Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Семья и Воспитание

Помогать делать домашнее задание или нет

Этот день обязательно настанет. Пусть не 1 сентября 1и не 2-го, но однажды ваш первоклассник; возвращаясь из школы, с гордостью сообщит, что ему наконец-то задали домашнее задание.

Итак, вы считаете, что даже первоклассник должен делать уроки самостоятельно. Прекрасно. Но помните: каким бы подготовленным не был ваш ребенок, его домашние задания сначала могут быть выполнены хуже, чем у других детей, с которыми родители, что называется, сидят.

И вы немедленно вспомните, что по этому поводу получили на родительском собрании исчерпывающие рекомендации. Следуя им, вам надлежит устроиться вместе с малышом за его рабочим столом и внимательно следить, как он рисует палочку за палочкой или закрашивает кружочки и треугольники.

Сидеть или не сидеть, этот вопрос может возникнуть, если вы с самого начала определили малыша на продлёнку. И если на продленке дети делают уроки – что сегодня случается далеко не всегда.

Есть совершенно идеальные группы продлённого дня, где учителя убеждены, что домой ребенок должен возвращаться с выполненным домашним заданием, и делают для этого все необходимое, попутно развивая в малышах самостоятельность. Но есть и другие учителя, которые не считают это своей обязанностью и говорят примерно следующее: «Кто хочет, пусть делает уроки, но никого заставлять я не буду». И получается, что ребенок, отбывший на продленке пять часов, нагулявшийся, непонятно чем занимавшийся в классе, приходит домой и садится за уроки. Если в вашем случае происходит нечто похожее, стоит задуматься и, возможно, поискать продленке альтернативу.

Но сегодня я напишу о тех ситуациях, когда ребенок делает уроки дома, а вас призывают делать их вместе с ним. Чем это опасно?

Во-первых, тем, что у ребенка атрофируется навык работать самостоятельно – навык, которым должен владеть уже дошкольник. Думаю, многие из вас легко вспомнят такую ситуацию: вы просите 5-6-летнего малыша раскрасить картинку или соединить линией точки – и он в течение нескольких минут делает это сам, без вашего участия и наблюдения. Домашнее задание в первом классе ничуть не сложнее – так почему же тогда его надо делать обязательно под контролем мамы?

Если же к школе навык самостоятельной работы у ребенка не развит, самое время этим заняться. Успеху будут способствовать интерес малыша к учебе, а также то, что пока все задания вполне по силам ребенку.
Это, на мой взгляд, одно из немногих достоинств программы 1-4, по которой сегодня учится большинство детей в начальной школе. Объем материала в первом и втором классах очень небольшой, и это дает возможность ребенку хорошо успевать и при этом научиться заниматься самостоятельно.

Во-вторых, делая домашние задания вместе с малышом, мы не даем учителю возможности оценить, насколько ребенком усвоен материал. Ведь домашняя работа – это своеобразная проверка и работы учителя: чему он научил детей.

И, в-третьих, желание учителя видеть домашние работы, сделанные только на отлично, повышенная требовательность к их выполнению вселяет чувство неуверенности. Получается, что мы с самого начала школьной жизни отказываем ребенку в праве на ошибку – причем совершенно необоснованно.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВАШЕГО РЕШЕНИЯ. Итак, вы считаете, что даже первоклассник должен делать уроки самостоятельно. Прекрасно. Но помните: каким бы подготовленным не был ваш ребенок, его домашние задания сначала могут быть выполнены хуже, чем у других детей, с которыми родители, что называется, сидят. К этому должны быть готовы и вы, и ребенок, и учитель.

Контакт с учителем в этом случае чрезвычайно важен. Предупредите его о вашем решении предоставить ребенку самостоятельность и о том, что четверка и иногда даже тройка за домашнее задание вас не смущают. Хорошо, если учитель будет солидарен с вами или просто отнесется к вам с пониманием и не будет мешать.

Сложнее, если учитель настаивает на совместном приготовлении домашнего задания. Тогда, если оно будет неидеально, ребенку не избежать порицания, и он должен быть к этому морально готов. От вас в этой ситуации требуется поддерживать постоянный контакт с педагогом и активно участвовать в жизни класса – вряд ли тогда учитель запишет вашего ребенка в безнадежно неуспевающие, а через пару-тройку месяцев и оценки выровняются.

