3 ступенью 3-ступенчатого урока для доски А, можно приступить к работе с доской В. В этом случае она служит для повторения и закрепления материала.
1) Доску В учитель кладет перед ребенком таким образом, чтобы крайняя гладкая полоса находилась слева. Он показывает ребенку открытую ладонь правой руки, медленно загибает большой палец, затем одновременно – мизинец и безымянный, оставляя свободными два – указательный и средний. ПРИМЕЧАНИЕ: именно этими двумя пальцами, а также большим пальцем правой руки держат ручку при письме, поэтому последующие действия опосредованно развивают способности, необходимые для овладения письмом.
2) Левой рукой учитель придерживает доску слева за край, двумя свободными пальцами правой руки медленно, сверху вниз, проводит по гладким и шершавым полосам попеременно, двигаясь слева направо, одновременно с касаниями приговаривая: “Гладкий … шершавый … гладкий …” Подушечки пальцев легко скользят по поверхности доски. ПРИМЕЧАНИЕ: отметим еще один элемент опосредованной подготовки ребенка к письму: работу в направлении слева направо и сверху вниз. В этом направлении мы пишем.
3) Ребенок несколько раз повторяет упражнение. По окончании работы доски А и В убирают на место. ПРИМЕЧАНИЕ: для последующих упражнений можно использовать только доску В, а можно и обе доски.

Вариант 2. Работа с досками А и В. ПРИМЕЧАНИЕ: во втором варианте презентации Досок для ощупывания А и В трехступенчатый урок проводится с использованием доски В. При помощи доски А только называют понятия “гладкий” и “шершавый”, ограничиваясь лишь первой ступенью трехступенчатого урока.
1) Учитель говорит ребенку: “Это доски для ощупывание – и предлагает ему принести и положить на рабочий стол доски А и В, а сам берет поднос с термосом, пиалой, полотенцем и тряпочкой из махровой ткани.
2) Учитель: “Мы будем ощупывать эти доски, но сначала намочим наши пальцы, чтобы они лучше чувствовали. Он берет поднос, ставит его перед ребенком, наливает из термоса в пиалу немного теплой воды, закрывает термос. Учитель окунает кончики пальцев в воду, затем легко касается ими полотенца, чтобы пальцы не были слишком мокрыми. Ребенок тоже окунает и промокает кончики пальцев. Таким образом пальцы сенсибилизированы.
3) Учитель отставляет поднос в сторону и кладет перед ребенком доску А таким образом, чтобы ее гладкая половина находилась слева. Левой рукой учитель придерживает доску за край, а кончиками пальцев правой руки легкими, порхающими движениями проводит несколько раз сверху вниз по гладкой части доски. Движения руки плавные, кисть свободна.
4) Точно так же учитель несколько раз проводит кончиками пальцев правой руки по шершавой части доски, затем предлагает ребенку повторить упражнение: “Попробуй теперь ты? Те же действия затем проделывают и левой рукой.
5) Теперь в форме 3-ступенчатого урока вводятся понятия “Шершавый – гладкий”.
/ ступень 3-ступенчатого урока. Учитель легкими движениями несколько раз проводит кончиками пальцев правой руки по гладкой поверхности, всякий раз повторяя: “Гладкий … гладкий …”. Затем то же самое он проделывает с шершавой поверхностью, приговаривая: “Шершавый … шершавый …”. Ребенок выполняет те же действия самостоятельно.
6) Для проведения двух оставшихся ступеней 3-ступенчатого урока перед ребенком кладут доску В таким образом, чтобы крайняя гладкая полоса находилась слева. Доску А откладывают в сторону, чтобы она не отвлекала внимания.
7) Повторение 1 ступени 3-ступенчатого урока. Учитель показывает ребенку открытую ладонь правой руки и медленно загибает сначала большой, а затем одновременно мизинец и безымянный пальцы. Таким образом свободными остаются только указательный и средний пальцы. Придерживая левой рукой доску за левый край, учитель кончиками двух пальцев правой руки (указательным и средним) медленно, сверху вниз проводит поочередно по всем полоскам доски В, говоря при этом: “Гладкий … шершавый … гладкий … шершавый …”. Кисть при этом остается свободной, пальцы легко скользят по поверхности доски. Ребенок повторяет движения учителя, репетируя первую ступень 3-ступенчатого урока.

