МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЯЖЕСТИ
ВЕСОВЫЕ ТАБЛИЧКИ
МАТЕРИАЛ: 3 ящика, в каждом из которых лежат по 7 табличек одинакового размера из дерева одного и того же сорта. Таблички в разных ящиках различаются по сортам дерева, из которого они сделаны, а поэтому различаются по весу и цвету. Самые тяжелые таблички темно-коричневого цвета, самые легкие – светло-желтого; таблички промежуточного веса имеют светло-коричневый цвет.
ЦЕЛИ: прямая: развитие чувства тяжести. Косвенная: подготовка к работе с весами.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Ящики стоят на полке в следующем порядке: слева – ящики с тяжелыми табличками, справа – с легкими; позади них, посередине – ящик с табличками промежуточного веса. 2) Для первой презентации используются таблички из двух ящиков – самые тяжелые и самые легкие, т.к. таблички мало различаются по весу, и эту разницу достаточно трудно ощутить. Таблички промежуточного веса вводятся позже, когда ребенок уже достаточно много работал с первыми двумя ящиками. 3) С материалом можно работать на столе и на коврике.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
1) Учитель говорит ребенку: “Я вижу, тебе нравятся эти таблички Давай позанимаемся с ними! Ты можешь взять этот ящик и отнести его на стол. Ящик носят так.” Учитель берет левый ящик с тяжелыми табличками, охватив его руками с обеих сторон, приподнимает, держит на весу 2-3 секунды и ставит обратно. Ребенок относит этот ящик на стол, а учитель приносит на тот же стол ящик с легкими табличками.
2) Учитель ставит ящик с тяжелыми табличками слева, а с легкими – справа на некотором расстоянии друг от друга. Он говорит: “Эти таблички различаются по весу.” Он берет таблички из ящиков по одной и кладет их в стопку перед ящиками, чередуя светлые и темные таблички в произвольном порядке. Сверху, однако, должны лежать две одинаковые таблички – например, две тяжелые; под ними – также 2 одинаковые, но отличающиеся от первой пары по весу – в нашем случае две легкие; под второй парой одинаковых табличек кладут две разные по весу таблички.
3) Учитель: “Мы будем взвешивать эти таблички на руках и искать среди них одинаковые по весу” Он берет верхнюю табличку кончиками пальцев правой руки, переворачивает руку ладонью вверх и, отпустив большой палец, “взвешивает” табличку на кончиках четырех пальцев. Рука свободно движется вверх -вниз, как рычаг или чашка весов. Показав это движение ребенку, учитель снова прижимает табличку большим пальцем правой руки, переворачивает руку с табличкой ладонью вниз и кладет табличку сверху в стопку. Ребенок повторяет действия учителя.
4) То же учитель делает левой рукой; ребенок повторяет за ним.
5) Следующий этап работы – взвешивание обеих табличек одновременно и сравнение их по весу. Учитель берет верхнюю табличку пальцами правой руки, следующую за ней табличку -пальцами левой руки, переворачивает руки ладонями вверх, отпускает большие пальцы и сравнивает таблички по весу. Руки свободны, кисти расслаблены. Взвесив таблички, учитель кладет их на прежнее место в стопку. Ребенок повторяет его действия, причем в тот момент, когда ребенок взвешивает таблички, учитель спрашивает: “Они одинаковые по весу?’ После ответа ребенка учитель снова сам взвешивает те же самые таблички, констатируя, что они одинаковы по весу, и говорит: “Мы положим их вместе”. Он кладет таблички одна на другую слева от стопки.
6) Те же действия учитель и ребенок повторяют со второй парой табличек. Эти таблички тоже одинаковы по весу, но сенсорное ощущение при этом другое, чем при “взвешивании” первой пары, поэтому эти таблички кладут друг на друга справа от стопки.
7) Учитель, затем ребенок “взвешивают” третью пару табличек и констатируют, что эти таблички разные по весу. Потом определяют, в какой из двух вновь образующихся штабелей их нужно положить. Учитель откладывает одну табличку из исследуемой пары (например, темную) на стол и сравнивает по весу оставшуюся у него светлую с табличкой из каждого из двух новых штабелей. Он устанавливает, что исследуемая светлая табличка одинакова по весу с табличками из светло-желтого штабеля и отличается по весу от табличек из темно-коричневого штабеля. Ребенок повторяет действия учителя. Светлую табличку кладут в штабель к светлым табличкам. Темную еще раз сравнивают по весу с табличками из темно-коричневого штабеля и кладут ее в этот штабель.