Сильнее всего разница между детьми, самостоятельно работающими дома, и теми, с кем постоянно занимаются родители, бывает заметна через год-другой: многие мамы начнут жаловаться, что без них дети за уроки просто не садятся, а ваш приученный правильно работать дома ребенок окажется впереди многих. Увидит эту разницу и учитель: начиная со 2-3-го класса на уроках появляются моменты самостоятельной работы, и вашему ребенку будет несравнимо легче сконцентрироваться и добиться хорошего результата.
А как быть, если у ребенка возникают сложности при освоении того или иного предмета? И в этом случае ваша помощь должна заключаться не в приготовлении уроков, а в параллельных со школьными занятиях с ребенком, направленных на устранение той или иной проблемы.

Как правило, дети, получив свое первое домашнее задание, стремятся его сделать сразу же. Для того чтобы это полезное стремление закрепить и поддержать, надо, чтобы ребенка всегда ждало подходящее рабочее место.

Стол ребенка дома по количеству предметов на нем должен напоминать школьную парту: только учебники, тетради и письменные принадлежности. Все, что будет необходимо для выполнения домашнего задания – заточенные карандаши, пишущая ручка, тетради, – должно быть готово заранее. Понятно, что этот стол не должен быть и местом для игр, его поверхность не должна быть заставлена игрушками, поделками, посторонними предметами.

То же самое касается и других внешних раздражителей. Во время приготовления уроков не должны работать телевизор, радио, магнитофон, приходить в гости и звонить по телефону друзья.

Все эти ограничения могут показаться слишком строгими, но важно понять: вашему ребенку, особенно если он пошел в школу с шести лет, еще свойственно произвольное (не подчиняющееся контролю) переключение внимания – просто в силу его возраста. Поэтому пусть пока он научится сосредоточенно и не отвлекаясь работать в идеальных условиях. Когда этот навык будет уже хорошо развит, условия работы перестанут иметь для него значение.

ВРЕМЯ. Контроль за временем, которое ребенок проводит за домашним заданием, должен быть достаточно жестким. В начальной школе оно обычно не превышает часа. Как правило, задание по отдельно взятому предмету не занимает больше 5-15 минут.

Первокласснику трудно работать самостоятельно более 30 минут. Поэтому будет хорошо, если малыш придет к маме на кухню и скажет, что сделал, например, математику. «Молодец, – скажет мама, – а что ты будешь делать теперь?». «Теперь я буду делать русский». «Хорошо, принеси мне, пожалуйста, тетрадку по математике, а сам делай русский». Такого перерыва (сходить в туалет, попить водички) между письменными заданиями, по разным предметам вполне достаточно. А между письменными и устными перерыв может быть и побольше.

Переносить уроки на вечер, ссылаясь на то, что после школы ребенок устал, мне кажется неверным. От второй половины дня он устанет не меньше. Нагулявшись, послонявшись по дому, посидев перед телевизором или компьютером, он тоже будет уставшим. На мой взгляд, перехода или переезда из школы домой, обеда и очень непродолжительного отдыха вполне достаточно для того, чтобы переключиться, и можно приступать к выполнению домашней работы.

Хочу подчеркнуть, что дефицит времени должен быть не мнимым: «Вот тебе час на уроки, а потом делай что хочешь», – а подлинным. Второй плюс программы 1 -4 – это возможность серьезных занятий вне школы: секции, студии, музыкальная школа, школа искусств… Поверьте, это менее утомительно, чем бесцельное времяпрепровождение.

ПЕРВОЕ ДОМАШНЕЕ. На 1 сентября никаких домашних заданий обычно еще нет. Пожалуйста, не расслабляйтесь. Попросите ребенка открыть портфель и посмотреть, с чем он вернулся из школы. Лежат ли карандаши в пенале, не помялись ли учебники, лежат ли тетради в папке. А теперь попросите вынуть все из портфеля и сложить в него все то, что понадобится в школе завтра.

Зачем все вынимать, спросите вы, если можно доложить всего один учебник по предмету, которого не было сегодня? Да, но при этом забыть в портфеле булочку, оставшуюся от завтрака, огрызок, грязный носовой платок – или не вынуть учебник, который будет уже лишним на следующий день. Итак для того чтобы собрать портфель, его нужно сначала разобрать.

Собранный на завтра портфель – это и будет домашним заданием малыша на тот период, пока других уроков не задают. И имейте в виду: в первые дни учебы дети ко всем школьным делам относятся очень ответственно, а вот вам, вероятно, придется сделать над собой усилие, чтобы закрепить у малыша правильный стереотип поведения.

