СОРТИРОВКА ПРЕДМЕТОВ
МАТЕРИАЛ: корзина с низкими краями, разделенная перегородками на 5 частей; лесные орехи, грецкие орехи, земляные орехи, миндальные орехи в скорлупе. Количество их зависит от величины корзины, но должно быть не менее 4 штук.
ЦЕЛИ: прямая: развитие стереогностического восприятия в связи с визуальными представлениями. Косвенная: подготовка к изучению математики путем развития пространственного воображения.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Корзина с предметами для сортировки стоит на полке справа от Геометрических тел. В одном из ее отделений вперемешку лежат орехи всех указанных видов. 2) С материалом можно работать как на столе, так и на полу.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1) Учитель, заметив, что ребенок трогает орехи, спрашивает: “Нравится? Ты знаешь, зачем нужна эта корзина с орехами? Нет? Тогда ты можешь взять ее и поставить на стол.”
2) Учитель садится справа от ребенка. Он говорит: “Мы будем сортировать эти орехи.” Он берет любой орех, например грецкий, ощупывает его пальцами обеих рук, передает ребенку. Ребенок тоже ощупывает орех и отдает его учителю, которые кладет его в одно из пустующих отделений корзины.
3) Учитель берет орех другого сорта, например, лесной, и повторяет все названные выше действия. Лесной орех он кладет другое пустующее отделение. Точно так же он поступает с земляными и миндальными орехами.
4) Далее орехи берут в произвольном порядке, ощупывают их и кладут в то отделение, в котором уже лежат орехи того же вида. Так поступают, пока все орехи не будут рассортированы.
5) Орехи снова перемешивают и кладут в опустевшее отделение. Ребенок повторяет упражнение.
6) По окончании работы орехи снова складывают вперемешку в одно отделение, корзину относят на место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: ощупывать различные виды орехов.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: с помощью стереогностического восприятия; визуальный.
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
2) Сортировка орехов с завязанными глазами.
3) Сортировка других предметов по форме и размерам: пуговиц разной формы и величины, деталей конструктора, деревянных фигурок, шариков и бусинок разного диаметра и т.д.
4) Сортировка этих же предметов с завязанными глазами.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия орехов и других использованных предметов.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МА ТЕРИАЛЕ
“Первоначальный дидактический материал, которым мы пользовались, состоял из фрёбелевских кирпичиков и кубиков. Обратив внимание ребенка на форму этих двух геометрических тел, мы давали ему тщательно ощупать их с открытыми глазами, причем повторяли какую-нибудь фразу, сосредоточивавшую его внимание на особенностях фигур. После этого мы приказывали ребенку положить кубик справа, а кирпичик – слева, ощупав их, но не глядя. Наконец, мы повторяли это упражнение, завязав ребенку глаза. Почти всем детям оно удавалось, и после двух-трех раз они исправляли свои ошибки. Кирпичиков и кубиков у нас было двадцать четыре, так что внимание ребенка питалось этой “игрой” довольно долгое время, но наслаждение ею неизмеримо повышается, когда ребенка наблюдает группа товарищей, горячо интересующихся игрою.
Однажды директриса обратила мое внимание на трехлетнюю девочку из самых маленьких наших воспитанников, которая в совершенстве проделывала описанный ряд упражнений. Мы удобно усадили девочку в креслице возле стола. Затем, поставив перед нею на стол 24 фигурки, хорошо их перемешали и, обратив внимание девочки на различия в форме, велели ей класть кубики направо, а кирпичики – налево. С повязкой на глазах она начала упражнение по нашим указаниям, брала по предмету в руку, ощупывала его и клала куда следовало. Порою она брала два кубика или два кирпичика, порою брала кирпичик правой рукой, а кубик левой; надо было и узнавать форму, и помнить во все время эксперимента куда класть тот или другой предмет. Мне это казалось очень трудным для ребенка трех лет. Однако, наблюдая малютку, я заметила, что она не только легко проделывает упражнение: движение, которому мы ее научили, а именно, ощупывание, было ей не нужно. В самом деле, в ту же секунду, как она брала два предмета в руки, если случалось, что кубик попадал в левую руку, а кирпичик – в правую, она немедленно их меняла и затем приступала к тщательному ощупываю формы, которому ее учили и которое она считала обязательным. Распознавала же она предмет с первого легкого прикосновения, т. е. распознавание происходило одновременно со взятием предмета в руку. Продолжая исследовать этот случай, я убедилась, что эта крошечная девочка наделена замечательным функциональным обоеручием (ambidestrimo funzionale). Я охотно произвела бы более широкое исследование этого феномена в видах одновременного воспитания обеих рук. Я повторила эти упражнения с другими детьми и убедилась, что они распознают предметы до ощупывания их контуров, особенно это справедливо в отношении малюток. Наши воспитательные приемы дали, значит, превосходное упражнение в ассоциативной гимнастике, развивающее быстроту суждения, поистине изумительную, и имеющее то преимущество, что оно вполне доступно очень юным детям.
