I ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. УХОД ЗА СОБОЙ.
РАМКИ С ЗАСТЕЖКАМИ.
РАМКА С ПУГОВИЦАМИ.
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется 5 вертикальных петель-прорезей, на другой – 5 достаточно крупных плоских пуговиц без “ножки”.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать пуговицы. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель говорит ребенку: “Сегодня мы будем учиться расстегивать и застегивать пуговицы. Ты можешь взять эту рамку и положить ее на стол” Ребенок приносит рамку, а учитель указывает рукой, что ее нужно положить на стол справа.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут так, чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с пуговицей на каждом этапе работы.
3. Учитель говорит ребенку; “Это пуговицы. Я покажу, как их расстегивают.” Указательным, средним и большим пальцами правой руки он берется за правый край верхней пуговицы, а указательным, средним и большим пальцами левой руки – за край ткани рядом с верхней пуговицей.
4. Он тянет одновременно пуговицу – вправо, а ткань – влево.
5. Учитель слегка наклоняет пуговицу и вставляет ее в петлю-прорезь, так чтобы левая половинка пуговицы была под тканью. Он отпускает одновременно ткань и пуговицу и ждет некоторое время, чтобы ребенок мог рассмотреть пуговицу.
6. Далее положение рук меняется: правой рукой учитель берется за край ткани, а левой – за пуговицу. Он тянет ткань вправо, освобождает пуговицу, открывает ткань полностью, а затем отпускает ее. Пуговица расстегнута.
7. Учитель; “Я покажу еще раз, а затем попробуешь ты” Он расстегивает еще одну пуговицу, а затем предлагает ребенку проделать это самостоятельно.
8. Когда все пуговицы расстегнуты, учитель говорит: “Теперь мы раскроем ткань”. Большим и указательным пальцами правой руки он берется за левый верхний угол, а большим и указательным пальцами левой руки – за левый нижний угол правой половинки ткани и открывает ее. Точно так же открывают левую половинку ткани, при этом руки меняются местами: левой рукой берутся за верхний, правой – за нижний угол ткани.
9. Учитель: “Мы закроем ткань” Он закрывает сначала левую, затем правую половинку ткани.
10. Учитель: застегнем пуговиць/\ Он берется правой рукой за край ткани рядом с верхней пуговицей и слегка отгибает край ткани вправо, так чтобы была видна пуговица. Левой рукой он берется за пуговицу и вставляет ее в петлю-прорезь.
11. Далее учитель меняет положение рук: правой рукой он берется за правый край пуговицы, а левой – за край ткани.
12. Учитель тянет одновременно пуговицу – вправо, ткань – влево, затем отпускает руки. Пуговица застегнута. Ребенку предлагают попробовать сделать это самостоятельно. ПРИМЕЧАНИЕ: легко видеть, что действия 9-12 (закрывание ткани и застегивание пуговиц) В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ повторяют действия 3 – 8 (расстегивание пуговиц и открывание ткани).
13. Когда все пуговицы застегнуты, учитель кладет ладони на обе половинки ткани и легко тянет их в разные стороны, проверяя правильность выполнения работы.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: точно вставить пуговицу в петлю-прорезь.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: пункт 13; визуальный контроль.
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Расстегивание и застегивание маленьких пуговиц, пуговиц разной формы – выпуклых, “на ножке”, продолговатых, и т.д.
2. Использование разных петель: горизонтальных петель-прорезей, скрытых петель, “воздушных” петель, и т.д.
3. Расстегивание и застегивание пуговиц на одежде других детей, на одежде кукол, на своей одежде.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: пуговица, рамка, ткань, расстегивать, застегивать.
ВОЗРАСТ: с 3-х лет.
РАМКА С КНОПКАМИ.
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. На ткани имеется 5 кнопок.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать кнопки. Косвенная: анализ сложных движений, последовательность действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель говорит ребенку: “Мы будем учиться расстегивать и застегивать кнопки. Возьми, пожалуйста, эту рамку и положи ее на стол. Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут так, чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с кнопкой на каждом этапе работы.
3. Учитель обеими руками отгибает край ткани и показывает ребенку, что все кнопки застегнуты. Он говорит: “Это кнопки. Они застегнуты. Я покажу тебе, как их расстегивают.”
4. Начинают с верхней кнопки. Учитель ставит указательный палец правой руки на кнопку, а большим пальцем берется за край ткани. Он слегка отгибает ткань вверх и ставит указательный и средний пальцы левой руки рядом с кнопкой.
5. Прижимая левую половинку ткани рядом с кнопкой двумя пальцами левой руки, учитель тянет правую половинку ткани вверх, так что кнопка расстегивается.
6. Учитель приоткрывает и снова закрывает половинку ткани с расстегнутой кнопкой.
7. Далее расстегивают по порядку все остальные кнопки, при этом можно привлечь ребенка к самостоятельной работе.
8. Учитель открывает сначала правую, затем левую половинку ткани.
9. Учитель закрывает сначала левую, затем правую половинку ткани.
10. Учитель говорит: “Теперь мы застегнем кнопки. Сначала покажу я, а затем попробуешь ты.” Он легко ставит указательный палец правой руки на кнопку, а большим пальцем отгибает край ткани, так что видно острие кнопки. Он обращает внимание ребенка на острие кнопки и отверстие в шляпке.
