Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Здоровье ребёнка

Задержка речевого развития (ЗРР)

У многих детей дошкольного возраста плохо развита речь. Некоторые вообще не владеют речью. К сожалению, этой проблеме уделяется очень мало внимания. Обычно детям с задержкой речи ставят прямой диагноз «задержка речевого развития».

Задержка речевого развитияЗвучит он не так уж и страшно, благодаря чему бдительность родителей притупляется. Те думают, что задержка — это совершенно нормально, и, полагаясь на то, что время всё излечит, не предпринимают никаких действий.

А если нет? В любом случае нужно страховать себя и своего ребенка, обратившись к специалистам. Проблемы с речью у детей вполне объяснимы в том случае, если они страдают неким заболеванием, будь то алалия или аутизм, однако в практике врачей встречается очень много дошколят, которые являются абсолютно здоровыми, но при этом не могут связать слова в предложения и произнести простые звуки.

При этом также нельзя также забывать о том, что развитие у каждого ребенка индивидуально, как и темперамент: некоторые из них молчаливые, незаметные и отчужденные, не общаются с другими детьми и даже со взрослыми, отказываясь при этом от каких либо публичных выступлений. Иные же звонкие и говорливые, активным, разбалованные. Они всегда принимают участие в играх и мероприятиях, проводимых в детском саду. Развитие таких детей является правильным.

Что же касается первых, то нельзя сказать, что они отстают, однако «тихони» чаще всего являются неуверенными в себе и обладают низкой самооценкой, вызванной комплексами и страхами. Как правило, у молчаливых детей в раннем возрасте очень часто возникают проблемы с голосом и звукопроизношением. Здесь без сторонней помощи не обойтись, ведь ребенку навряд ли удастся справиться самому. Родителям необходимо принять решение и обратиться к логопедам, психологам и отоларингологам.

Сперва нужно определить, почему ребенок отказывается от общения: страх ли это речи, может быть это издержка воспитания, проблемы с голосом или дефект в произношении звуков. А далее необходимо наметить четкие пути, по которым будет осуществляться процесс преодоления препятствий.

Обратите внимание на эти симптомы:
В первые три месяца малыш еще совсем мал. Он не реагирует на слова, голоса и на те веселые игры, которыми пытаются развлечь его родители. До седьмого месяца кроха не поворачивает голову на источник звука и не ищет его глазами. Ребенок не понимает слова, которыми к нему обращаются родители весь первый год. Он не может показать, где у него глазки, ушки, а где — нос. Он не реагирует на обращения и даже не делает самые простые попытки произнести слова: «мама», «дай», «папа» и т.д. В течение второго года жизни малыш ещё не отвечает на простейшие вопросы типа: «Как тебя зовут?» или «Куда ты идешь?». Не может показать на картинке, где слон, а где — лошадка. Ребенок не хочет идти на контакт, а ему уже два годика. Он путается в пространстве, не понимая, где перед, где зад, а где верх и низ. При этом не выполняет даже самых простых поэтапных заданий, которые состоят из нескольких частей, типа «Возьми эту ручку и отдай её папе». При этом малыш может взять совершенно иной предмет и сделать совершенно иную операцию. После трёх лет жизни присутствуют звуковые нарушения произношения слов, проблемы с построением простых предложений, состоящих из 4-5 слов, ошибки употребления предлогов, а также трудности при составлении коротких рассказов по картинке Некоторые звуки так и не появились после 5-летнего юбилея, а иные звучат не так, как нужно. При этом ребенок испытывает дискомфорт и неудобство в общении, а также заметен «страх речи».

Если что-либо из вышеперечисленного соответствует Вашему случаю, то Вам необходимо обратиться к врачу. Самое главное — не впадайте в панику, ведь любовь к малышу и занятия со специалистами обязательно исправят данную проблему.

В обществе и в практике врачей принято называть ребенка, который отказывается от общения, неконтактным. На примере это выглядит именно так: на любые вопросы, даже на самые простые, типа «как тебя зовут?», малыш прячет голову под маминой юбкой, не желая отвечать и входить в контакт с человеком.

Такой отказ еще называют речевым негативизмом, и он может сопровождаться речевыми нарушениями, как, например, заикание, ринолалия, дислалия. В ином случае, если ребенок не желает общаться, это говорит о том, что у него нет навыков общения, а также о психологической травме. Быть может у матери никогда не было времени общаться со своим малышом, либо она является «холодной мамой». Таковыми являются те женщины, которые выполняют свои прямые обязанности относительно малыша: одевают его, кормят, однако, при этом забывают говорить с ним. Так ребенок остается без внимания матери, а это является причиной того, что он отказывается демонстрировать свои речевые способности. Потом же эти мамы еще и удивляются: «Почему мой сын растет таким молчаливым?». Еще один случай, когда ребенок, постоянно расспрашивая маму о том и о сем, просто надоедает ей, и она с досадой обрывает его. Несколько подобных случаев могут значительно повлиять на речевые навыки ребенка и инициативность общения.

Еще один случай, который часто встречается и способствует замкнутости ребенка, следующий: малыш пытается что-то сказать, однако у него получается не все гладко — то слово забудет, то эмоции захлестывают, то звуки, которые он еще не научился правильно произносить, хромают. В результате ребята начинают над ним смеяться, а насмешки для детей являются очень болезненными. Так он замыкается в своем мире и старается больше не говорить, дабы не вызвать еще больших насмешек, которые так болезненно воспринимаются. Так самолюбие малыша страдает, а это может привести к психологической травме, которая будет сопровождаться тем, что ребенок откажется выходить на контакт. Взрослые, конечно же, попытаются пробить стену молчания, однако это не так просто, ведь та обида, которую испытал малыш в результате насмешек детей, засела очень глубоко и добраться к ней, а тем более излечить, очень сложно. Когда же он наконец-то поборет сей страх и попытается заговорить, он обязательно должен найти поддержку у мамы с папой. Его необходимо похвалить, дабы мотивировать к дальнейшему общению. При этом нужно прибегать к хитростям, которые практически всегда срабатывают. Попросите своего ребенка напомнить Вам слово, которое Вы, якобы, забыли. Это повысит его уверенность в себе.

При этом атмосфера и условия жизни играют важную роль в развитии. В некоторых случаях дети не могут нормально говорить, но при этом полностью понимают окружающих. Это еще не так страшно, поскольку он может общаться с помощью жестов, для начала. Однако если малыш полностью отказывается контактировать со взрослыми, не отвечая при этом на какие-либо вопросы, то в этом случае его нужно показать сурдопедагогу и отоларингологу, дабы те проверили его слух. Если они подтвердят, что с Вашим чадом всё в порядке, нужно сходить к детскому невропатологу.

Как бы там ни было, нельзя терять время и пускать на самотек подобные события. Ваш маленький человечек требует Вашей поддержки, без которой ему обойтись будет очень сложно. Для того, чтобы речевой аппарат малыша развивался в срок, нужно себе представить те факторы, которые могли бы этому помешать.


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Детское скверноскловие Детское скверноскловие

Примеров не будет. Привести пример, до еще опубликовать его на всю страну, - значит закрепить его в общественном сознании и памяти. Впрочем, примеры и не нужны.

В дорогу с детьми В дорогу с детьми

Взрослые и дети к поездкам относятся по-разному. Для взрослого это способ переместиться из пункта „А" в пункт „Б". Для ребенка — настоящее приключение.