Эти упражнения стереогностического чувства можно варьировать на разные лады; они развлекают детей, которые здесь не просто воспринимают стимул, как в термических упражнениях, но конструируют целый предмет. Им можно давать ощупывать оловянных солдатиков, шарики, а в особенности монеты. Они учатся также распознавать мелкие и родственные формы, как просо и рис.” [3, С 173-174].
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
МАТЕРИАЛ: небольшой мешочек размером в 1/4 стандартного листа бумаги формата А4; маленькие и уменьшенные предметы например, свеча, ключ, яблоко, машинка, сапожок, прищепка, наперсток, ложечка, шишка, шарик, карандаш и т.п. Поднос или небольшая корзинка.
ЦЕЛИ: прямая: развитие стереогностического восприятия; определение предметов на ощупь. Косвенная: расширение словарного запаса за счет запоминания названий предметов из окружающей Среды. ПРИМЕЧАНИЯ: 1) При подборе предметов для мешочка важно выбрать предметы различной формы, изготовленные из различных материалов. 2) Волшебный мешочек завершает серию материалов для развития стереогностического восприятия. Он лежит на подносе справа от корзины с предметами для сортировки. 3) С материалом можно работать как на столе, так и на коврике.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1) Учитель: “Я покажу тебе Волшебный мешочек Хочешь узнать, что в нем находится? Тогда возьми поднос с мешочком и отнеси его на стол”
2) Учитель садится справа от ребенка, кладет перед ним мешочек, справа от него ставит поднос. Он просит ребенка вынуть какой-либо предмет из мешочка, посмотреть на него и назвать его. Ребенок выполняет задание. Предмет кладут на поднос. Так один за другим ребенок вынимает все предметы и называет их. ПРИМЕЧАНИЕ: первая часть презентации представляет собой небольшой тест на знание названий предметов, находящихся в мешочке и предназначенных для дальнейшей работы. Если ребенок не может назвать предмет, его откладывают в сторону и в первой презентации не используют. Позже названия таких предметов разучивают в форме 3-ступенчатого урока и только потом используют в работе.
3) Известные ребенку предметы кладут обратно в мешочек. Учитель: “А теперь мы поиграем в игру “Угадай-каГ’ Он придерживает край мешочка левой рукой, а правой ощупывает внутри него какой-либо предмет, НЕ ГЛЯДЯ на него. Он называет этот предмет, а ЗАТЕМ вынимает его и спрашивает ребенка: “Я правильно назвал предмет?1 Другие предметы ощупывает и называет сам ребенок.
4) По окончании работы предметы складывают в мешочек, мешочек кладут на поднос и относят на место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: различные предметы.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: с помощью стереогностического чувства; визуальный.
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Повторение презентации с набором сначала тех же, а затем и других предметов.
2) Имеется 2 одинаковых мешочка с одинаковыми наборами предметов в каждом. Учитель берет один мешочек, ребенок – другой. Учитель ощупывает предмет и говорит: “У меня орех!1 Ребенок находит в своем мешочке на ощупь орех и говорит: “У меня тоже орехГ Учитель и ребенок показывают друг другу орехи.
3) Организовать работу, описанную в презентации и в упражнении 2, как групповую игру. Если каждый из детей знаком с материалом, они могут по очереди ощупывать и называть предметы.
4) Самостоятельное нахождение пар. Ребенок ощупывает предмет в одном мешочке, называет его, выкладывает на поднос и ищет точно такой же предмет в другом мешочке на ощупь. Пары предметов кладут одну под другой.
5) Игра на расстоянии. Ребенок ощупывает предмет в одном мешочке, затем ищет точно такой же предмет ощупью во втором, лежащем на другом столе на некотором расстоянии от первого.
ПРИМЕЧАНИЕ: если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, можно подобрать предметы, содержащие эти звуки, чтобы ребенок потренировался в их произношении, например: “рыба”, “корова”, “резинка”, “трактор” и т.д. – для звука “р”. Это упражнение может быть хорошим дополнением к логопедическим занятиям.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия предметов.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ
“Дети от 3 до 6 лет, формирующие собственную мускульную активность, обладают особой мускульной чувствительностью, которая и побуждает ребенка пользоваться стереогностическим чувством. Когда малыш по собственной охоте завязывает себе глаза, чтобы распознавать форму различных предметов, плоских вкладок и тел, он упражняет стереогностическое чувство.
У ребенка очень много упражнений для распознавания с закрытыми глазами предметов определенной формы, – он может использовать фребелевские кирпичики и кубы, шарики, монеты, фасоль, горох и т.п. ” [5, С. 26].
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!