Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

Литература по теме

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Вопросы, связанные с содержанием, методами, средствами и значением упражнений по приобретению навыков практической жизни и сенсорного воспитания для развития дошкольников обсуждаются Марией Монтессори в целом ряде работ.

Уже в своей первой книге “II metodo della pedagogia scientifica” (“Метод научной педагогики”)[25], вышедшей в 1909 году в Риме, Монтессори упоминает о некоторых материалах для упражнений в практической жизни (в частности, о Рамках с застежками) и описывает ряд материалов для развития зрения, точнее, для различения размеров, геометрических форм, цветов и их оттенков. Здесь же ею представлены средства для воспитания и развития вкуса, обоняния, осязания, а также термического (температурного), барического (весового) и стереогностического чувств. Особенно подчеркивается необходимость обучения ребенка точной номенклатуре на основе приобретенного в ходе работы с материалами сенсорного опыта, важность обогащения его активного словарного запаса терминами, обозначающими, главным образом, свойства предметов. С этой целью автор предлагает использовать первоначально примененную Э. Сегеном технику, названную “трехступенчатым уроком”.

Сразу же после своего появления книга [25] вызвала значительный интерес самых широких кругов научной и педагогической общественности и была переведена на несколько иностранных языков. Уже в 1912 году она вышла в Нью-Йорке на английском языке под заголовком “The Montessori Method” [27], а также в Париже на французском [18]. В 1913 году в Штутгарте эта книга была издана в немецком переводе, названном “Selbsttaettige Erziehung im fruehen Kindesalter” (“Самовоспитание в раннем детском возрасте”) [30], а в 1914 в Барселоне осуществилось ее испанское издание [26]. Почти одновременно с упомянутыми изданиями в 1913 в Москве увидел свет первый перевод книги [25] на русский язык [1]. Благодаря ему, а также другому переводу, сделанному со второго итальянского издания “II metodo delta pedagogia scientifica”, эта книга стала хорошо известна в России еще до Революции и в первые послереволюционные годы.

Несколько подробнее, чем в “Методе научной педагогики”, Монтессори останавливается на своих материалах (в том числе сенсорных и предназначенных для упражнений в практической жизни) и методике работы с ними в книге “Dr. Montessori’s own handbook” (“Собственное руководство доктора Монтессори”), впервые изданной в США в 1914 году “… в ответ на требования тысяч заинтересованных американских родителей и учителей4 [20, Р. 9] и несколько раз без изменений переизданной в Нью-Йорке после 1965 года [20]. Перевод этой книги на русский язык, осуществленный в 1916 году и носящий название “Руководство к моему методу” [5], был сделан, вероятно, с издания 1914 года: мы не нашли указаний переводчика на это. Книга носит сугубо практический характер. В ней представлены почти все классические сенсорные материалы, в том числе материалы для развития слуха и музыкального воспитания.

Если в двух названных работах делается акцент на практическом применении метода, то в книге “L’Autoeducazione nelle Scuole Elementari” (“Самообучение в начальной школе”) [17] значительное внимание уделяется также теоретическим проблемам: анализу развития мышления, внимания, воображения ребенка и, в частности, влияния сенсорного воспитания на эти процессы. Книга увидела свет в 1916 году, а затем, как и “Метод научной педагогики”, приобрела широкую известность за рубежом. В переводе на английский она впервые напечатана в 1918 году под заголовком “The advanced Montessori Method” (“Продвинутый Монтессори-метод”), а затем несколько раз переиздана в Оксфорде в 90-е годы.[16] Имеется также ее русский перевод, получивший название “Самовоспитание и самообучение в начальной школе” [6]. Он издан в Москве в 1922 году, а переиздан лишь в 1993. Отдельного упоминания заслуживают два перевода книги [17] на немецкий язык. Первый из них, по свидетельству П. Освальда и Г. Шульца-Бенеша [31, S. 5], не вполне удачный, осуществлен в 1926 году и носит название “Montessori-Erziehung fuer Schulkinder” (“Монтессори-воспитание для школьников”). В основу второго тщательно переработанного перевода положено итальянское издание первоисточника 1962 года. Он озаглавлен “Schule des Kindes” (“Школа ребенка”) [31].