11. Средним и указательным пальцами левой руки учитель придерживает ткань слева от кнопки. Он внимательно осматривает острие и отверстие кнопки, совмещает их и нажимает на кнопку. Слышен щелчок. Кнопка застегнута.
12. Учитель касается ткани пальцами обеих рук и тянет ее одновременно в разные стороны, проверяя, застегнута ли кнопка. Далее застегивают все остальные кнопки и еще раз проверяют правильность выполнения работы.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: совместить обе половинки кнопки и щелкнуть.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: пункт 12; щелчок; визуальный контроль.
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Расстегивание и застегивание кнопок на одежде других детей, кукол, на своей одежде.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: кнопка, острие, отверстие, щелчок, расстегнуть, застегнуть.
ВОЗРАСТ: с 3-х лет.
РАМКА С КРЮЧКАМИ И ПЕТЛЯМИ.
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется 5 достаточно крупных крючков, на другой – 5 петель. Крючки и петли скрыты под тканью.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать крючки. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель: “Сейчас я покажу тебе, как расстегивают и застегивают крючки. Ты можешь взять эту рамку и положить ее на стол.” Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут так, чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с крючком и петлей на каждом этапе работы.
3. Учитель отгибает край ткани обеими руками и показывает, что все крючки застегнуты. Он говорит: “Это крючки, а это петли. Крючки застегнуты. Я покажу тебе, как их расстегивают.”
4. Начинают с верхнего крючка. Учитель берется за край ткани правой рукой, так что указательный палец оказывается у основания крючка, а большой – под тканью. Ткань слегка отгибают и ставят средний и указательный пальцы левой руки рядом с петлей.
5. Учитель тянет правую половинку ткани влево, а левую – вправо, так что крючок выходит из петли. Он открывает и закрывает правую половинку ткани, демонстрируя тем самым, что крючок расстегнут. Далее расстегивают поочередно все остальные крючки. Ребенка привлекают при этом к самостоятельной работе: “Теперь попробуй ты”.
6. Когда все крючки расстегнуты, открывают сначала правую, потом левую половинку ткани. Ткань закрывают в обратном порядке.
7. Учитель: “А теперь мы застегнем крючки. Сначала покажу я, а затем попробуешь ты.” Он снова начинает с верхнего крючка. Учитель берется за край ткани правой рукой, так что указательный палец оказывается у основания крючка, а большой – под тканью. Ткань слегка отгибают и ставят средний и указательный пальцы левой руки рядом с петлей.
8. Учитель тянет правую половинку ткани влево, левую – вправо, вставляет крючок в петлю и отпускает его. Затем он слегка тянет обе половинки ткани в разные стороны, проверяя, застегнут ли крючок.
9. Все крючки застегивают поочередно сверху вниз. Ребенок принимает активное участие в работе. В конце работы еще раз проверяют, все ли крючки застегнуты. Для этого ладони обеих рук кладут на ткань и слегка тянут ее в разные стороны.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: точно вставить крючки в петли. Не расстегнуть уже застегнутых крючков при застегивании последующих.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: пункты 8, 9.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: крючок, петля, расстегнуть, застегнуть. ВОЗРАСТ: с 3-х лет.
РАМКА С РЕМНЯМИ.
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена кожа, состоящая из двух половинок, на которых имеется 4 ремня.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать ремни. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель: “Давай попробуем сделать что-то очень интересное! Мы будем расстегивать и застегивать ремни! Возьми, пожалуйста, эту рамку и положи ее на стол” Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут так, чтобы концы ремней были обращены к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с ремнями на каждом этапе работы.
3. Учитель: “Это ремни. Я покажу тебе, как их расстегивают, а затем попробуешь ты.”
4. Начинают с верхнего ремня. Учитель откидывает направо маленькие петли застежек всех ремней поочередно.
ПРИМЕЧАНИЕ: расстегивание и застегивание ремней – весьма непростые действия для ребенка, поэтому в данном случае каждый этап работы целесообразно повторить по очереди с каждым из 4-х ремней, а затем уже переходить к следующему этапу.
5. Начинают с верхнего ремня. Учитель берет маленькую петлю застежки большим и указательным пальцами правой руки, конец ремня – большим и указательным пальцами левой руки, и сдвигает конец ремня вправо, так что получается петля-“воротца”. То же самое – со всеми ремнями поочередно сверху вниз.
6. Учитель берет маленькую петлю левой рукой, ремень – правой, и вытягивает конец ремня из маленькой петли. То же – с остальными ремнями.
7. Учитель берет конец ремня правой рукой и тянет его вправо, пока острие застежки не окажется свободным. При этом учитель придерживает левой рукой левую половинку кожи.
8. Учитель берется за штырь застежки и откидывает его влево, затем отпускает штырь и конец ремня. То же самое – со всеми ремнями.
9. Учитель берет большую петлю застежки левой рукой, ремень -правой, и вытягивает конец ремня из петли. Он кладет ремень поверх петли. То же самое – со всеми ремнями.
10. Учитель: “Мы расстегнули все ремни” Он берется за обе половинки кожи и одновременно открывает, а затем закрывает их. Он говорит: “Теперь мы застегнем ремни”
11. Учитель поправляет большие петли застежек, так чтобы они лежали на правой половинке кожи.
