Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В Монтессори-детском саду большое внимание уделяется воспитанию САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ детей. По Монтессори, стремление к самостоятельности изначально присуще природе ребенка. “Все бессознательное стремление ребенка направлено на то, чтобы через отделение от взрослого и через самостоятельность развиться в свободную личность, – писала Мария Монтессори. -Наше воспитание во всем учитывает это стремление ребенка; и наше усилие направлено на то, чтобы помочь ребенку стать самостоятельным.” [14, S. 28]

Природа позаботилась о постепенном освобождении ребенка от опеки взрослого: появление зубов дает ему возможность питаться твердой пищей, а не только материнским молоком; самостоятельное хождение – возможность передвигаться без помощи взрослых; речь – способность выражать свои чувства, желания, мысли. Задача взрослых, считала Монтессори, -поддержать эту природную тенденцию в ребенке, и трудно с ней в этом   не   согласиться.   Тезис   о   необходимости   воспитания самостоятельности выглядит для большинства современных педагогов банальностью, и проблема состоит в методах такого воспитания.

Каким же образом Монтессори-педагогика способствует проявлению самостоятельности детей ? Какую роль в воспитании самостоятельности играют упражнения по овладению навыками практической повседневной деятельности ? При ответе на эти вопросы следует выделить, прежде всего, следующие средства: подготовленную среду и притягательный характер материалов, возможность самоконтроля с помощью материала, а также особую форму поведения педагога. Остановимся подробнее на каждом из этих средств.

А.) О ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЕ. Организуя подготовленную среду, педагог стремится создать детям свободный доступ ко всем материалам. Так например, материалы располагаются на низких, открытых, хорошо просматривающихся полках, соответствующих росту детей. У детей должна быть возможность самостоятельно взять материал с полки, а позанимавшись с ним, поставить его обратно.

По этой же причине размеры и вес материалов должны быть подходящими для детей, в особенности это касается материалов для упражнений в практической жизни. Педагогу придется поискать в продаже небольшие подносы и кувшинчики размером с молочник, легкие пластмассовые тазики диаметром примерно 25 -30 см, пластиковые кувшины и ведра для воды, которые ребенку удобно носить, маленькие кусочки мыла, умещающиеся в детской ладошке, легкий утюг. Родителей можно попросить сшить детские фартуки, вырезать полотенца из махровой ткани размером с обычный лист бумаги (формат А4) и квадратные тряпочки (максимальный квадрат из листа формата А4). Как показывает опыт, все это совсем не является само собой разумеющимся для педагогов, начинающих работать по Монтессори.

Мебель в помещении также должна быть детской подходящей для детей от 3 до 6 лет. Столы и стулья желательно подобрать так, чтобы они были легкими, и дети могли их самостоятельно переносить. Детская мебель, низкие раковины и унитазы есть теперь практически в любом детском саду, и приобрести их не представляет особой проблемы. Однако не нужно забывать, что в 1910-е годы Монтессори пришлось действительно побороться, чтобы добиться даже этой маленькой “привилегии” для детей. [3, С 42 – 43], [1], [2]
Отметим обязательное требование к любым Монтессори-материалам: они должны быть эстетичны, привлекательны, должны как бы “сами проситься” в руки детей. Вряд ли ребенку захочется стирать в блеклом тазике, надевать скучный серый фартук, брать в руки грубо сколоченную рамку с кое-как пришитыми пуговицами или небрежно сделанный кувшин с аляповатыми цветами. Ребенка следует окружать красивыми вещами не только с целью эстетического развития, но и для повышения его мотивации к самостоятельной работе с ними. Чтобы выбрать красивые предметы, педагогу нужно самому обладать хорошим вкусом.

Б.) ВОЗМОЖНОСТЬ САМОКОНТРОЛЯ. Очень важную роль для развития самостоятельности ребенка играет возможность самоконтроля, заключенная в материале. Большими возможностями самоконтроля обладает сенсорный материал. Так например, среди сенсорных материалов правильность построения Коричневой лестницы можно проконтролировать с помощью самого тонкого бруска, а для проверки правильности подбора одинаковых шумов на Шумящих коробочках имеются разноцветные контрольные точки. В математических материалах [11], [12] и материалах для обучения чтению, а позже в материалах для изучения биологии, истории, геологии и т.д. используются разнообразные контрольные карты. В географических материалах применяются так называемые “Карты-головоломки”, т.е. карты-вкладыши. Например, в карте “Континенты” вкладыш “Европа” на входит в отверстие для вкладыша любого другого континента. Эти примеры можно было бы продолжить, однако идея уже ясна читателю: материалы устроены так, чтобы дать ребенку возможность самому контролировать свои ошибки. Именно поэтому Монтессори-материалы называются автодидактическими. Педагогу нужно только ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА СО СПОСОБАМИ САМОКОНТРОЛЯ.

Возвращаясь к материалам для упражнений в практической жизни, отметим, что педагогу придется особенно тщательно учить ребенка замечать и исправлять свои ошибки: и потому, что упражнениями в практической жизни занимаются даже совсем маленькие, трехлетние дети, которым уже в силу юного возраста непросто заметить ошибку, да и понять, что является ошибкой; и потому, что даже взрослым часто свойственно выполнять домашнюю работу автоматически, не задумываясь, что и как они делают. Некоторые педагоги рассказывали нам, что после знакомства с методикой Монтессори они не только стали совершенно по-другому делать свою работу по дому, но и иначе относиться к ней.

