БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМОД
МАТЕРИАЛ:
1) Комод с тремя выдвижными ящиками, в которых находятся деревянные фигуры-вкладыши в виде листьев различной формы. Листья окрашены в зеленый цвет и имеют посередине небольшую кнопку; рамки для них – желтого цвета.
1 ящик, содержит листья трех основных форм:
- в верхнем ряду слева – узкий лист, по форме напоминающий отрезок;
- в верхнем ряду справа – лист треугольной формы;
- в нижнем ряду посередине – лист округлой формы. Остальные 3 поля ящика представляют собой сплошные деревянные квадраты желтого цвета.
- 2 ящик, в верхнем ряду слева направо – ланцетовидный лист, почковидный лист, сердцевидный лист;
- в нижнем ряду слева направо – эллипсовидный лист, стреловидный лист, яйцевидный лист.
- 3 ящик, в верхнем ряду слева направо – лист перевернутой сердцевидной формы, ложковидный лист, лист перевернутой яйцевидной формы;
- в нижнем ряду слева направо – копьевидный лист, игловидный лист. Среднее поле в нижнем ряду этого ящика представляет собой сплошной деревянный квадрат желтого цвета.
2) К комоду прилагаются наборы карт – по 3 серии к каждому ящику. На картах 1 серии фигуры полностью закрашены зеленым цветом; на картах 2 серии фигуры обведены широким зеленым кантом; на картах 3 серии фигуры обозначены узким зеленым контуром. Фигуры каждого из наборов карт повторяют по форме листья-вкладыши, находящиеся в соответствующих ящиках.
3) Для хранения наборов карт используют ящик с тремя отделениями. В каждом из них лежит соответствующий набор карт: в верхнем отделении – набор для верхнего ящика комода, в среднем отделении – набор для среднего ящика комода, в нижнем отделении – набор для нижнего ящика комода. Карты в наборах расположены следующим образом: сверху – карты 1 серии; под ними -карты 2 серии, в самом низу – карты 3 серии. Порядок карт внутри каждой серии произволен.
4) К комоду прилагается палочка для обведения фигур-вкладышей.
ЦЕЛИ: прямая: различение разнообразных форм, развитие зрительного восприятия; знакомство с различными формами листьев. Косвенная: подготовка к изучению биологии; подготовка к письму.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1) Биологический комод относится к группе продвинутых материалов и служит для развития зрительного восприятия. Его помещают по соседству от Геометрического комода, например, на полке под ним. Рядом с Биологическим комодом справа от него стоит ящик с тремя отделениями, содержащий наборы карт.
2) Биологический комод никогда не носят целиком, а только отдельные его ящики.
3) С материалом работают как на столе, так и на коврике.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
ПРИМЕЧАНИЕ: процесс работы с Биологическим комодом практически полностью повторяет процесс работы с Геометрическим комодом. Его верхний ящик – аналог Демонстрационной рамы для Геометрического комода, однако позже, после первой презентации, с ним можно проводить такую же работу, как и с любым из ящиков Геометрического комода.
Со вторым и третьим ящиками Биологического комода занимаются так же, как и с ящиками Геометрического комода.
Разница в процессе работы с Биологическим комодом состоит лишь в том, что листья-вкладыши обводят не пальцами, а специальной тонкой палочкой (форма листьев достаточно сложная и зачастую не позволяет ощутить все ее изгибы с помощью пальцев руки). Палочку держат тремя пальцами правой руки, используемыми при письме: указательным, большим и средним.
Работа с наборами карт происходит таким же образом, как и в случае с Геометрическим комодом.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: различные формы листьев.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: механический при работе с ящиками (отверстия для листьев-вкладышей); визуальный при работе с картами (соотнесение формы листьев-вкладышей и фигур, изображенных на картах).
УПРАЖНЕНИЯ:
ПРИМЕЧАНИЕ: упражнения, которые ребенок выполняет при работе с Биологическим комодом, в большинстве своем относятся к наблюдению за растениями, природой, внешним миром. Это один из тех сенсорных материалов, на базе которых строится так называемое “космическое воспитание”, включающее особый подход к изучению ряда естественных и гуманитарных наук, основанный на принципе “от общего к частному”.
1) Сравнивать листья деревьев и других растений с листьями-вкладышами из Биологического комода. Например, лист ивы по форме напоминает отрезок, лист липы или сирени – сердцевидной формы, лист ясеня – эллипсовидный, лист осины – округлый, и т.д.
Собрать гербарий из листьев деревьев, написать названия деревьев и типов их листьев.
2) Обвести листья-вкладыши карандашом, раскрасить листья и подписать названия их типов (для детей, умеющих писать и читать).
3) Для запоминания типов листьев можно изготовить наборы карт по образцу тех, которые используются в речевом материале.
На карточке размером примерно в 1/4 стандартного листа формата А4 рисуют лист, предварительно обведя и раскрасив лист-вкладыш, внизу подписывают его тип, а затем название отрезают. Для ориентации в нижней части карточки с картинкой и в верхней части карточки с названием рисуют жирную черную черту вдоль линии разреза. На второй карточке рисуют такой же лист, подписывают его, но название уже не отрезают. Первый набор карт (без подписи) используют непосредственно для работы, второй – для контроля ошибок. Способ работы с подобными карточками описан в соответствующем разделе речевого материала. ПРИМЕЧАНИЕ: размер карт можно немного уменьшить, но не очень сильно, так как иначе лист-вкладыш не поместится на ней.
4) Взять какой-либо лист-вкладыш и найти листья разных деревьев, имеющих такую же форму.
5) С помощью листьев-вкладышей из Биологического комода изготовить листья из бумаги для осеннего праздника.
6) Изучение различных частей дерева, цветка, других растений. Для этого можно использовать цикл материалов “Определения” из речевого раздела.
7) Наблюдение за жизнью домашних животных, если они живут в детском саду. Чтение книг о природе и животных. Наблюдение за погодой.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!