Нужна ли малышу коляска?
Коляска для современной семьи — такая же обычная вещь, как машина и телевизор. Родился ребенок — сразу покупают коляску. Для чего? Чтобы гулять с ним. А разве нельзя с ребенком гулять по-другому? Можно. Но так все делают, так удобнее. Малыша кладут или сажают в коляску, чтобы освободить свои руки. А вы уверены, что ребенку на пользу такая прогулка и никакого вреда от коляски нет? Или просто никогда не задумывались над этим? И для какого возраста крохи допустимо использование коляски, а для какого нет?
Конечно, коляски настолько распространены в нашем обществе, что мысль об их возможном вреде часто и не закрадывается нам в голову Мы вообще привыкли делать так, как делает большинство. И все-таки не все. Особенно в последнее время на улицах и в магазинах все больше и больше появляется слингомам и слингопап. Кто они такие и почему предпочитают не откладывать ребенка, а, наоборот, «надевают» его на себя? Это просто дань моде или целая философия совместной жизни с малышом?
Как, когда и зачем появились коляски
Первая коляска — точнее, специальное приспособление для перевозки детей, похожее на повозку с запряженными в нее пони или козой, — появилась в 1733 году. Ее заказал титулованный отец шестерых детей английскому ландшафтному архитектору Уильяму Кенту. Эта повозка показалась интересной и другим родителям из высших слоев общества — так началось распространение идеи о создании для детей специальных «повозок». Позже пони заменили няни, которые таскали эти неудобные неустойчивые высокие сооружения за собой, а с легкой руки королевы Виктории Европу захватила настоящая мода на них. Она заказала себе коляску, чтобы самой прогуливаться со своими детьми. Конечно же, первые коляски относились к предметам роскоши и были доступны только очень состоятельным семьям, которые, кроме средств на их покупку, также имели достаточно прислуги. Ей они практически полностью перепоручали заботу о своих детях. Таким образом, изначально идея создания коляски заключалась в том, чтобы освободить себя от необходимости носить ребенка. Дамы из высшего общества часто не кормили грудью, чтобы не портить фигуру, уходом за ребенком почти не занимались, они уделяли внимание более важным, светским обязанностям.
В 1853 году Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Но внешний вид ее все же напоминал взрослый экипаж, в ней ребенок должен был сидеть, а младенцы из таких колясок нередко выпадали. Только в конце XIX века коляска стала похожа на люльку на колесах. И все же она продолжала оставаться довольно опасным «видом транспорта»: в Лондоне одно время запретили возить коляски по тротуарам для безопасности дорожного движения, потом было введено правило о необходимости установки на них специальных фонарей. Позже вместе с модой на автомобили, взрослые придумали автоколяски, и няни должны были иметь водительские удостоверения. Однако загазованность улиц сделала свое дело, и автоколяски не получили широкого распространения. Младенцев предпочитали выгуливать в парках.
Что же сегодня? Помимо классических «прогулочных», «сидячих» и колясок-«тростей» существует широкий выбор различных приспособлений для перевозки детей. Например, в Европе широкое распространение получили велотрейлеры. Велотрейлер представляет собой коляску-прицеп к взрослому велосипеду. В такой прицеп нередко сажают не одного, а двух малышей. Современные европейцы — борцы за здоровый образ жизни, и свободное время они предпочитают проводить в парке, занимаясь спортом или катаясь на таком велосипеде вместе с детьми. Однако вряд ли такой прицеп можно назвать коляской в ее классическом понимании. Маленьких детей в него не сажают, а подросшим деткам такое развлечение, конечно, только в радость.
Изобретатели создали даже коляску-самокат. Это обычная «сидячая» коляска, только сзади нее имеется специальная платформа, на которую мама ставит одну ногу, а второй отталкивается от земли, разгоняясь. Проектировщик этой коляски утверждает, что на ней можно разогнаться до скорости 15 км/ч. А для безопасности коляска оборудована ручным тормозом. Идея продиктована современным ритмом жизни, когда мама должна быть мобильной и иметь возможность быстро перемещаться на улицах, а также пользоваться городским транспортом, невзирая на то, что вместе с ней ребенок. Только вот подумал ли проектировщик о том, что будет чувствовать в такой коляске малыш?
Если посмотреть в целом на рынок колясок в наше время, то заботой о ребенке создатели новых моделей называют использование нетоксичных материалов, дышащее дно, ортопедический матрасик, мягкие рессоры, большие нескользящие колеса, непромокающие ткани обивки. Они стараются уменьшить вес коляски, размеры, сделать ее максимально удобной для родителей. Но давайте посмотрим, нужна ли на самом деле ребенку вся эта «забота»? Или мы и здесь отталкиваемся исключительно от комфорта родителей, не беря в расчет естественные потребности малыша?