8) 2 ступень 3-ступенчатого урока. Учитель просит ребенка:

* провести по какой-нибудь гладкой полоске;
* провести по какой-нибудь шершавой полоске;
* провести по всем гладким полоскам;
* провести по всем шершавым полоскам, и т.д.

9) 3 ступень 3-ступенчатого урока. Учитель: “Проведи, пожалуйста, по какой-нибудь полоске и скажи, какая она на ощупь”. “А какая на ощупь эта полоска?’ – спрашивает учитель, указывая на какую-либо полоску, и т.д. По окончании работы доски убирают на место.

ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: провести пальцами точно вдоль полоски, не выходя за ее границы.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: при помощи осязания; визуальный – гладкие и шершавые поверхности по-разному окрашены.

УПРАЖНЕНИЯ:

1) Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
2) Работа по описанной методике с доской В, повернутой из исходного положения на 90 градусов таким образом, чтобы крайняя гладкая полоса находилась сверху. Ребенок кончиками указательного и среднего пальцев поочередно слева направо проводит по всем полоскам, начиная с верхней. Таким образом вырабатывается динамический стереотип проведения горизонтальных линий.
3) Поочередное проведение по гладким и шершавым поверхностям пальцами, всей ладонью, ребром ладони, локтем, ощущение различий щекой, пальцами ног и т.д.
4) Работа с досками А и В с завязанными глазами.
5) Определение, гладкими или шершавыми являются предметы окружающей Среды (мебель, дидактические материалы, игрушки, пол, стволы деревьев) путем касания их ладонями правой и левой руки, тыльной стороной кисти, локтями, ступнями ног и т.д.
6) Работа с доской С. При работе с доской С ребенок имеет возможность ощутить разницу между шершавыми поверхностями и понять, что на ощупь они могут быть более грубыми (состоять из крупных частиц) или менее грубыми (состоять из мелких час-тиц).Доска С предназначена для упражнений, однако учитель может показать ребенку, как с ней работают. Доску располагают таким образом, чтобы крайняя гладкая полоска находилась слева, а полоски находились бы вертикально. Учитель: “Мы будем ощупывать эту доску. Я покажу тебе, как это делают.” Он показывает ребенку открытую ладонь, загибает медленно большой палец, затем одновременно мизинец и безымянный, оставляя свободными только указательный и средний пальцы. Кончиками пальцев учитель проводит сверху вниз поочередно по гладким и шершавым полоскам, легко касаясь поверхности доски. При этом можно ощутить, что полоски становятся на ощупь все более грубыми.

Ребенок повторяет действия учителя. По окончании работы учитель спрашивает: “Как ты думаешь, шершавые полоски одинаковы на ощупь?’ Если ребенок затрудняется с ответом, можно еще раз попросить его провести по очереди только по шершавым полоскам и сказать: “Эта полоская шершавая, эта – более шершавая, эта -еще более шершавая, … , а эта – самая шершавая”. Затем можно еще и еще раз провести кончиками пальцев вдоль полосок, чтобы закрепить сенсорное впечатление.
7) Поиск в окружающей среде поверхности разной степени шершавости и попытки упорядочивания их по этому принципу.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МА ТЕРИАЛЕ
“Воспитание тактильного и термического чувства идут рука об руку, ибо теплые ванны и вообще теплота обостряют чувство осязания. Так как для практики тактильного чувства необходимо касаться предметов, то умывание рук в теплой воде имеет еще одно преимущество: внушая ребенку начала опрятности, мы учим не трогать предметов нечистыми руками. Поэтому я соединяю общие понятия практической жизни с умыванием рук, чисткой ногтей и т. п. упражнениями, подготавливающими к различию тактильных стимулов. Ограничение упражнений тактильного чувства кончиками пальцев, так называемыми подушечками пальцев, обусловлено практикой жизни. Эти упражнения должны стать необходимой фазой воспитания, так как они подготавливают к жизни, в которой человек упражняет и утилизирует тактильное чувство посредством этих кончиков пальцев/’ [3, С. 170 – 171].