В.) О ПОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГА. Еще не рассматривая специально тему об особом поведении Монтессори-педагога, мы уже несколько раз, по существу, обращались к ней. Мы не будем здесь подробно освещать вопрос о роли и функциях педагога в Монтессори-группе (об этом см. [12]), но рассмотрим лишь те особенности его поведения, которые связаны с воспитанием самостоятельности ребенка.
Педагог организует подготовленную среду. Ему недостаточно, однако, просто разместить материал в помещении. Главное -ПОКАЗАТЬ ребенку, как с ним обращаются, то есть четко и ясно провести ПРЕЗЕНТАЦИЮ МАТЕРИАЛА. Это означает, что учитель должен не только отлично знать, как работают с каждым материалом, но и уметь быстро “переключаться” с одного материала на другой. Если презентация проведена, ребенку обязательно предлагается выполнить упражнение самому. В дальнейшем ребенок может тренироваться самостоятельно, а учитель сначала находится рядом с ним, а затем оставляет его одного, незаметно наблюдая за ним издали. УМЕТЬ делать нечто -необходимое условие самостоятельности. Чем больше человек умеет, тем более самостоятельным и независимым от других он становится. В России это качество издавна выражалось словами “Мастер на все руки”.

Вовремя дать ребенку возможность самому работать с материалом, поддержав тем самым его активность, очень важно. Монтессори-педагог НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ в работу ребенка без нужды, помня о том, что каждая предоставленная ребенку помощь, не      являющаяся действительно необходимой, служит ПРЕПЯТСТВИЕМ его развитию. Внимательно наблюдать за ребенком, лишь в НУЖНЫЙ МОМЕНТ предоставить ему НЕОБХОДИМУЮ ПОМОЩЬ – вот основная задача Монтессори-педагога. “Учительнице нужно вести ребенка, не давая ему чрезмерно ощущать ее присутствие, ей следует быть всегда готовой оказать желаемую помощь, но никогда нельзя становиться препятствием между ребенком и его опытом” [20, Р. 131]

Взрослым, особенно родителям, порой очень трудно не вмешиваться и не начинать выполнять вместо ребенка его работу. Может быть, следующее соображение поможет им удержаться от чрезмерной опеки: не всегда наша помощь, пусть даже оказанная из самых лучших побуждений, в самом деле приносит пользу. Что гуманнее: избавлять ребенка от трудностей и воспитать его зависимым, беспомощным или же помочь ему всему научиться самому и самостоятельно идти по жизни ? Мы уверены -последнее.
Еще один аспект воспитания самостоятельности самостоятельный ВЫБОР материала. “Почти всегда маленькому ребенку, еще чаще более старшему ребенку его занятие предписывается. Во всех этих вещах мы предоставляем ребенку совершенно свободный выбор, так как мы выяснили, что также и при выборе занятия ребенок руководствуется очень сильными внутренними мотивами. Ребенок, который сам выбирает занятия, может тем самым выразить и удовлетворить свою внутреннюю потребность” [14, S. 33]

Умение самостоятельно сделать выбор, принять решение, а не просто пассивно следовать чьим-то советам – одно из важнейших социальных качеств. Это умение приходит не само собой, а приобретается постепенно путем тренировок. Как часто среди новичков Монтессори-детского сада можно встретить детей, слоняющихся без дела и не знающих, чем себя занять, или наоборот хватающихся за все сразу, “перескакивающих” с одного материала на другой. Неумение решить, чего же им в самом деле хочется, – “то ли конституции, то ли севрюжины с хреном” -нередко сохраняется и у взрослых, сильно затрудняя их самостоятельное движение по жизни.

Рассмотрим, например, одну из довольно типичных ситуаций -покупку обуви. Иногда эта задача может показаться очень сложной, и далеко не только из-за недостатка денег. Почему в магазине две пары “почти одинаковых” ботинок так разнятся в цене ? Почему так сильно – вдвое, втрое – уценена эта модель кроссовок фирмы “adidas”, тогда как очень похожие модели стоят по-прежнему дорого ? Почему цены одних и тех же туфель в разных магазинах существенно отличаются ? А если эти магазины еще и расположены по соседству друг от друга ? Являются ли синонимами слова “дорогой”, “доброкачественный” и “подобранный со вкусом”? Всегда ли марка известной фирмы служит гарантией качества товара? Эти и другие подобные вопросы создают порой очень серьезные препятствия для нерешительного новичка среди изобилия товаров.

“Ваш пример, однако, имеет весьма отдаленное отношение к трех-шестилетнему ребенку, – возразят мне. – Покупать обувь ему придется нескоро ! Кроме того, маленький ребенок выбирает бессознательно, руководствуясь внутренними побуждениями или же просто копируя кого-то. Маша хочет стирать, потому что Даша хочет стирать или потому что тазик красивый и пены много !” С этим трудно не согласиться. Никто не собирается ставить перед детьми подобную непосильную задачу. Мы хотели бы лишь подчеркнуть необходимость УЧИТЬСЯ ВЫБИРАТЬ: вещи, работу, друзей, мужа или жену и т.д. И начинать учиться желательно уже с самого раннего возраста. Дети в Монтессори-детском саду учатся этому уже с 2,5 – 3 лет, а к двенадцати годам, то есть ко времени окончания классической Монтессори-школы, умение и привычка самостоятельно делать выбор становится устойчивой. (О проблеме выбора и проблемах, связанных с выбором, см. также [12])

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


О грудном вскармливании (вопросы читателей) О грудном вскармливании (вопросы читателей)

Различные вопросы, возникающие у молодых мамочек в период грудного вскармливания ребёнка Приливы слишком сильные? Сыну 2,5 месяца.

Вводим в рацион малыша новые продукты Вводим в рацион малыша новые продукты

Не всегда процесс введения прикорма удается наладить с первого раза. Особенно непросто проходит знакомство с твердой пищей - нередко дети реагируют бурными протестами.