Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

О проблематике этой книги

Среди всего обширного педагогического наследия Монтессори сенсорное воспитание по ее методу получило в нашей стране наибольшую известность. Так Л. А. Венгер в своем фундаментальном труде “Восприятие и обучение” уделяет значительное внимание анализу ее идей и находит в них много рационального. Тем не менее его оценки, как и точка зрения многих уважаемых отечественных ученых, могли основываться лишь на ранних работах Монтессори периода 1910-х годов и, возможно, на некоторых свидетельствах не вполне удачных практических реализаций ее идей. Мировоззрение Монтессори, ее метод, особенности методики и техники работы с детьми, однако, складывались и претворялись в жизнь в тесном контакте и при постоянном взаимодействии теории и практики в течение ряда десятилетий вплоть до 1940-х – 50-х годов. Идеи Монтессори завоевали широкую популярность не только в Западной Европе, но и в ряде других регионов мира, в том числе в Северной Америке, в Азии, в Австралии. Ареал распространения Монтессори-детских садов и Монтессори-школ продолжает расширяться за счет стран Южной Америки и Восточной Европы, в том числе России. Таким образом, ранние работы Монтессори еще не дают полного и всестороннего представления о ее системе.

О педагогике Монтессори до сих пор имеется ряд предубеждений. Так например, бытует мнение, что ребенку не демонстрируется рациональный способ работы с материалом, что тот делает со средствами обучения практически все, что ему заблагорассудится, а поэтому материалы объективно средствами обучения не становятся. С подобной точкой зрения, конечно же, нельзя согласиться. Напротив, учитель сначала ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОКАЗЫВАЕТ ребенку РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ с материалом, дает образец действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, “заключенных” в материале – и это мировая практика. “Помощь, которую должна оказать учительница, – пишет Мария Монтессори, -состоит в том, чтобы представить ребенку материал, для того что-бы ПОКАЗАТЬ, КАК ЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ (выделено нами – М.С.), и при этом самой один раз или дважды сделать упражнение… .” [21, S. 171] Подобный показ называется ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ материала.

Опубликованные вплоть до настоящего времени на русском языке руководства по методике работы с классическими материалами для упражнений по приобретению навыков практической повседневной деятельности и с сенсорными материалами зачастую содержат информацию, носящую неполный характер. Особенно это касается материалов для упражнений в практической жизни. Издания Монтессори на иностранных языках, особенно ее поздние основополагающие труды, продолжают оставаться практически недоступными большинству читателей в России.

Интерес, с которым российские педагоги восприняли и подхватили идеи Марии Монтессори, придает особую актуальность проблеме СИСТЕМАТИЧЕСКОГО изложения методики работы со ВСЕМИ КЛАССИЧЕСКИМИ материалами Монтессори, относящимися к этим учебным разделам и предназначенными для ДЕТСКОГО САДА, в едином ключе с применением СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ. Необходимость последней обусловлена тем, что со времени появления первых переводов ранних трудов Монтессори [1], [5] и [6] научная терминология претерпела определенные изменения, и ряд употреблямых в них терминов выглядят несколько архаично, а некоторые могут оказаться совершенно непонятными сегодняшнему читателю. Попытка современного изложения и анализа содержания и методики работы с классическими материалами Монтессори и предпринята в этой книге.
Важным аспектом обозначенной проблемы является необходимость ясного освещения МЕТОДИЧЕСКОЙ стороны процесса работы с материалами, четкого выделения каждого из ее этапов. Стиль работы педагога Монтессори существенно отличается от традиционного и поэтому, как показывает опыт, студентам, изучающим систему Монтессори, а также начинающим Монтессори-педагогам требуется такое руководство, в котором они могут найти ответы на интересующие их практические вопросы.

Методика работы с материалами из рассматриваемых учебных разделов в настоящее время демонстрируется на курсах Международной ассоциации Монтессори (АМИ), а также на многочисленных семинарах в разных странах. Слушателям АМИ-курсов, однако, методической литературы не предоставляется, а ценнейшая информация, имеющаяся в трудах самой Марии Монтессори, приводится ею в очень разном объеме и с разной степенью подробности для различных материалов. Кроме того, в оригинальных сочинениях методика работы с материалами из этих разделов описывается зачастую лишь в общих чертах.

В этой связи информация, собранная с помощью указанных источников, подвергнута нами анализу и тщательной переработке на основании результатов практической работы с детьми и лекций, читанных нами в 1994 – 1997 годах студентам старших курсов факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В книге учтены также вопросы и пожелания, высказанные нам российскими педагогами -слушателями семинаров и курсов повышения квалификации. Чтобы дать читателю возможность сопоставить наше изложение с первоисточником и познакомиться с “живым словом” Монтессори, мы публикуем далее ряд цитат из ее трудов (цитаты выделены курсивом).

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


10 молочных мифов. Кормить или не кормить младенца грудью? 10 молочных мифов. Кормить или не кормить младенца грудью?

Увы, иногда издержки технократической цивилизации приводят к борьбе с природой вместо гармоничного слияния с ней. Но основа остается той же, что и много веков назад: материнские любовь и молоко.

В дорогу с детьми В дорогу с детьми

Взрослые и дети к поездкам относятся по-разному. Для взрослого это способ переместиться из пункта „А" в пункт „Б". Для ребенка — настоящее приключение.