“Среди дидактического материала имеется небольшая четырехугольная доска, разделенная на два равных прямоугольника шероховатый и гладкий Но прежде чем переходить к упражнению с доской, я приучаю ребенка тщательно мыть руки холодной водой и мылом, осушать их и полоскать в тепловатой воде. Иногда заставляю детей класть руки в холодную, тепловатую и теплую воду; можно также использовать для развития термического чувства серию градуированных упражнений, указанных в моей книге “Метод научной педагогики” (“Дом Ребенка”).

После этого учительница показывает ребенку, как ощупывать (т.е. как очень легко проводить кончиками, так называемыми подушечками пальцев, по двум поверхностям четырехугольной доски, чтобы почувствовать разницу между шероховатым и гладким прямоугольниками. Легкое движение руки взад и вперед по поверхности, которой она чуть касается, служит прекрасным упражнением в контроле. Маленькая ручка, только что чисто вымытая и принявшая теплую ванну, делается грациознее и красивее. Вообще же все упражнение является первой фразой воспитания “тактильного чувства ” занимающего очень важное место в моем методе.

Побуждая ребенка воспитывать чувство осязания, учительница не только рассказывает, “как это надо делать”, вмешивается несколько больше: берет в свою руку два пальчика ребенка и легко проводит ими по поверхностям доски Учительница не дает никаких объяснений; она только пытается побудить ребенка распознать нервные ощущения с помощью руки. Когда ребенок распознал их, он начинает повторять упражнение самостоятельно, проделывая те легкие движения, которые ему были показаны.
После доски с контрастирующими поверхностями ребенку дают другую дощечку, где наклеены полоски бумаги разной гладкости, от пергамента до гладкой бумаги первой доски”. [5, С. 17-18].

ШЕРШАВЫЕ ТАБЛИЧКИ

МАТЕРИАЛ: 5 пар прямоугольных табличек размером 12×9 см2, отличающихся по степени шершавости: имеются пары более шершавых и менее шершавых табличек, покрытых мелкой крошкой, напоминающей чистый речной песок. На обратной стороне табличек имеются контрольные метки: на парных одинаковых табличках наклеены кружочки одинакового цвета. Ящик, в котором вертикально стоят все 10 табличек. Набор для сенсибилизации пальцев.
ЦЕЛИ: прямая: развитие осязания; нахождение пар табличек, одинаковых на ощупь. Косвенная: подготовка к письму.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Ящик с Шершавыми табличками находится справа от Досок для ощупывания А, В и С. 2) С материалом удобнее работать на столе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1) Учитель: “Смотри, какие красивые таблички! Ты уже знаешь, что с ними делают? Если нет, тогда давай попробуем с ними поработать! Ты можешь взять ящик и перенести его на стол” Учитель показывает, как берут ящик: слева и справа ящик охватывают большими пальцами обеих рук спереди, остальными -сзади. Учитель приподнимает ящик, говорит: “Вот так берут ящик” – и ставит его обратно. Ребенок переносит ящик на стол.
2) Ящик ставят на стол между учителем и ребенком, отодвинув его к дальнему краю, но так, чтобы ребенок мог до него дотянуться. По уже приведенной методике учитель и ребенок сенсибилизируют пальцы (см. описание работы с Досками для ощупывания А, В и С). Учитель: “Мы будем искать одинаковые на ощупь таблички. Я покажу тебе, как это делают.” ПРИМЕЧАНИЕ: чтобы таблички перед началом презентации не стояли парами, их следует предварительно перемешать, переставив в ящике 2-3 таблички.
3) Правой рукой учитель берет первую табличку, кладет ее на стол и, придерживая за край левой рукой, легко проводит кончиками пальцев правой руки сверху вниз по ее поверхности, запоминая ощущение. Затем табличку можно точно так же “погладить” левой рукой. Ребенок повторяет его действия.
4) Учитель берет из ящика вторую табличку, кладет ее рядом с первой справа, проводит по ней кончиками пальцев правой руки, затем – снова по первой, сравнивая их на ощупь. Он предлагает ребенку проделать то же самое и спрашивает: “Они одинаковы на ощупь?’ Если таблички одинаковы, их кладут в сторону слева от ящика друг рядом с другом. Если таблички разные, то вторую, неподходящую табличку кладут перед ящиком. Из ящика берут следующую табличку и сравнивают ее с первой – и так до тех пор, пока пара не будет найдена. Неподходящие таблички все время складывают в стопу перед ящиком таким образом, чтобы их потом удобно было бы ставить обратно в ящик. Одинаковые пары табличек кладут слева от ящика друг под другом под первой парой.
5) Как только пара найдена, все неподходящие таблички кладут обратно в ящик, возвращаясь, таким образом, к исходной ситуации, когда на столе стоит ящик с табличками и нужно найти пару одинаковых на ощупь табличек. Лежащая на столе пара табличек -как бы не в счет, ведь она уже найдена!

