СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛОМ
После вступительных статей мы приводим подробное описание методики работы с материалами для упражнений по приобретению навыков практической повседневной деятельности, а затем и с сенсорными материалами по следующей схеме: материал, цели (прямая и косвенная), презентация, особый интерес, контроль ошибок, упражнения, расширение словарного запаса, возраст, “Мария Монтессори об этом материале” – Поясним кратко, что имеется в виду под этими заголовками.
МАТЕРИАЛ. В этом разделе приводится описание материала, позволяющее составить о нем необходимое представление.
ЦЕЛИ работы с материалами подразделяются на прямые и косвенные. Прямой целью является та, которая непосредственно преследуется при работе с материалом, например, переноска стула, расстегивание и застегивание пуговиц, мытье фруктов, построение Розовой башни, составление пар табличек одинаковых цветов и т.д. Наряду с ней могут опосредованно достигаться другие цели -косвенные; например, упражнения в практической жизни способствуют развитию контроля и координации движений; при работе с Цилиндрами-вкладышами или с Геометрическим комодом осуществляется опосредованная подготовка пальцев к процессу письма и т.д.
Раздел ПРЕЗЕНТАЦИЯ содержит описание основного алгоритма или образца работы с материалом, который учитель демонстрирует ребенку при первом предъявлении этого материала. В случае необходимости учитель по истечение некоторого времени может показать работу повторно, то есть провести вторую и третью презентации.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС представляют обычно некоторые предметы из комплекта, используемого для той или иной деятельности, или промежуточные продукты этой деятельности (например, язычок замка; пена; пыль на тряпке; ватка или маленькая тряпочка, загрязненная после чистки металла, и т.д.). Для ребенка могут быть также очень интересны какие-либо явления или действия (например, сравнение чистой и грязной поверхностей стола; щелканье кнопки при застегивании; треск застегиваемой “молнии”, помутнение воды при стирке и т.д.) Заметим, что каждого ребенка может привлекать в работе нечто свое, он может иметь свой собственный “особый интерес”.
Способ КОНТРОЛЯ ОШИБОК также первоначально показывается учителем. Ребенок должен овладеть им, чтобы в дальнейшем самостоятельно осуществлять контроль правильности выполнения работы и корректировать возможные ошибки. Под этим заголовком в разделе, посвященном упражнениям в практической жизни, мы пишем, что является ошибкой. В разделе о сенсорном развитии мы указываем также способ контроля.
УПРАЖНЕНИЯ с материалами предполагают первоначально освоение ребенком основного алгоритма работы, а затем – переход к выполнению другой деятельности, так или иначе взаимосвязанной с уже освоенной, а также применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Упражнения могут быть показаны учителем или же придуманы ребенком.
Под заголовком РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА мы перечисляем основные термины, которые употребляются в связи с выполняемой деятельностью. Разумеется, ребенку можно сообщить гораздо больше новых слов, однако это делают после презентации.
Указания на ВОЗРАСТ ребенка носят условный характер, поскольку применение того или иного материала зависит в первую очередь от уровня развития конкретного ребенка. Обычно мы приводим нижнюю границу или же приблизительные возрастные рамки использования материалов.
Завершает описание ряда материалов раздел МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ. В нем мы публикуем фрагменты из оригинальных работ Монтессори, которые, как нам кажется, помогут читателю познакомиться с живым словом всемирно известного педагога и почувствовать атмосферу ее эпохи.
Читателю, желающему освоить методику работы с Монтессори-материалами, мы РЕКОМЕНДУЕМ сначала внимательно прочесть описание, попробовать несколько раз проделать работу самостоятельно и обдумать каждое действие. Вот что пишет на эту тему Монтессори: “Я очень советую тем, кто собирается руководить детьми в их сенсорных упражнениях, поработать самим над дидактическим материалом. Подобный опыт дает экспериментатору известное представление о том, что должны чувствовать дети, какие трудности им приходится побеждать, и даже отчасти укажет, какую степень интереса возбуждает у детей то или иное упражнение” [5,С27]
Особенно полезно тренироваться вдвоем, так что один играет учителя, другой – ребенка, а затем “учитель” и “ребенок” меняются ролями. По окончании работы желательно обсудить индивидуальные особенности стиля работы и возможные ошибки друг друга. Значительный эффект достигается, если при демонстрации материала присутствуют и другие “зрители”, которые потом также принимают участие в обсуждении. Для лучшего осмысления и запоминания последовательности действий целесообразно после подобной тренировки попробовать кратко описать ход работы самостоятельно.
Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов педагогических университетов, студентов педагогических колледжей, училищ и для слушателей институтов повышения квалификации работников образования. Она может быть весьма полезна родителям и воспитателям детских садов, а также широкому кругу специалистов в области образования.
Мы признательны уважаемым рецензентам – кандидату педагогических наук Татьяне Архиповне Макеевой и кандидату психологических наук Алле Васильевне Погодиной – за внимательное отношение к данной работе и полезные рекомендации.
Нам особенно приятно выразить благодарность Валентине Павловне Булычевой и Ирине Николаевне Сороковой за постоянную помощь и поддержку, без чего эта книга вряд ли бы состоялась.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!