8) Далее сортируют по очереди все таблички из стопки, находящейся в середине. По окончании работы таблички кладут по одной в соответствующие ящики, которые затем относят на место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: ощутить малую разницу в весе.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: с помощью чувства тяжести; визуальный -таблички разного веса различаются по цвету.
УПРАЖНЕНИЯ:
1) Многократное самостоятельное повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
2) Сортировка табличек из двух ящиков с завязанными глазами.
3) Работа с тремя ящиками одновременно. Необходимо показать ребенку, как это делается. Ящики ставят на стол друг рядом с другом на некотором расстоянии. Слева ставят ящик с тяжелыми табличками, правее – с табличками промежуточного веса, еще правее – с легкими табличками. Вынимая по одной табличке из разных ящиков, строят два штабеля (т.к. один штабель может быть слишком высоким). Таблички в штабелях чередуются в произвольном порядке, однако сверху того штабеля, с которого начнется работа, надо положить (сверху вниз): легкую табличку, две таблички промежуточного веса и тяжелую табличку. Таблички сортируют тем же способом, что и ранее, только вместо двух новых штабелей строят три: один штабель тяжелых табличек -слева от двух исходных, второй штабель табличек промежуточного веса – справа от двух исходных, третий штабель легких табличек -справа от штабеля табличек промежуточного веса. Первый раз учитель работает вместе с ребенком. Первые две таблички -легкую и промежуточного веса – взвешивают, констатируют, что они разные и кладут справа от штабелей: сначала светло-коричневую, рядом на некотором расстоянии – желтую табличку. Затем взвешиваются следующие две таблички: тяжелую и промежуточного веса; убеждаются, что они разные, откладывают одну из табличек в сторону (например, тяжелую) и сравнивают по весу табличку промежуточного веса с каждой из двух уже взвешенных табличек, устанавливая, что две светло-коричневые таблички одинаковы по весу, поэтому вторую такую табличку кладут сверху на первую. Оставшуюся тяжелую сравнивают по весу с табличками из обоих новых штабелей; констатируют, что она отличается от них по весу и кладут ее слева от двух исходных штабелей. Далее таблички сортируют обычным образом.
4) Сортировка табличек из трех ящиков с завязанными глазами.
5) Связь с реальной жизнью. Взвешивание различных предметов: кубиков, ключей, машинки, мячика, баночки из-под крема и т.д. при помощи весов и гирек.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: в форме 3-ступенчатого урока вводят термины: 1) тяжелый – легкий; 2) самый легкий -самый тяжелый; 3) легче, чем – тяжелее, чем.
ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МА ТЕРИАЛЕ
“Позднее дети заинтересовываются гораздо более сложными упражнениями Ребенку дают маленькие деревянные дощечки. Все дощечки одинакового размера, но сделаны из разного дерева, разнятся в весе и цвете, сохраняя естественную окраску дерева. Ребенок берет дощечку и кладет ее легко на ладонь у основания вытянутых пальцев. Это – новая возможность упражняться в легких и деликатных движениях. Ребенок подбрасывает дощечку на руке, чтобы определить ее вес, но движение руки должно быть почти незаметным. И эти движения взвешивания будут все уменьшаться по мере того, как у ребенка становится острее способность различать вес предметов; идеалом явится различение веса почти без всякого движения руки. Подобный результат достигается лишь многократным повторением упражнения. Когда дети все поняли, они завязывают себе глаза и повторяют упражнение самостоятельно, развивая в себе чувство веса (барическое чувство). Так, дети с завязанными глазами сортируют дощечки: более тяжелые кладут направо, более легкие налево. Сняв повязку, они видят по цвету дощечек – ошиблись они или нет”. [5, С. 18-19]. “Для развития чувства веса служат прямоугольные таблички размером 6x8x1/2 см, из трех различных видов дерева: вистарии, ореха и пихты. Вес их составляет 24, 18 и 12 г. Они должны быть очень красиво выровнены и покрыты блестящим лаком, однако натуральный цвет дерева остается. Если ребенок обращает внимание на цвет, то он знает, что они имеют различный вес, и может проконтролировать свое упражнение.” [12, С. 131].
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!