ПРИМЕЧАНИЕ: ход этой презентации – прекрасный пример того, как сенсорный материал опосредованно служит для развития логического мышления ребенка, для знакомства с алгоритмом работы как таковым. Для пояснения этого факта приведем один математический анекдот.

“Задача 1. Даны пустая кастрюля, плита и кран с холодной водой. Нужно вскипятить воду. Какова последовательность действий?
Решение 1 задачи: в кастрюлю наливаем воду, ставим ее на плиту, зажигаем огонь, кипятим воду.

Задача 2. Снова даны кастрюля, плита и кран с холодной водой, но кастрюля с водой уже стоит на плите. Требуется вскипятить воду. Первое решение 2 задачи (“обычное”): зажечь газ и вскипятить воду. Второе решение 2 задачи (“математическое”): вылить воду из кастрюли и сказать, что задача сводится к предыдущей.”

В этом анекдоте заключен глубокий смысл, т.к. сведение решения проблемы (не обязательно математической) к уже известному алгоритму на практике бывает очень полезным: не надо снова “изобретать велосипед”. В нашем же случае поиска парных табличек мы не станем при поиске второй пары брать таблички из стопки, уже лежащей на столе, хотя, казалось бы, это удобно – их уже не надо вынимать из ящика. Напротив, мы уберем все неподходящие таблички обратно в ящик и сведем задачу к предыдущей, которую мы уже умеем решать.
6) Когда найдены все пары, учитель показывает пример контроля ошибок. Он берет первую пару табличек, снова проводит по каждой кончиками пальцев, еще раз сравнивая свои тактильные ощущения, затем переворачивает их и сравнивает цветные метки: “Метки одинаковые, значит, мы и в самом деле правильно нашли пару/4 Таблички по одной ставят обратно в ящик. Правильность подбора остальных пар может проверить ребенок.
7) По окончании работы ящик с табличками относят на место.

ПРИМЕЧАНИЕ: если ребенку сложно найти 5 пар, можно поначалу ограничиться тремя парами, наиболее различающимися на ощупь.

ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: чувствовать самые тонкие различия на ощупь.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: тактильный; опосредованный – с помощью контрольных меток; визуальный – таблички с разным качеством поверхности несколько отличаются по цвету.

УПРАЖНЕНИЯ:

1) Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
2) Находить пары табличек с завязанными глазами.
3) Построение сериационного ряда. Учитель берет по одной табличке разных степеней шершавости, поочередно проводит по их поверхности кончиками пальцев и раскладывает слева направо друг за другом, начиная с таблички с самым грубым покрытием и кончая табличкой с самым мелким покрытием. Ребенок строит сериационный ряд из вторых экземпляров табличек. Ряд, построенный учителем, он использует в качестве средства контроля.
4) Связь с реальной жизнью. В помещении или на улице касаются различных предметов, с шершавой поверхностью – коры деревьев, песка, дорожки, стены дома, поверхности баскетбольного мяча – и определяют, какие более, а какие – менее шершавые.

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: в форме 3-ступенчатого урока вводятся понятия: шершавый – более шершавый – самый шершавый.

ВОЗРАСТ: с 3 лет.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ:
“Дальнейшие упражнения состоят в работе с градуированной се-рией наждачных и гладких карточек Упражнения в ощупывании не только делают тоньше тактильное чувство ребенка, но также все больше и больше совершенствуют самое движение кончиков пальцев”. [5, С. 18].

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Бабушка против няни Бабушка против няни

Часто в сложных конфликтных ситуациях мы видим и слышим только себя. Попробуем посмотреть на проблему глазами оппонентов и получить профессиональное мнение психолога. Людмила сидела и грустно смотрела в окно.

Помогать делать домашнее задание или нет Помогать делать домашнее задание или нет

Этот день обязательно настанет.