В 1948 году по возвращении из Индии, где она провела годы Второй мировой войны, Монтессори представила новую книгу, созданную на основе третьего итальянского издания “II metodo della pedagogia scientifica” 1926 года, существенно переработанного и значительно измененного по сравнению с двумя предшествующими изданиями. Она вышла из печати два года спустя в Италии под заглавием “La scoperta del bambino”[32] (“Открытие ребенка”). С этого издания в 1969 году был сделан перевод на немецкий [21] язык, а в 1988 году вышел также английский перевод, основанный на шестом итальянском издании книги “La scoperta del bambino” 1962 года [19]. Оба перевода к настоящему времени выдержали уже целый ряд повторных изданий: первый – во Фрайбурге, второй – в Оксфорде. На русском языке книга [32], к сожалению, не публиковалась. В ней содержится, однако, ценная информация по пяггмятпипаемпи нами тематике.  R иягтнпгти   помимо метплики работы с сенсорными материалами она включает описание их общих свойств и качеств, а также рассуждения о значении воспитания чувств. Целый раздел ее посвящен проблемам развития движений.

Некоторые замечания о влиянии сенсорного воспитания на развитие математического мышления, а также разъяснения о взаимосвязи двигательного развития и психического развития детей в целом находим в одной из самых значительных поздних работ Монтессори, также написанной в Индии и первоначально опубликованной в 1949 году в Мадрасе на английском языке под заголовком “The absorbent mind” (“Впитывающее мышление”). В 1952 году в Милане вышло первое итальянское издание этой книги “La mente del bambino (mente assorbente)” (“Мышление ребенка”), а с ее четвертого издания был сделан перевод на немецкий, носящий название “Das kreative Kind (Der absorbierende Geist)” (“Креативный ребенок (Впитывающее мышление)”) [24]. Лишь в самое последнее время в Москве издан русский перевод некоторых глав этой книги, озаглавленный вслед за итальянским оригиналом “Разум ребенка”.[4]

Упомянем также довольно позднюю работу, написанную и изданную на английском языке предположительно в 40-е годы, в которой Мария Монтессори обращается, в частности, к понятию сензи-тивных периодов: это книга “The secret of childhood” (“Секрет детства”). Нам известно одно из ее более поздних изданий, относящееся к 1966 году [29]. На итальянском языке она вышла под тем же заглавием – “II segreto dell’infanzia” – в Милане в 1950 году. Ее перевод с итальянского на немецкий был назван “Kinder sind anders” (“Дети – другие”) [22] и многократно переиздавался. Фрагменты этой, а также ряда других работ, опубликованных на немецком языке, в том числе [24], [31], [21], имеются в сборнике “Grundgedanken der Montessori-Paedagogik” (“Основные идеи Мон-тессори-педагогики”) [14]. Обе книги вплоть до настоящего времени в России не публиковались.

Среди историко-научных трудов значительный интерес представляет великолепный альбом “II materiale Montessori”, изданный на итальянском и английском языках в Италии в 1993 году с целью реконструкции истории создания и распространения Монтессори-материалов, а также для “постижения их смысла и значения в прошлом и в настоящее. [15] Этот уникальный альбом со множеством фотографий включает сведения о материалах Монтессори, содержащиеся в каталогах, изданных в Нью-Йорке, Лондоне, Бухаресте, Берлине и Гонзага в период с 1910 до 30-х годов нашего столетия.