12. Он берет конец ремня правой рукой, большую петлю застежки – левой, вставляет конец ремня в петлю и расправляет ремень. То же – со всеми ремнями.
13. Учитель берет конец ремня правой рукой, отгибает его вправо, тянет, вставляет острие штыря в отверстие левой рукой и отпускает штырь и ремень. То же – со всеми ремнями.
14. Учитель берет конец ремня правой рукой, маленькую петлю -левой, и вставляет конец ремня в петлю. Ремень образует петлю-“воротца”. То же – со всеми ремнями.
15. Учитель надавливает указательным пальцем правой руки сверху на петлю-“воротца”, которую образовал ремень. Ремень застегивается полностью. То же – со всеми ремнями.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: вставить острие штыря в отверстие ремня; пункт 15.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: визуальный; острие – не в отверстии; ремень расстегнут.
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Расстегивание и застегивание ремней с другими пряжками.
2. Расстегивание и застегивание ремней на одежде и обуви других детей, кукол, на сумках, портфелях и т.д.
3. Расстегивание и застегивание ремней на своей одежде.
4. Расстегивание и застегивание ремешка часов. РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: ремень, острие, пряжка,
расстегивать, застегивать. ВОЗРАСТ: с 3-х лет.
РАМКА С БАНТАМИ.
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок; на правой половинке ткани имеется 5 красных лент, на левой половинке – 5 белых лент шириной 1 см; ленты на правой половинке ткани пришиты чуть выше, чем соответствующие ленты на левой половинке ткани.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится развязывать и завязывать банты. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель: “Ты уже умеешь сам завязывать банты? Тогда давай попробуем сделать это вместе! Ты можешь взять эту рамку и положить ее на стол” Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут так, чтобы срез верхней половинки ткани был обращен к ребенку. В этом случае ребенку хорошо видно, что происходит с бантом на каждом этапе работы.
3. Учитель: Это банты. Я покажу тебе, как их развязывают.”
4. Начинают с верхнего банта. Учитель берет конец белой ленты правой, конец красной ленты – левой рукой и тянет одновременно белый конец – вправо, красный конец – влево, пока бант не развяжется. Ленты расправляют и кладут горизонтально. То же – для всех бантов.
ПРИМЕЧАНИЕ: развязывание и завязывание бантов – весьма непростые действия для ребенка, поэтому в данном случае каждый этап работы целесообразно повторить по очереди с каждым из 5-ти бантов, а затем уже переходить к следующему этапу.
В ходе презентации учитель обычно работает с первым, вторым и пятым бантами, ребенок – с третьим и четвертым. Разумеется, это не является обязательным правилом: очень вероятно, что у ребенка в первый раз ничего не получится.
5. Далее развязывают узлы, начиная с верхнего. Учитель прижимает обе половинки ткани под узлом пальцами левой руки: правую половинку ткани – указательным, левую – средним. Указательным пальцем правой руки он поддевает узел и ведет руку снизу вверх, пока узел не развяжется.
6. Учитель расправляет ленты и кладет красную ленту направо, белую – налево, так что они располагаются горизонтально. То же самое – с остальными узлами.
7. Учитель открывает правую, затем левую половинку ткани. Половинки ткани закрывают в обратном порядке. Если это необходимо, ленты еще раз расправляют.
8. Учитель: “А теперь мы завяжем банты. Я покажу тебе, как это делают, а потом попробуешь ты”
9. Начинают с верхнего банта. Учитель берет красный конец -правой, белый конец – левой рукой и “большим” крестовидным движением рук перекидывает красную ленту – влево, белую – вправо. При этом правая рука оказывается НАД левой, поэтому красная лента будет лежать НАД белой. То же самое – с остальными лентами.
10. Большим и указательным пальцами левой руки учитель поддевает обе ленты в середине ткани и приподнимает их, одновременно придерживая ткань указательным и средним пальцами правой руки, так что образуется небольшое “окошко”. Правой рукой учитель берет белый конец ленты и вставляет его в “окошко” с “обратной” стороны.
Затем положение рук меняется: правой рукой учитель берется за белый конец с “лицевой” (обращенной к учителю) стороны “окошка”, а левой – за красный конец. Он тянет ленты в разные стороны: белую – вправо, красную – влево, пока узел не завяжется. То же самое – с остальными узлами.
11. Теперь завязывают бант. Учитель берется правой рукой за красную ленту на расстоянии примерно 1/3 ее длины от узла, приподнимает ее, так чтобы короткая часть ленты оказалась в вертикальном положении, и фиксирует петлю, сжав обе части красной ленты внизу около узла большим и указательным пальцами левой руки.
12. Учитель берет правой рукой белую ленту на расстоянии примерно 1/3 ее длины от узла, делает круговое движение, “опоясывая” красную петлю белой лентой, и вставляет получившуюся белую петлю в образовавшееся “окошко” с обратной стороны.
Затем положение рук меняется: правой рукой учитель берется за конец красной петли, левой рукой – за конец белой петли с “лицевой” (обращенной к учителю) стороны “окошка”, и тянет петли одновременно в разные стороны, пока не получится красивый бант. То же самое – с остальными бантами.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: развязать бант, развязать узел, сделать петлю.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: визуальный; банты развязываются; узлы разноцветные; банты лежат не горизонтально.
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Развязывание и завязывание бантов на одежде и обуви других детей, кукол, бантов на косичках девочек.
