ТКАНИ
МАТЕРИАЛ: 6-8 пар прямоугольных лоскутков различных тканей, отличающихся по толщине, качеству и цвету. Размеры лоскутков произвольны, например, 8 х 10 см2. Одна пара лоскутков из грубой ткани типа мешковины, толстого льна, вторая пара – тонкие ткани: шифон, тонкий шелк, батист. Другие пары тканей могут иметь промежуточную толщину. Коробка или ящик с крышкой, в котором лежат лоскутки.
ЦЕЛИ: прямая: развитие осязания, составление пар одинаковых на ощупь тканей. Косвенная: восприятие порядка.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Ткани завершают серию материалов для развития осязания. 2) Ящик с тканями находится справа от Шершавых табличек. 3) С материалом можно работать как на столе, так и на коврике.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1) Учитель: “Смотри, какие красивые ткани! Ты хочешь с ними позаниматься? Тогда ты можешь взять ящик и поставить его на стол.
2) Учитель садится за стол справа от ребенка. Он выбирает 3 пары лоскутков тканей по следующему правилу: самая толстая и грубая ткань, самая тонкая ткань и ткань промежуточной толщины. Ящик с оставшимися лоскутками он отставляет в сторону. Учитель складывает выбранные лоскутки в стопочку таким образом, чтобы сверху находились по одному лоскутку каждого вида (сверху вниз): самый толстый, самый тонкий, промежуточной толщины.
3) Учитель берет верхний лоскуток, ощупывает его, держа большим, указательным и средним пальцами обеих рук, затем передает ребенку. Ребенок ощупывает ткани таким же образом.
4) Лоскуток, который уже ощупан, учитель откладывает на стол, затем по очереди берет второй, третий лоскутки, ощупывает их, передает ребенку и кладет справа рядом с первым. Так происходит знакомство с тремя видами тканей на уровне осязания.
5) Учитель снова складывает 3 лоскутка, которые ребенок уже ощупал, обратно в стопку. Он перемешивает все лоскутки и говорит: “А теперь мы будем искать одинаковые на ощупь ткани” Он берет верхний лоскуток, ощупывает его, передает ребенку, который также ощупывает ткань. Лоскуток кладут на стол слева. Учитель берет второй лоскуток, ощупывает, сравнивает с первым, ощупывая эти лоскутки попеременно, затем передает второй лоскуток ребенку. Ребенок повторяет его действия, сравнивая лоскутки на ощупь.
Учитель: “Они одинаковые на ощупь?’ Если лоскутки одинаковы, их кладут слева друг рядом с другом. Если второй лоскуток отличается от первого, его откладывают в сторону и берут из стопки третий лоскуток. Если и он отличается от первого, его кладут сверху на второй лоскуток и берут из стопки следующий, и т.д. Найденные пары лоскутков кладут на стол чуть пониже первой пары таким образом, чтобы одинаковые лоскутки лежали друг рядом с другом. Если все пары найдены, учитель снова берет каждую пару, ощупывает и говорит: “Мы правильно нашли одинаковые лоскутки. Они одинаковы не только на ощупь, но еще и по цвету1. Затем можно предложить ребенку повторить упражнение, на этот раз совершенно самостоятельно.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) В ходе презентации важно еще и еще раз сравнивать лоскутки на ощупь и побуждать к тому же ребенка. Ткани обычно имеют разные расцветки, поэтому дети часто идут по пути наименьшего сопротивления и составляют пары по цвету. Цвет, однако, может служить лишь для контроля ошибок, ведь целью работы с этим материалом является развитие осязания. 2) С другой стороны, проводить презентацию сразу с завязанными глазами не имеет смысла, так как ребенок еще не сориентировался в расположении лоскутков на столе и не знает, куда класть парные лоскутки, куда – непарные. Нахождение пар лоскутков с завязанными глазами – хорошее упражнение в том случае, если ребенок несколько раз повторил презентацию и твердо запомнил порядок действий.
6) По окончании работы лоскутки складывают в ящик, после чего его относят на место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: красивые ткани; различение на ощупь толщины тканей.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: с помощью осязания; визуальный – по цвету тканей.
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Многократное повторение работы, показанной на презентации, с другими тканями. Число пар тканей, участвующих в презентации, можно увеличить с трех до шести – восьми.
2) Повторение презентации с кусочками других материалов: меха, односторонних тканей, махровой ткани…
3) Определение одинаковых на ощупь тканей с завязанными глазами.
4) Связь с реальной жизнью. Ребенок ищет в окружающей среде знакомые ткани. Его можно попросить поискать их и дома, после чего рассказать, для изготовления каких вещей использованы такие же ткани.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: в форме трехступенчатого урока вводятся названия тканей. ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ
“Работу с карточками сменяют упражнения с серией различных материй: имеется несколько сортов бархата, атласа, шелка, тонких и толстых шерстяных и льняных тканей Каждой материи берется по два одинаковых лоскутка светлых цветов нежных оттенков.Теперь ребенку показывают новое движение: прежде чем ощупывать, он должен “почувствовать” материи в зависимости от их тонкости или грубости движения ребенка делаются легкими или решительными, твердыми. Ребенок, напрактиковавшись в ощупывании шероховатой и гладкой бумаги, с большим удовольствием прикасается к материям и почти инстинктивно, чтобы ускорить реализацию своих тактильных восприятий, закрывает глаза.
Потом для удобства глаза завязывают платком, ребенок ощупывает (“очувствывает”) материи и располагает одинаковые лоскутки по парам без помощи зрения. Закончив упражнение, ребенок снимает платок и проверяет себя. Ощупывание и “чувствование” так нравятся детям, что они ищут подобных упражнений в окружающей их обстановке. Малыш, которого привлечет платье какого-нибудь посетителя “Дома Ребенка”, бежит в раздевальню, моет руки и, возвратившись, трогает материю платья с величайшей осторожностью и выражением глубокого интереса и восхищения на лице”. [5, С. 18].Материи помещают в выдвижном картонном ящике, вроде наших ящиков с гнездами для вкладок. Мы берем: два вида бархата, два – атласа; шелка, от толстого до тафты фуляра; шерстяные ткани от грубой до гладкой; полотняные и бумажные ткани. “[3, С. 172].
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!