МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСА
ВКУСОВЫЕ БАНОЧКИ
МАТЕРИАЛ: 4 пары одинаковых маленьких баночек (например, из-под детского пюре). Крышки 4 баночек одного цвета (например, красного), а крышки остальных 4 баночек – другого (например, зеленого). В баночки примерно до половины налита вода, в которую добавлены различные вещества для придания ей соответствующего вкуса. В одной паре баночек находится подслащенная вода; в другой – вода, подкисленная лимонным соком; в третьей – подсоленная; в четвертой паре вода имеет горьковатый привкус из-за добавления в нее тертого горького миндаля. На дне баночек с внешней стороны имеются контрольные метки разного цвета. Баночки с жидкостями одного и того же вкуса, образующие пары, имеют метки одинакового цвета. Сверху на крышке одной из баночек со сладкой жидкостью имеется метка. В комплект входит также поднос, 4 стакана с водой, 2 маленькие ложечки, 2 пипетки, 2 салфетки, одно маленькое посудное полотенце.
ЦЕЛИ: прямая: развитие вкуса; нахождение пар одинаковых на вкус жидкостей. Косвенная: осторожное обращение с солью, сахаром, специями при приготовлении еды; осторожность при употреблении продуктов питания.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Баночки стоят на подносе в 2 ряда (вертикально расположенных по отношению к работающему): в одном ряду – баночки с красными крышками, в другом – с зелеными. Справа и слева от баночек стоят по 2 стакана, в одном из которых в каждой паре находятся ложечка и пипетка (пары стаканов предназначены соответственно для учителя и ребенка). Салфетки также лежат слева и справа от баночек. Баночка с маркировкой на крышке стоит в левом ряду спереди. 2) Процесс работы со вкусовыми баночками аналогичен процессу работы с одним ящиком Коробочек с запахами. 3) С материалом работают на столе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1) По просьбе ребенка показать работу с баночками учитель говорит: “Ты можешь взять этот поднос и отнести его на стол”
2) Учитель кладет на стол салфетку, на нее – пипетку и ложку из “своего” набора. Он наливает в предназначенные для него 2 стакана примерно до половины питьевой воды из графина или чайника и просит ребенка сделать то же самое с предназначенным для него комплектом.
3) Учитель: “В этих баночках находятся жидкости разного вкуса. Мы будем искать жидкости, одинаковые на вкус”. Он берет баночку с маркировкой на крышке, содержащую сладкую воду, открывает крышку. С помощью пипетки учитель наливает на ложку несколько капель жидкости и пробует ее на вкус. Затем он опускает ложку и пипетку в ближний к себе стакан, отпивает глоток воды из второго стакана и промокает рот салфеткой. Ребенок повторяет его действие. Учитель говорит: “Сладка*?. ПРИМЕЧАНИЕ: после каждой пробы жидкости из баночек нужно выпить немного воды из стакана: это нормализует вкусовые ощущения для дальнейшей работы.
4) Учитель ищет пару в правом ряду. Он берет ближнюю баночку из правого ряда, открывает крышку, капает с помощью пипетки содержащуюся в ней жидкость на ложечку, пробует ее на вкус и сравнивает с жидкостью из первой баночки. Ребенок повторяет все действия. Учитель спрашивает: “Жидкости одинаковы на вкус? А какая на вкус эта жидкость?”
5) Если жидкости в обеих баночках разные на вкус, баночку из правого ряда накрывают крышкой зеленого цвета и ставят справа от подноса, а с подноса из правого ряда берут следующую баночку и повторяют действия. Если жидкости на вкус одинаковы, баночки ставят рядом друг с другом слева от подноса, а неподходящие баночки, стоящие справа от него, возвращают обратно на поднос и ставят в правый ряд.
6) Когда все пары найдены, учитель проводит контроль ошибок. Он берет ближайшую к нему пару баночек, открывает крышки, еще раз по очереди пробует на вкус жидкости из обеих баночек, предлагает это сделать ребенку, а затем смотрит на метки на дне баночек. Он говорит: “Метки одинаковые, значит, мы действительно правильно нашли пару/’ Баночки ставят обратно на поднос.