2. Развязывание и завязывание бантов на своей одежде, обуви.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: бант, петля, развязывать, завязывать.
ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
РАМКА СО ШНУРОМ И ОТВЕРСТИЯМИ.
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на каждой из которых имеется по 7 небольших круглых отверстий. Через отверстия продет шнур, имитирующий шнуровку ботинок.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится шнуровать. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель говорит ребенку: “Сегодня я покажу тебе что-то очень интересное. Ты можешь взять эту рамк/. Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут на стол так, чтобы бант оказался внизу. Учитель предлагает ребенку развязать бант.
ПРИМЕЧАНИЕ: рамка со шнуром и отверстиями предлагается после рамки с бантами, поэтому ребенок уже умеет развязывать и завязывать банты.
3. Учитель кладет концы шнура так, что правый конец идет слева сверху – направо вниз, а левый конец – справа сверху – налево вниз.
4. Учитель вытягивает из отверстия сначала левый конец шнура и кладет его параллельно правому концу. Затем он вытягивает второй конец шнура и кладет его с левой стороны так, что шнур идет справа сверху – налево вниз. Таким образом, концы шнура поменялись местами.
5. Повторение предыдущего пункта до тех пор, пока все отверстия (кроме верхней пары) не окажутся свободными.
6. Учитель поддевает шнур указательным пальцем правой руки между двумя верхними отверстиями и ведет палец снизу вверх. При этом он придерживает обе половинки ткани указательным и средним пальцами левой руки.
7. Правой рукой учитель сжимает обе половинки шнура и вытягивает его из отверстий до конца.
8. Учитель складывает шнур пополам и кладет его сверху, параллельно верхней стороне рамки.
9. Учитель открывает левую, затем – правую половинку ткани. Половинки ткани закрывают в обратном порядке.
10. Учитель говорит ребенку: “А теперь мы зашнуруем рамку !” Он берет шнур, натягивает его на рамку так, чтобы концы шнура были посередине рамки внизу. Учитель вставляет левый конец шнура в левое верхнее отверстие, правый конец – в правое верхнее отверстие, выравнивает концы и тянет их вместе вниз.
11. Учитель берет левый конец шнура, вставляет в правое свободное отверстие и вытягивает его до конца. Затем правый конец шнура он вставляет в левое свободное отверстие и вытягивает его. Концы шнура меняются местами.
12. Учитель повторяет действия предыдущего пункта, пока все отверстия не будут заняты.
13. Учитель предлагает ребенку завязать узел и бант, затем ребенок повторяет упражнение самостоятельно от начала до конца.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: вставлять концы шнура в отверстие.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: визуальный; концы шнура должны быть одинаковой длины; перекрестья шнура на зашнурованной части рамки должны выглядеть одинаково; шнур не должен быть перекручен.
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Завязывание шнурков на одежде и обуви других детей, кукол.
2. Развязывание и завязывание шнурков на своей одежде и обуви.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: шнур, отверстие, расшнуровывать, зашнуровывать. ВОЗРАСТ: с 3 лет.
РАМКА СО ШНУРОВКОЙ ЛЛЯ БОТИНОК
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена кожа, состоящая из двух половинок. На каждой из половинок имеется по 3 отверстия и 4 крючка, через которые продет шнур.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится расшнуровывать и зашнуровывать. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель говорит ребенку: “Сегодня я покажу тебе что-то очень интересное. Ты уже умеешь шнуровать, но сегодня мы попробуем справиться с совершенно особенной шнуровкой. Ты можешь взять эту рамку” Учитель показывает ребенку нужную рамку.
2. Ребенок приносит рамку на стол. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут так, чтобы бант находился внизу.
3. Учитель предлагает ребенку развязать бант, затем он сам показывает, как развязывают узел и расшнуровывают рамку. Он придерживает пальцами левой руки кожу над узлом, указательным пальцем правой руки поддевает узел сверху и ведет палец вниз до тех пор, пока узел не развяжется. Он расправляет концы шнура.
ПРИМЕЧАНИЕ: Учитель развязывает узел не так, как в случае с бантами (сравн. “Рамка с бантами”), чтобы шнур не соскочил с крючков.
4. Учитель берется правой рукой за правый конец шнура чуть ниже правого крючка, левой рукой – за левый конец шнура чуть ниже левого крючка, разводит руки в стороны, освобождая шнур, и совершает перекрестное движение руками так, что концы шнура меняются местами: правый конец становится левым, а левый – правым.
5. Учитель меняет положение рук и расправляет концы шнура. В результате два нижних крючка оказываются свободными.
6. Предыдущие действия повторяются до тех пор, пока все крючки не окажутся свободными.
7. Далее следует расшнуровывание отверстий (см. “Рамка со шнуровкой”), открывание и закрывание обеих половинок кожи, взявшись обеими руками за середину кромки, и зашнуровывание отверстий (см. “Рамка со шнуровкой”).
ПРИМЕЧАНИЕ: эти действия являются для ребенка повторением, поэтому он их может выполнить самостоятельно.
8. Учитель показывает зашнуровывание крючков. Правой рукой он берется за правый конец шнура, левой – за левый и совершает руками перекрестное движение, так что концы шнура меняются местами.
9. Он меняет положение рук, снова взявшись за правый конец, а левой – за левый конец шнура, и расправляет его до конца.
