Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Здоровье ребёнка

Детский церебральный паралич

Это тема, о которой не любят говорить. И только те, кто сталкиваются с ДЦП лично, когда оказывается, что этим недугом поражен твой собственный малыш, обнаруживают: ни о чем другом им больше не думается.

Однако ужас, который мы испытываем перед аббревиатурой ДЦП, часто играет с нами злую шутку. Бывает, родители до последнего не хотят замечать каких-то симптомов у крохи, с тайным страхом отмахиваются от замечаний врачей. Увы! На самом деле, чем раньше врач диагностирует болезнь (а скорее всего, просто предрасположенность к ней — до года вообще обычно диагностируют не ДЦП, а „угрозу ДЦП”), тем больше шансов на излечение.

„Слава Богу, сегодня детский церебральный паралич достаточно хорошо изучен, — говорят сотрудники НИИ педиатрии. — И за 20 последних лет разработаны действенные методы его лечения. Это и медикаментозные методы, и физиотерапия, и иглотерапия, и рефлексотерапия, и специальные методики массажа и плавания, а также особые игровые занятия. Конечно, бывает, ребеночек рождается с такой серьезной патологией, что даже все эти методы в комплексе мало что меняют. Но чем-то помочь малышу реально всегда. Кого-то нужно учить ползать, кого-то — ходить, кого-то — говорить. Если случай не очень тяжелый и если вовремя диагностировать патологию и начать работать, есть много шансов, что ребенок сумеет реабилитироваться”.

Детский церебральный параличТо, каким родился малыш (а ДЦП часто является врожденным заболеванием; впрочем, этот недуг может быть и осложнением после гриппа, менингита, энцефалита), — это лишь исходная позиция. Дальше все зависит от трех компонентов: ранней диагностики, раннего комплексного медикаментозного лечения, а также настойчивости родителей.

От мамы с папой многое зависит уже в первые месяцы. Новорожденного стоит показывать врачам каждый месяц. В крайнем случае, каждые три месяца. Это поможет перехватить в самом начале не только угрозу ДЦП, но и любые другие неполадки в малышовом здоровье, которые родителям непонятны, а врачу заметны.

Ведь что может рассказать о своих ощущениях кроха? Вероятно, ему нужен специальный массаж, особые занятия в бассейне, какая-то хитрая гимнастика. Но маленький пациент молчит или плачет. А его болезнь, пока еще слабая, неукоренившаяся, развивается и укрепляет свои позиции. Иногда родители, желая только добра, сами запускают болезнь, начиная без консультации с врачом занятия с массажистом или специалистом по динамической гимнастике. То, что здоровому малышу полезно, для проблемного может оказаться вредным и опасным. В общем, консультация хорошего врача всегда очень кстати. Хотя такого специалиста приходится поискать.

Есть ряд симптомов, на которые может обратить внимание и сама мама. Они не обязательно будут свидетельствовать о том, что у крохи развивается ДЦП. Но поводом для обращения к врачу станут. Если ребенку еще нет и трех месяцев, настораживают следующие признаки: сниженное сосание, подтекание молока из одного угла ротика, неполный захват соска, существование одной излюбленной позы во время сна, несогласованные движения во время бодрствования.

Повторюсь: эти симптомы свидетельствуют лишь о небольших отклонениях, которые могут быть исправлены с помощью умелого массажа и плавания. И все же кроху стоит показать хорошему педиатру, который оценит обстановку. Детишки старше трех месяцев могут „сказать” о своей болезни неумением держать головку, схватить игрушку, вообще отсутствием интереса к игрушкам, некоторой заторможенностью движений.

У малышей старше шести месяцев симптомами угрозы ДЦП становятся сниженная двигательная активность, неестественные позы, неэмоциональное поведение. Игрушки по-прежнему не вызывают интереса у таких детей. Невооруженным глазом ДЦП или его угроза могут быть заметны у малышей, чей возраст приближается к году. К этому моменту, к сожалению, уже многое упущено, и задержка развития ребенка идет по всем направлениям: страдают соматика, психика и моторная деятельность. Все могло начинаться с ограниченных двигательных способностей крохи, но ведь малыш познает мир на ощупь и на зуб. Лишенный этой возможности, он останавливается не только в физическом, но и в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Игрушки часто не привлекают ребенка, страдающего ДЦП, не потому, что он умственно неполноценен, а потому, что он не может схватить их, потрогать ручками и погрызть. А раз так — зачем эти яркие пятнышки? Но не научившись играть, кроха действительно не развивается умственно.

Замкнутый круг? Нет!