Маме, которой ребенок с порога заявил, что завтра ему понадобится физкультурная форма, очень трудно не отложить это «дело» на вечер или даже на завтрашнее утро – у нее полно других хлопот. Но в первые учебные дни требования школы, за которые «отвечает» родитель, должны выполняться им незамедлительно. Только так вы сможете создать у ребенка впечатление, что по-другому и быть не может – и заложить основы самостоятельности и дисциплины на долгие годы вперед.

БЕЛОВИК И ЧЕРНОВИК. И наконец, ребенок получает письменное домашнее задание. Которое ему предстоит выполнить самостоятельно – что не исключает помарок; ошибок неточностей. Однако оформлена работа должна быть в соответствии с правилами, одинаковыми для всех в классе. И эти требования учителя к домашней работе надо хорошо себе представлять.

Что делать, если ребенок сделал задание грязно, небрежно, с ошибками? Какие зачеркивания или исправления считаются ошибками, а какие – нет? Можно ли переписать работу в той же тетради (например, аккуратно перечеркнув карандашом неудачный вариант)? Можно ли выдирать страницы?

Часто учителя говорят: если сразу чисто не получается, сделайте сначала на черновике. Но в зависимости от работоспособности ребенка и от его индивидуальных проблем черновик может стать как помощником, так и врагом. Так, например, дети, страдающие дисграфией (специфические ошибки на письме), при переписывании задания начисто могут избежать предыдущих ошибок и одновременно наделать кучу новых – просто от усталости.

В любом случае черновик служит не для многократного переписывания заданий и примеров, а для того, чтобы разобраться в том, в чем ребенок сомневается. Кстати, это не должен быть клочок бумаги. Черновик – это вспомогательная тетрадь, которая так же аккуратна, как и рабочая, но в которой можно не только писать готовые решения, но и думать.

НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? Вы создали все условия: оборудовали рабочее место, следите за временем выполнения домашней работы. Но малыш все равно отвлекается, ему трудно закончить самостоятельно даже какое-то одно задание. Не хватает самоконтроля, говорят психологи.

Чтобы помочь ребенку, вы можете первое время находиться с ним в одной комнате. Но не сидеть и не стоять рядом, а заниматься своим делом и иногда, ловя его взгляд, говорить: «Не отвлекайся». Это помогает.
Непосредственная близость, ваше постоянное присутствие рядом провоцирует ребенка на лишние, сиюминутные вопросы, а домашнюю работу он должен делать молча. Если ребенок привык все время сверять с вами свои действия, то пусть лучше подойдет к вам до того, как откроет тетрадь и начнет в ней что-то писать. Подойдет и прочитает по учебнику задание, расскажет, что он будет делать, в какой последовательности.

И после того, как вы все это с ним проговорили, отправится делать домашнее задание самостоятельно. Сделает, проверит, возможно, обнаружит ошибки. И только после этого придет к вам, чтобы вы подсказали, как лучше их исправить. И исправляет их он тоже самостоятельно.

Если к вам подходит ребенок и говорит, что не может решить задачу, это не значит, что вы должны садиться и начинать решать. Это как раз тот вариант, когда вы можете сказать: реши ее сначала на черновике. Как ты думаешь, так и реши. Не можешь решить? Тогда составь краткую запись, нарисуй картинку – сделай все, что ты можешь сделать.

Я уверена, что если вы добьетесь от ребенка внимательного, вдумчивого прочтения задачи, он решит ее без ваших наводящих вопросов. Догадался, как надо решать? Попросите ребенка коротко записать решение на черновике, проверьте и пусть теперь пишет в тетради.

В заключение хочу сказать: конечно, домашние задания первоклашек – это большое испытание для родителей. Ребенок не может быть специально глуп, ленив, невнимателен, неаккуратен. Переборите в себе честолюбивые родительские амбиции, наберитесь терпения, не кричите на ребенка. Разберитесь в причинах тех или иных неудач, обратитесь к специалистам (психолог, логопед, невропатолог, педагог).


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Знакомим малыша с новым миром Знакомим малыша с новым миром

Жизнь новорожденного насыщена открытиями и событиями. За год кроха успевает постичь и освоить больше нового материала, чем взрослый человек лет за десять! Хотя новорожденный еще совсем мал, мама уже может гордиться кое-какими его достижениями.

Восстановление после кесарева сечения Восстановление после кесарева сечения

Кесарево сечение - это хирургическая операция, при которой плод извлекают через разрез передней брюшной стенки и матки. В современном акушерстве кесарево сечение - наиболее часто производимая родоразрешающая операция.