10. Учитель берется правой рукой за правый конец шнура чуть ниже правого крючка, левой рукой – за левый конец шнура чуть ниже левого крючка, зацепляет шнур одновременно за соответствующие крючки и совершает перекрестное движение руками, так что концы шнура меняются местами.
ПРИМЕЧАНИЕ: при совершении перекрестного движения руками важно, чтобы одна и та же рука всякий раз оказывалась выше, а другая – ниже, тогда перекрестье шнура всегда будет выглядеть одинаково.
11. Далее повторяются действия двух предыдущих пунктов до тех пор, пока все крючки не будут зашнурованы.
12. По окончании работы завязывают узел, затем – бант. Ребенку предлагают выполнить упражнение самостоятельно.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: зацепить шнур за крючки.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: шнур соскакивает с крючков; перекрестья выглядят неодинаково.
УПРАЖНЕНИЕ: расшнуровывание и зашнуровывание обуви.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: шнур, крючок, отверстие, расшнуровывать, зашнуровывать.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
РАМКА С ЗАСТЕЖКОЙ – “МОЛНИЕЙ”.
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. Половинки ткани соединены застежкой – “молнией”.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать “молнию”. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: 1. Учитель говорит ребенку: “Сегодня мы попробуем расстегнуть и застегнуть “молнию”. Возьми, пожалуйста эту рамку и положи ее на стол.” Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут на стол так, чтобы замок-бегунок был вверху.
3. Учитель показывает ребенку “молнию” и говорит: “Это застежка-” молния”. Я покажу тебе, как ее расстегивают.”
4. Учитель опускает язычок замка-бегунка вниз. Затем он берется за язычок замка указательным и большим пальцами правой руки.
5. Ладонь левой руки учитель кладет на левую половинку ткани и тянет за язычок замка вниз до тех пор, пока “молния” не расстегнется. В процессе движения замка вниз учитель “шаг за шагом” перемещает вниз левую ладонь.
6. Учитель открывает, затем закрывает половинки ткани.
7. Учитель говорит ребенку; “А теперь мы застегнем “молнию”. Он опускает язычок замка-бегунка вниз и тянет его, если это необходимо, так, чтобы подвижная часть замка оказалась внизу.
8. Учитель берет правую половинку замка правой рукой так, чтобы язычок замка лежал на неподвижной части замка и был прижат большим пальцем, а указательный палец одновременно прижимал бы неподвижную часть замка снизу.
9. Учитель берет левый конец “молнии” большим и указательным пальцами левой руки и вставляет его в замок.
10. Учитель держит оба конца “молнии” левой рукой в самом низу, а правой рукой медленно тянет за язычок замка-бегунка вверх, пока “молния” не застегнется. По окончании процесса он опускает язычок замка вниз.
11. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: точно вставить конец “молнии” в замок; треск закрываемой “молнии”.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: “молния” плохо закрывается; подвижная часть замка – не в самом верху “молнии”, т.е. “молния” застегнута не до конца.
УПРАЖНЕНИЕ: расстегивание и застегивание “молнии” на одежде других детей и на своей собственной.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: “молния”, замок, язычок замка, расстегивать, застегивать.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
РАМКА С АНГЛИЙСКИМИ БУЛАВКАМИ.
МАТЕРИАЛ: квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. Половинки ткани соединены четырьмя английскими булавками, расположенными горизонтально. Для удобства действий с булавками ткань разделена пополам также и в горизонтальном направлении, так что она состоит из двух одинаковых частей, – верхней и нижней – на каждой из которых имеется по две булавки.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать английские булавки. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель говорит: “Тебе нравится эта рамка с булавками? Ты можешь взять ее и отнести на стол” Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Ребенок приносит рамку на стол. Учитель садится за стол справа, ребенок – слева. Рамку кладут на стол так, чтобы кромка правой половинки ткани была обращена к ребенку.
ПРИМЕЧАНИЕ: во время презентации учитель работает с двумя булавками на верхней части ткани. Каждое действие он повторяет сначала с верхней, а затем с нижней булавкой.
3. Большим и указательным пальцами правой руки учитель поворачивает булавку вокруг горизонтальной оси так, чтобы ее острие оказалось снизу. Указательным пальцем правой руки учитель легко нажимает на круглый конец булавки справа, так что головка булавки сдвигается влево. Указательным и средним пальцами левой руки он одновременно придерживает ткань ниже булавки.
4. Большим и указательными пальцами левой руки учитель придерживает головку булавки сверху. Указательным пальцем правой руки он берется за верхний стержень булавки, припаянный к ее головке, а большим пальцем – за нижний подвижный стержень булавки.
5. Большим пальцем правой руки учитель нажимает на нижний стержень булавки и освобождает ее острие. Он убирает обе руки и говорит ребенку: “Булавка расстегнута”
6. Большим и указательным пальцами правой руки учитель берется за круглый конец булавки справа и тянет за него вправо, пока острие булавки полностью не выйдет из ткани. Указательным и средним пальцами левой руки он одновременно придерживает ткань внизу под булавкой.
7. Учитель берется за головку булавки большим и указательным пальцами левой руки сверху, указательный палец правой руки кладет на стержень булавки, припаянный к ее головке, а большим пальцем правой руки нажимает на подвижный стержень булавки рядом с острием, пока булавка не застегнется. Он откладывает булавку в сторону.