В заключение нашего обзора литературы отметим два современных издания на русском языке. Первое издание – это вышедший в Москве в 1992 году альбом “Монтессори-материал. Школа для малышей” [8], являющийся переводом с немецкого [33]. В нем приводится описание работы с некоторыми материалами, в том числе с сенсорными и предназначенными для упражнений в практической жизни. Хотя перечень их не полон, альбом может оказаться полезным педагогам в их практической работе с детьми. Другой альбом издан в 1995 и озаглавлен “Упражнения с Монтес-сори-материалом”.[13] В нем собраны интересные упражнения, придуманные и применяемые педагогами разных стран, в том числе Голландии, Германии, России, Франции. Мы не вполне согласны с названием альбома: “Монтессори-мате риалам и” все же принято называть классические средства обучения, разработанные самой Монтессори. Приведенные в указанном сборнике упражнения являются, по существу, новыми разработками, в определенной степени использующими ее идеи. Это не умаляет, однако, его оригинальности и практической ценности.

1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М.:Просвещение, 1969. -365 с.
2. Геометрия в элементарной школе Монтессори: пер. с итал. Ю.Фаусек. – Петроград, 1922. – 23 с. + Илл.
3. Монтессори М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики. -Гомель, 1993. – 332 с.
4. Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка.: пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд-я. – 2-е изд. – М., 1993. – 168 с.
5. Монтессори М. Руководство к моему методу.: пер. Р.Ландсберг. – М., 1916.-63 с.
6. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М., 1993. – 203 с.
7. Сороков Д.Г. Вслед за Юлией Фаусек. // Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. – М., 1994. – С. 106 – 133.
8. Сороков Д.Г. Основы психологии развития – М.: Изд-во МГАЛП, 1997.-С. 57-68
9. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. Учебное пособие. – М.: Изд-во МПГУ. – 1997 – 520 с.
10. Grundgedanken der Montessori-Paedagogik. / Hg. von P.Oswald u. G.Schulz-Benesch. – 10. Aufl. – Freiburg, Basel, Wien, 1990. -200 S.
11. Montessori M. The advanced Montessori method – I. – Oxford: Clio Press, 1991.
12. Montessori M. Die Endeckung des Kindes. / Hg. v. P. Oswald u. G. Schulz-Benesch. – 10. Aufl. – Freiburg, 1991. – 372 S.
13. Montessori M. /C//7flfe/’5//7^/a/7flter5.-9.Aufl.-Muenchen, 1994-221 S.
14. Montessori M. Das kreative Kind./ Hg. v. P.Oswald u. G.Schulz-Benesch. – 9. Aufl. – Freiburg, Basel, Wien, 1992. – 276 S.
15. Montessori M. Schule des Kindes./ Hg. v. P.Oswald u. G.Schulz-Benesch. – Freiburg, Basel, Wien, 1976. – 350 S.

СОДЕРЖАНИЕ

3 ВВЕДЕНИЕ
3 Краткая характеристика педагогики Монтессори
5 Обзор литературы
9 О проблематике и содержании этой книги
12 Структура описания методики работы с материалом