7) Материал относят на полку и ставят на прежнее место. ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Работа начинается с подслащенной воды согласно методическому принципу “начинать с приятного”. 2) Если ребенок не знает названия “сладкий”, “кислый”, “соленый” или “горький”, учитель проговаривает их сам. Дело в том, что ребенку уже знакомы эти вкусовые ощущения из повседневной жизни; мы же учимся сознательно относиться к ним, осознавая их и обращая на них внимание.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: работа с пипеткой.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: вкусовые ощущения; опосредованный – с помощью контрольных меток.
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления известного.
2) Та же работа, что и при презентации, но с другими жидкостями: соками, различными сортами лимонада, иными напитками. При этом следует взять непрозрачные баночки, т.к. названные жидкости обычно различаются по цвету.
3) Игра на расстоянии. Нахождение пар жидкостей с одинаковым вкусом, если баночки с красными крышками стоят на одном столе, а с зелеными – на некотором расстоянии на другом.
4) Построение сериационного ряда. Мы берем 3 баночки с подслащенной в разной степени водой и строим ряд по принципу увеличения сладости, вводя понятия: сладкий – слаще – самый сладкий. То же делают с подсоленной и подкисленной водой.
5) Связь с реальной жизнью. Пробовать на вкус различные сорта печенья, орехов, салатов, супов, сыров, пирожных и т.д. и называть, каковы они на вкус. По возможности строить сериационные ряды (например, из разных сортов сыра – от пресного до самого соленого на вкус).
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия вкусовых ощущений и продуктов питания.
ВОЗРАСТ: с 3 – 3,5 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МА ТЕРИАЛЕ:
“В том, что запах является естественным помощником “вкуса”, нас убеждали даже самые маленькие дети благодаря их способности выбирать или “отвергать” пищевые продукты. Эта часть воспитания играет в вегетативной жизни свою роль, однако она столь деликатна, что требует особого подхода. Если подумать о том, что здесь нужно показать не что иное, как четыре самые простые вкусовые ощущения, то время принятия пищи становится естественной возможностью для упражнений вкуса. Дать возможность детям различать сенсорные впечатления, направленные исключительно на вкус, через изучение четырех основных вкусовых ощущений, вызывает несомненный интерес. В то время как сладкое и соленое являются приятными вкусовыми ощущениями, ищут также горькое в качестве опыта, а также кислое, особенно в различных фруктах, дифференцированное по степеням. Если однажды пробудился интерес к вкусовым ощущениям и их ясному разграничению, яснее отличается мир запахов в большом разнообразии тех смешанных вкусовых и обонятельных ощущений, которые испытывают в процессе питания, то есть вызываемых молоком, сухим и свежим хлебом, бульоном, фруктами и т.д. Вкусовые ощущения языка, например, не от ведущих, а от маслянистых веществ и т.д., отличаются друг от друга посредством непрерывной умственной деятельности, которая является действительным исследованием самой себя и окружающего мира” [12, С. 137].
“Что касается вкуса, можно прикасаться к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими, солеными растворами; четырехлетние дети очень любят такие игры, и они приучают их полоскать рот. После каждой пробы они набирают из стакана тепловатой воды и хорошенько полощут рот; таким образом упражнение вкуса оказывается побудительной мерой к гигиеническому упражнению. Распознавание вкуса является настоящим и очень ценным самовоспитательным упражнением для детей он четырех до пяти лет. В стеклянные стаканчики сыплют белые порошки – смеси с хинином, сахаром, солью. Ребенок, любопытствуя узнать вкус, берет на язык немного порошку, и сейчас же прополаскивает рот. В Милане г-жа Маккерони с доктором Феррари заказывают такого рода порошки и конфеты в разнообразных вкусовых градациях, в кооперативной аптеке Гуманитарного Общества”. [3, С. 175 – 176].
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!