8. Когда обе булавки расстегнуты, обе половинки верхней части ткани открывают, затем закрывают.
9. Учитель говорит: “А сейчас мы снова приколем булавки” Он берет булавку тем же способом, что и в п. 7, и проделывает все действия, описанные в этом пункте, пока не расстегнет булавку.
10. Указательный и средний пальцы левой руки учитель подкла-дывает под ткань у ее верхней кромки посередине и плотно прижимает ткань сверху большим пальцем левой руки. Правой рукой учитель берет булавку за ее круглый конец и вкалывает ее в ткань так, чтобы булавка располагалась горизонтально.
11. Повторяя действия п. 7, учитель застегивает булавку. Указательным пальцем левой руки учитель легко нажимает на головку булавки слева и немного сдвигает ее вправо так, чтобы оба ее конца выступали из-под ткани примерно на одинаковое расстояние. Он говорит ребенку: “Булавка застегнута.”
12. Если обе булавки застегнуты, учитель предлагает ребенку повторить упражнение самостоятельно.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: расстегивание и застегивание булавки; прикалывание булавки к ткани; острие булавки.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: булавки расположены криво; ткань натянута недостаточно; булавка не застегнута.
УПРАЖНЕНИЕ: расстегивание и застегивание булавок разной величины и формы.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: булавка, головка булавки, острие, приколоть, расстегивать, застегивать.
ВОЗРАСТ: около 4 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ О “РАМКАХ С ЗАСТЕЖКАМИ”.
В заботах о теле первой ступенью является одевание и раздевание. Для упражнений этого рода в моем дидактическом материале имеется особая коллекция рамок. К рамкам прикрепляется по два куска материи или кожи, которые можно застегивать на пуговицы, крючки, завязывать бантами, зашнуровывать, застегивать на башмачные пуговицы крючком и т.д., то есть проделывать на них все процессы, иллюстрирующие одевание и раздевание”. [5, С. 10]
“В наших “Домах Ребенка” имеется десять подобных рамок, устроенных так, что каждая из них иллюстрирует особый процесс одевания или раздевания.
Первая снабжена кусками толстой шерстяной материи, застегивающимися большими костяными пуговицами, и соответствует детскому верхнему платью. Вторая снабжена кусками холста для застегивания на перламутровые пуговицы, – соответствует нижнему белью детей. Третья: куски кожи с башмачными пуговицами, – при застегивании их дети пользуются крючком для ботинок, — соответствует детским башмакам. Четвертая: куски кожи, скрепленные шнурками на дырочках. Пятая: два куска сукна перевиваются шнурками (эти лоскутья делаются на костях и соответствуют маленьким корсажам, какие носят крестьяне в Италии). Шестая: два куска материи застегиваются на большие металлические крючки. Седьмая: два куска сукна застегиваются при помощи маленьких крючков и прометанных петелек. Восьмая: два куска сукна соединяются широкой цветной лентой, завязываемой бантом. Девятая: куски сукна перевиваются круглыми белыми шнурками, какими скреплены многие части нижнего белья детей. Десятая: два куска материи застегиваются с помощью автоматических пуговиц (кнопок)”. [2, С. 138]
‘Учительница садится рядом с ребенком и очень медленно и отчетливо проделывает все необходимые движения пальцев, стараясь выделять каждое отдельное движение во всех его мельчайших деталях.
Так, например, прежде всего ребенку показывают, что для застегивания двух кусков материи необходимо, чтобы они коснулись друг друга краями с верху до низу. Потом, – если, напр., у нас рамка с пуговицами, – учительница покажет ребенку все последовательные стадии процесса застегивания: возьмет пуговицу, поставит ее против петли, просунет пуговицу в петлю, вполне застегнет пуговицу, потом медленно расстегнет ее снова. Также, чтобы научить малыша завязывать бант, учительница проделает отчетливо весь процесс, отделяя друг от друга моменты, когда она завязывает ленты и когда делает самый бант.
Подобные уроки, конечно, не нужны всем детям: дети многому учатся друг от друга и – по собственному почину – часто анализируют свои движения, проделывая каждое отдельно, очень медленно и отчетливо. Ребенок может усесться поудобнее и положить свою рамку на столик. Завязывая или застегивая одну и ту же рамку много раз подряд , – а проделывают это дети с увлечением, – ребенок приобретает очень большую ловкость и берется застегивать или зашнуровывать настоящее платье, как только ему представляется случай. Самые маленькие дети пытаются одеваться или одевать кого-нибудь, всячески разыскивают это новое развлечение и отбиваются всеми силами, если взрослые желают им помочь”. [5, С 10- 11]
МЫТЬЕ РУК И ЧИСТКА НОГТЕЙ.
МАТЕРИАЛ: клеенчатый фартук, блюдечко для колец, часов и т.п.; кувшин, тазик, мыло в мыльнице, щетка для ногтей в пластмассовой коробочке; полотенце для рук; щетка на длинной ручке для мытья таза; легко впитывающая воду тряпка для просушивания таза, стола и предметов на нем; ведро, щетка на длинной ручке для чистки ведра; тряпка для пола; крем для рук. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.