15    Раздел I. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДЕТСКОГО
САДА МОНТЕССОРИ
16    1.1 Взгляд Марии Монтессори на природу детства и сущность воспитания детей
18    1.2 Сензитивные периоды развития детей
20    1.3 Проблема соотношения работы и игры в педагогике М.Монтессори
23    1.4 Соотношение работы и игры в практике Монтессори-детских садов
26 1.5 Индивидуальная работа, работа в малых группах и со всей группой
27 1.6 Содействие развитию самостоятельности детей
28 А) О подготовленной среде
29 Б) Возможность самоконтроля
30 В) О поведении педагога
32    1.7 Свобода ребенка в Монтессори-группе
34    1.8 Педагогика Марии Монтессори и родная культура
40    Раздел II. УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
40 2.1 Значение упражнений в практической жизни
41 1) Содействие физическому развитию 44 2) Содействие психическому развитию 48      3) Содействие социальному развитию
51 4) Подготовка к работе с материалами из других учебных разделов
52 2.2 Классификация упражнений в практической жизни
53 2.3 Оборудование “практической зоны”
56    2.4 Жизненная практика дошкольников: методика
56 ОБЩИЕ    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ    УПРАЖНЕНИЯ    для развития контроля и координации движений
56 Переноска предметов
57 Переноска стула
58 Упражнение. Переноска стола
59 Упражнение. Как садятся за стол
60 Переноска, раскатывание и скатывание коврика
62 Открывание и закрывание двери
63 Складывание салфеток
65 Упражнение. Складывание салфеток прямоугольной формы разными способами
66 Упражнение. Складывание тряпок
67 Пересыпание ложкой
69 Пересыпание зерен из кувшина в КУВШИН
70 Переливание воды
73 I ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Уход за собой.
73 Рамки с застежками
73 Рамка с пуговицами
75 Рамка с кнопками
76 Рамка с крючками и петлями 78 Рамка с ремнями
80 Рамка с бантами
82 Рамка со шнуром и отверстиями
84 Рамка со шнуровкой для ботинок
86 Рамка с застежкой – “молнией”
87 Рамка с английскими булавками
89      Мария Монтессори о “Рамках с застежками”
91 Мытье рук и чистка ногтей
94 Мария Монтессори об упражнении “Мытье рук”
95 Чистка ботинок
97 II ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Уход за окружающей средой.
97 Вытирание пыли
98 Мария Монтессори об упражнении “Вытирание пыли”
98 Подметание со стола
99 Мытье ПОСУДЫ 101 Мытье фруктов 103 Мытье стола
106 Мытье пола
107 Стирка белья
110 Глаженье белья
111 Чистка металла
113 Уход за срезанными живыми цветами. Составление букета
115 Чистка, варка и резка картофеля
119 Затачивание карандаша
120 Промывание кисточек
122 III ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Основы культуры поведения в обществе.
122 Как приглашают гостя в комнату и предлагают ему место
124 Помошь другим и принятие помощи
125 Чистка носа (сморкание)
126 IV ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Особые виды движений.
126 Ходьба по линии
127 Мария Монтессори о “Ходьбе по линии”
128 Упражнение в тишине
130     Мария Монтессори об “Упражнении в тишине”
135 2.5 ЛИТЕРАТУРА к Введению, Разделам I и II
137 Раздел III. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО МЕТОДУ МОНТЕССОРИ
137 3.1 Значение сенсорного воспитания
138 1) Основа для интеллектуального развития
139 2) Упорядочивание хаотичных впечатлений, полученных при взаимодействии ребенка с внешним миром
141 3) Развитие наблюдательности
142 4) Подготовка к реальной жизни
142     5) Позитивное влияние на эстетическое чувство
142 6) Органы чувств – инструменты познания окружающего мира
143 7) Основа для развития воображения
144 8) Содействие развитию внимания
146 9) Овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности
147 10) Усвоение “сенсорных эталонов” 149     11) Навыки учебной деятельности 151     12) Расширение словарного запаса
151 3.2   Сенсорное   воспитание   как   база   для   изучения
математики и овладения письмом
153 3.3 Характеристика сенсорных материалов
153 В основе – идеи Итара и Сегена
154 Реакция здоровых детей и детей с нарушениями развития.
155 “Ключ к миру”
155     “Материализованные абстракции”
157 3.4 Классификация сенсорных материалов
160 3.5 Изоляция отдельного свойства в материале
161 3.6 Отличительные качества Монтессори-материалов
161 1) Контроль ошибок
162 2) Эстетика
163 3) Активность
163 4) Ограниченность
164 3.7 Практические рекомендации
167 3.8 Упражнения с сенсорным материалом
167 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ
167 Цилиндры – вкладыши
171     Мария Монтессори об этом материале
173 Розовая башня
17 6     Мария Монтессори об этом материале
177 Коричневая лестница 180     Мария Монтессори об этом материале
180 Красные штанги
183     Мария Монтессори об этом материале
185 Цветные таблички
185 Цветные таблички. Яшик 1
186 Цветные таблички. Яшик 2
188 Мария Монтессори об этом материале
189 Цветные таблички. Ящик 3
191 Мария Монтессори об этом материале
192 Геометрический комод
195 I презентация. Работа с демонстрационной рамой
196 II презентация. Работа с ящиками
198 III презентация. Работа с наборами карт
200     Мария Монтессори об этом материале
206 Биологический комод
209 Конструктивные треугольники
209 Прямоугольный ящик N 1
212 Прямоугольный ящик N 2
Ш Треугольный ящик
219 Малый шестиугольный ящик
221 Большой шестиугольный я шик
227 Деканомический квадрат или Таблица Пифагора
231 Накладывающиеся геометрические фигуры
235 Цветные цилиндры
238 Биномиальный и триномиальный кубы
242 Мария Монтессори об этом материале
243 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ 243 Доски для ощупывания А. В и С
243 Вариант 1
245 Вариант 2
258     Мария Монтессори об этом материале
249 Шершавые таблички 252     Мария Монтессори об этом материале
252 Ткани
255 Мария Монтессори об этом материале
256 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА 256 Шумяшие коробочки
260     Мария Монтессори об этом материале
260 Звоночки
264 Упражнение. Работа с нотными досками и нотными знаками 266     Мария Монтессори об этом материале
270 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЯЖЕСТИ
270 Весовые таблички
273 Мария Монтессори об этом материале
214 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЕПЛА
274 Тепловые бутылочки
277 Мария Монтессори об этом материале
278 Тепловые таблички
280 Мария Монтессори об этом материале
281 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОНЯНИЯ
281 Коробочки с запахами
282 Вариант 1
283 Вариант 2
285     Мария Монтессори об этом материале
287 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСА
287 Вкусовые баночки
289     Мария Монтессори об этом материале
291 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ “СТЕРЕОГНОСТИЧЕСКОГО
ЧУВСТВА”
291 Геометрические тела
294 Мария Монтессори об этом материале
295 Сортировка
296 Мария Монтессори об этом материале
297 Волшебный мешочек
299 Мария Монтессори об этом материале
300 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
300 Глобус “Суша – вода”
301 Географические карты-вкладыши
305 Набор географических карт “Континенты”
308 3.9 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ III
309 ПРИЛОЖЕНИЕ. “Дом детей”

Cенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори

• доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ, кандидат педагогических наук Т. А. МАКЕЕВА
• ведущий научный сотрудник ИЦЭВ РАО, кандидат психологических наук А. В. ПОГОДИНА

Печатается по постановлению кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

Сорокова М.Г. “Жизненная практика” и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори Учебное пособие. / Под ред. Д.Г.Сорокова. – М., 1998. – 316 с.

В учебном пособии излагается метод и методики обучения детей 2 – 5,5 лет навыкам практической повседневной деятельности и умению самостоятельно работать со знаменитым “сенсорным Монтес-сори-материалом” – дидактическими пособиями, разработанными Марией Монтессори (1870 – 1952) и предназначенными для развития органов чувств детей раннего и дошкольного возраста. Автор книги, М. Г. Сорокова, – кандидат физико-математических наук, обладатель Международного AMI-Диплома по Монтессори-педагогике. Данная ее работа продолжает серию авторских учебных пособий, в которых систематически представлены метод и методики Марии Монтессори (см.: Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Сорокова. – М., 1997. – 520 с). Для преподавателей, студентов и аспирантов педагогических ВУЗов, студентов педагогических колледжей и училищ, слушателей институтов повышения квалификации работников образования, родителей, для широкого круга специалистов в области дошкольного образования.

© М.Г.Сорокова, 1998
© Московский педагогический государственный университет, 1998

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Вводим в рацион малыша новые продукты Вводим в рацион малыша новые продукты

Не всегда процесс введения прикорма удается наладить с первого раза. Особенно непросто проходит знакомство с твердой пищей - нередко дети реагируют бурными протестами.

Контрацепция после родов Контрацепция после родов

Итак, малыш родился, все тревоги первых дней уже позади. Наступает время, когда нужно обратить внимание и на себя.