Как же изменить реальность? Если вовремя заметить и распознать проблемы малыша, окружающий его мир можно перестроить, преобразовать, подогнав к ограниченным возможностям крохи. Для начала нужно создать ребенку среду, благоприятную в физическом отношении. Что именно придется сделать, подскажут опытный врач ЛФК и педиатр. ДЦП — болезнь многоликая и коварная, и бывает, что малышам с одним и тем же диагнозом нужны разные формы лечения, физические упражнения, условия (кому-то требуется жесткая кровать, кому-то — перина). В ходе борьбы с болезнью эти условия могут меняться. Бывает, что приходится полежать в больнице. Сегодня специализированные больницы для детей, страдающих ДЦП, есть практически в каждом регионе. Кому-то помогут в специализированном детском саду. В любом случае нужно помнить: есть немало мест, где малышу, страдающему ДЦП, будет оказана реальная помощь.

Все вышесказанное относится прежде всего к роли врачей. Но многое можно сделать и дома. Роль родителей становится особенно важной, когда речь заходит о психическом и интеллектуальном развитии малыша. Его возможности познания мира ограничены, поэтому маме и папе иногда приходится здорово подумать над тем, как приблизить к малышу непослушный, „убегающий” мир. Ребеночку, страдающему ДЦП, как правило, недостаточно положить игрушку в манеж или подвесить ее над колыбелькой. Чтобы игрушка заинтересовала, приходится потрудиться. Может, вложить игрушку в его ручку или же долго привлекать внимание крохи, тряся игрушкой перед его личиком. Игрушкой с приятной фактурой ребенку можно пощекотать руку или щечку. Это, вероятно, заставит его обернуться и наконец заинтересоваться предметом.

Нужно учитывать и позу, которую способен принять малыш, чтобы начать игру. Над выбором игрушек стоит подумать отдельно. Какой должна быть игрушка, развивающая движения ребенка? Чтобы понять это, сначала вместе с врачом определите, что может малыш — иными словами, куда болезнь не успела добраться. Вероятно, кроха не владеет мелкой моторикой, но какую-то крупную вещь схватить сумеет.

Может, у малыша хороший слух, и его заинтересует игрушка, издающая разные звуки, если ее схватить: пищит, звенит, внутри что-то стучит. А лучше всего игрушки, которые помогают развивать все органы чувств: и зрение, и слух, и общие движения, и движения рук. Поэтому идеальная игрушка должна совмещать все достоинства: яркость, способность издавать любопытные звуки, интересную, чаще всего пупырчатую или игольчатую фактуру — детям с этим заболеванием часто бывает необходима стимуляция чувствительности кожи. Массажист даже может порекомендовать особый массаж для мускулатуры лица, который делается… круглой зубной щеточкой (от Braun). Такой массаж помогает нормализовать тонус лица и процесс сосания, стимулировать развитие речи.

Кроху нужно знакомить с предметами с разной фактурой. В Институте коррекционной педагогики есть такая игрушка для крошек, страдающих ДЦП: к плотной основе (тряпичный шарик, набитый ватой) пришиты небольшие, под размер маленькой кисти, „рукоятки” — этакие плотно набитые колбаски. Все колбаски сшиты из разных тканей: одна — из атласа, другая — из бархата, третья — из рубчатого вельвета, четвертая — из шершавой мешковины.

Все ткани яркие, разноцветные, к „рукояткам”, в которые можно просунуть маленькую ручку, снаружи пришиты бубенчики. Пытаясь сделать эту игрушку самостоятельно, упростите ее: к основанию пришейте любые небольшие, удобные для захвата предметы с разной фактурой. Или отыщите бигуди с липучками (или резиновые, с дырочками), разные щеточки, мешочки с крупами или пуговицами, которые можно сжимать. Каждая игрушка должна предоставлять простор для двигательных манипуляций: нужно, чтобы ваш малыш мог сжимать ее, грызть и куда-нибудь вкладывать…

Какие игрушки помогут именно вашему малышу, подскажут массажист или специалист по ЛФК. Часто приходится действовать методом проб и ошибок, подыскивая те фактуры, цвета и формы, которые окажутся наиболее близкими крохе. Массажист же определит, какие движения малыш сможет развивать с помощью разных игрушек, какие подвижные игры ему по силам. От захвата крупных игрушек кроха постепенно перейдет к мелким движениям, и большие игрушки сменятся миниатюрными, снабженными мелкими деталями. В итоге малыш сможет развиваться так же, как его более здоровые сверстники, только медленнее. Однако и у него обязательно будут свои маленькие победы. Он тоже будет радоваться жизни и радовать своих самоотверженных родителей.

Главное — не терять надежды и терпения. Возможности для развития ребенка остаются всегда!


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Прививки: все за и против Прививки: все за и против

Из всех живых существ на Земле особенно беспомощен человеческий детеныш. Едва появившись на свет, он попадает в зависимость от окружающего мира... Во все времена женщина молилась о здоровье своего ребенка.

Витамины при беременности Витамины при беременности