Расположение предметов: на столе слева направо лежат: сложенный фартук, тазик, в котором стоит кувшин, ручка его направлена к нам; справа от тазика находится мыло в мыльнице, щетка для чистки ногтей в пластмассовой коробочке, свернутое полотенце, тряпка для сушки предметов на столе. Справа сверху находится крем для рук. Щетка для чистки таза находится позади него. Ведро стоит под столом, в нем – щетка для чистки ведра; тряпка для пола висит на краю ведра. Блюдечко для часов и колец находится слева сверху.
ПРИМЕЧАНИЕ: это лишь один из возможных вариантов расположения предметов. Важно выдержать основной принцип: предметы располагаются в порядке их употребления.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится мыть руки и чистить ногти. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель говорит ребенку: “Я покажу тебе, как моют руки. Сначала покажу я, потом попробуешь тьГ. Учитель надевает клеенчатый фартук, закатывает рукава, снимает часы, кольца, браслеты и кладет их на блюдечко.
2. Учитель берет кувшин и предлагает ребенку пойти с ним вместе за водой. Он наливает воду из-под крана в кувшин, возвращается к столу и осторожно наливает воду из кувшина в тазик. Оставшиеся капли он вытирает тряпочкой. В кувшине должна остаться примерно треть воды.
3. Учитель опускает кисти рук в воду, мочит их, затем поднимает сложенные ладонями друг к другу руки и ждет, пока с них стекут капли.
4. Учитель берет мыло, хорошо намыливает ладони, окунает мыло в воду, ждет, пока с него стекут последние капли и возвращает его обратно в мыльницу.
5. Учитель потирает ладони рук друг о друга, размыливая мыло; ладонью правой руки намыливает левое запястье, тыльную сторону кисти; затем поочередно большой, указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки. То же самое он делает с кистью правой руки.
6. Учитель опускает кисти рук в воду и смывает мыло; затем он снова приподнимает прижатые друг к другу ладони и ждет, пока стекут последние капли.
7. Учитель показывает чистку ногтей. Правой рукой он берет соответствующую щеточку, окунает ее щетину в воду, затем касается щеточкой мыла и начинает чистить ногти левой руки. Он сжимает четыре пальца левой руки (от указательного до мизинца) и короткими движениями щеточки, направленными сверху вниз, чистит ногти на этих пальцах. Затем он чистит ноготь на большом пальце левой руки такими же движениями. То же самое он проделывает с ногтями правой руки. Когда ногти почищены, учитель споласкивает пальцы и щетку и кладет ее обратно в коробочку.
ПРИМЕЧАНИЕ: при первой презентации чистку ногтей показывать необязательно.
8. Учитель берет полотенце, разворачивает его, кладет на правую ладонь и сушит левую руку в той же последовательности, в какой она намыливалась (ладонь, запястье, тыльная сторона руки, все пальцы поочередно, начиная с большого). То же делается с правой рукой. Промежутки между пальцами также должны быть сухими.
9. Далее следует уборка. Учитель достает ведро из-под стола, расстилает половую тряпку справа от стола, ставит на нее ведро, достает из него щетку на длинной ручке и кладет ее на тряпку справа от ведра. Учитель берет тазик с мыльной водой обеими руками, осторожно выливает воду в ведро, вытирает капли тряпочкой для вытирания со стола и ставит тазик обратно на стол.
10. Учитель наливает воду из кувшина в тазик, берет щетку на длинной ручке для чистки тазика (она лежала позади него) и медленными круговыми движениями щетки чистит таз от мыльного налета.
11. Учитель ждет, пока со щетки стекут капли, касается щетиной тряпочки для вытирания стола (для того, чтобы высушить оставшиеся на щетине капли), кладет щетку позади таза и медленно, осторожно выливает воду из таза в ведро. Оставшиеся на краю тазика капли он высушивает тряпкой для вытирания стола и ставит таз обратно на стол. Учитель выливает в сливной бачок или в канализацию мыльную воду из ведра.
ПРИМЕЧАНИЕ: ведро носят за ручку на вытянутой руке, а НЕ двумя руками перед собой. Грязную воду не рекомендуется выливать в унитаз, т.к. в ней случайно может оказаться тряпка, которая застрянет в трубе.
12. Учитель выливает из кувшина всю оставшуюся воду в ведро, берет щетку для чистки ведра и медленными круговыми движениями очищает ведро от мыльного налета. Он вновь откладывает щетку на половую тряпку и снова выливает воду из ведра в сливной бачок или в канализацию.
13. Далее следует процесс просушивания всех предметов. Учитель берет тряпочку для вытирания со стола, левой рукой приподнимает три верхних слоя этой тряпочки и вставляет между третьим и четвертым слоем четыре пальца правой руки, как будто надевает варежку. Большим пальцем правой руки он прижимает три слоя тряпочки, которые теперь оказываются лежащими на его ладони.
14. Учитель просушивает все предметы, находящиеся на столе в следующем порядке: тазик внутри и снаружи, стол под тазиком (возможный водяной круг); кувшин внутри и снаружи, стол под кувшином; дно мыльницы, дно коробочки для щетки стол под мыльницей и коробочкой для щетки; возможные капли, оставшиеся на столе. Кувшин ставят обратно в тазик. Затем учитель берет тряпку для пола и протирает ведро изнутри и снаружи, кладет щетку для чистки ведра обратно в ведро и вешает тряпку на края ведра для просушивания. Он убирает ведро обратно под стол. ПРИМЕЧАНИЕ: при необходимости руки можно сполоснуть под краном и снова тщательно высушить полотенцем.
15. Учитель берет крем для рук, наносит его на ладонь левой руки и размазывает его в том же порядке, в каком намыливал руки.
16. Учитель относит на просушку мокрые полотенце и тряпочку для вытирания со стола и приносит вместо них сухие. Он снимает фартук, складывает его и надевает часы, кольца, браслеты и т.п. Ребенку предлагается повторить упражнение.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: капли, стекающие с рук, мыльная пена, запах мыла и крема, намазывание рук кремом.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: вода на столе и на полу, грязь и следы мыла на руках, грязное полотенце, мыльный налет на тазике и ведре.
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Мытье рук под краном.
2. Мытье других частей тела.
3. Купание в ванной.
4. Купание под душем.
5. Чистка зубов.
6. Обращение с жидким мылом и шампунем.
7. Применение крема различной консистенции и в разных упаковках.
8. Намазывание кремом других частей тела.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: ладонь, тыльная сторона кисти, запястье, названия всех пальцев, названия всех предметов из комплекта для мытья рук, мыть, вытирать и т.д.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ УПРАЖНЕНИИ “МЫТЬЕ РУК”.
“В классе же учительница, снабженная маленьким умывальником с кувшином и тазом, учит детей умываться: мыть руки, чистить ногти, мыть лицо и шею, хорошенько промывать глаза и уши, чистить зубы и полоскать рот. Мы обращаем их внимание на те части тела, которые они омывают, и на различные средства содержать их в опрятности: чистая вода – для глаз, мыло и вода – для рук, щетка – для зубов и т. п. Больших детей мы просим помогать маленьким, приучая, однако, малышей также самостоятельно справляться”. [2, С. 118 0 119]
ЧИСТКА БОТИНОК.
МАТЕРИАЛ: поднос, матерчатый фартук, большая подстилка (бумажная или клеенчатая), жесткая щетка для очистки от присохшей грязи, бесцветный крем для обуви, щетка для крема, щетка для полирования, тряпка для полирования, салфетка, пара детских ботинок.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится чистить ботинки. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1. Учитель говорит ребенку: “Давай сегодня попробуем почистить ботинки. Ты можешь взять этот большой поднос и поставить его на свободное место на пол.”
2. Ребенок берет поднос и ставит его на пол. Учитель говорит: “Сначала покажу я, а потом попробуешь ты”
3. Учитель надевает фартук, закатывает рукава. Он берет большую подстилку, разворачивает ее на полу и ставит поднос в ее левом верхнем углу.
4. Учитель берет с подноса и кладет под ним слева направо следующие предметы: жесткую щетку для очистки от присохшей грязи, крем для обуви, щетку для крема, щетку для полирования, тряпку для полирования.
5. Учитель берет салфетку, разворачивает и кладет ее на подстилку перед собой. На салфетку он ставит один ботинок. Он вынимает из ботинка шнурок и откладывает его в сторону.
ПРИМЕЧАНИЕ: шнурок вынимать не обязательно; можно просто вставить его концы внутрь ботинка. Если в реальной ситуации ботинки очень грязные, то их следует предварительно протереть влажной (но не мокрой) тряпкой и дать им просохнуть.
6. Четыре пальца левой руки учитель вставляет в ботинок; правой рукой он берет щетку для очистки от присохшей грязи и короткими движениями сверху вниз счищает присохшую к ботинку грязь. При этом ботинок упирается о пол, а не держится на весу.
ПРИМЕЧАНИЕ: если грязи слишком много, то салфетку с грязью сразу же следует свернуть и выбросить в мусорное ведро, а вместо нее подстелить новую.
7. Учитель берет крем для обуви, открывает его; берет щетку для крема, легко касается ею поверхности крема и наносит крем на ботинок круговыми движениями. По окончании он откладывает щетку и закрывает баночку с кремом.
8. Учитель берет щетку для полирования и полирует ботинок. Движения щетки вдоль ботинка быстрые и скользящие.
9. Учитель берет тряпку для полирования, вставляет в нее 4 пальца правой руки, как в варежку, и наводит глянец на поверхность ботинка. Движения тряпки быстрые, легкие, скользящие.
10. Учитель показывает ребенку, что тряпка для полирования осталась чистой и откладывает ее в сторону. Затем он берет грязный ботинок и ставит его рядом с чистым для того, чтобы ребенок мог сравнить оба ботинка и увидеть разницу.
11. Учитель отставляет чистый ботинок в сторону, складывает салфетку-подкладку с мусором и выбрасывает ее в мусорное ведро. Он приносит чистую салфетку и предлагает ребенку самостоятельно почистить второй ботинок.
12. По окончании работы все предметы в том же порядке кладут на поднос, поднос относят на место и моют руки.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: счищаемая засохшая грязь, намазывание кремом, появление глянца, сравнение чистого и грязного ботинка.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: грязь или остатки крема на ботинке, отсутствие глянца, грязь на тряпке для полирования.
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Чистка различных ботинок, туфель, сапог.
2. Применение жидкого крема для обуви.
3. Использование крема для обуви разных цветов, различной консистенции и в разных упаковках.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: крем для обуви, щетка для обуви, тряпка для полирования, названия разной обуви, наносить крем, намазывать, чистить, полировать, наводить глянец и т.д.
ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!