В целом, рассмотрев историю создания коляски, можно прийти к простому выводу: коляска — это всего лишь один из продуктов технократического общества, в котором мы живем. Почему ее появление совпадает с активным внедрением науки и техники во все сферы жизни и почему до этого люди прекрасно обходились без нее много веков, с удовольствием нося младенцев на себе? Почему она создается в тот период, когда светское общество устанавливает, вероятно, максимальную в человеческой истории дистанцию между малышом и его мамой из высшего общества?
Почему ее активное использование совпадает с расцветом таких психологических проблем в социуме, как непонимание между отцами и детьми, с темой одиночества человека в огромном городе? Параллельно с массовым распространением колясок происходит также и подъем классической медицины. Рожать начинают в роддомах, возникают ясли и детские сады. Родителям нравится перепоручать не только уход за ребенком няням, но и ответственность за его здоровье — врачам. Со временем врачи начинают диктовать нормы и в уходе, составляя расписание для кормления младенца, рассуждая, нужно ли качать ребенка или нет, сколько часов в день ему следует гулять, а сколько — находиться на руках или спать, высчитывают калории и нормы прибавки веса. Молодая мама уже часто не подозревает, например, что высокая температура — это не враг ее ребенку, а помощник, и, испугавшись, спешит сбить ее жаропонижающими средствами. А ведь все это мама должна знать и чувствовать сама, по умолчанию, иначе как же выжило человечество, когда не существовало всей этой армии врачей?
Сейчас мама почти не слышит свою интуицию, не чувствует своего ребенка так, как должна бы. Сознательно лишает себя того бесценного опыта, который могла бы получить, будь она рядом со своим малышом и возьми всю заботу о нем на себя, как ее предки. Как итог — женщина теряет сокровенное понимание своей материнской миссии, ее интуиция все чаще молчит, не будучи востребованной и развитой в свое время. Малыш выживает в этих условиях как может, зачастую приобретая уже в детстве нешуточный багаж психологических травм, которые позже будут руководить им всю его взрослую жизнь. Потом он вырастает и в свою очередь становится родителем. Он еще меньше прислушивается к своей интуиции, чем его родители. У него не было возможности получить в свое время необходимый опыт полного контакта с матерью и отцом, он не видел, как воспитывали детей подобным образом. И родив своего первенца, современная молодая женщина совершенно растеряна и часто даже боится взять его на руки.
Очевидно, что все эти искусственно созданные сложности являются не чем иным, как следствием неправильного направления, выбранного в свое время обществом. Внедряя науку во все сферы жизни без исключения, даже в те, в которых человечество мало что понимает, оно только через десятилетия и даже столетия начинает пожинать его плоды и признавать свою некомпетентность в некоторых вопросах. Так, невозможно все математически рассчитать и составить одну формулу правильного ухода за всеми младенцами. Душа каждого маленького человечка уникальна, его потребности сугубо индивидуальны, и только его родная мама способна их распознать и дать ребенку то, что он требует. И конечно же, совершенно неправильно при выборе способа ухода за малышом отталкиваться от комфорта родителей. Это, по крайней мере, несправедливо по отношению к маленькому человечку, который пока не в состоянии сформулировать свои запросы и описать трудности, а может призывать на помощь только криком.
На деле здесь все достаточно просто: природа сама организовала все таким образом, что при правильном с биологической точки зрения уходе младенец не доставляет много хлопот своим родителям. Напротив, вовремя и полностью пройдя «ручной период», он растет уверенным в себе карапузом и в будущем требует меньше опеки. Его мышечный аппарат и нервная система здоровы, развиваются полноценно и своевременно. В наши дни существует немало исследований, посвященных этому вопросу, в которых подтверждается неоценимая польза ношения ребенка на себе. Ученые доказали, что помимо психологического комфорта, который при этом испытывает малыш, он в целом растет открытым, общительным, жизнерадостным и интеллектуально более развитым человечком.
Вред от коляски
Человек, как и различные виды животных, поднимался в своем развитии по эволюционной лестнице, закрепляя необходимые для выживания качества и отбрасывая ненужные. Так, первобытная мама была покрыта шерстью, за которую держался ее детеныш, пока она передвигалась и занималась своими делами. Шерсть исчезла, а мама продолжала носить своего малыша на себе, привязывая его таким образом, чтобы было комфортно и ему, и ей. Детеныш подрастал и спускался на пол, уже самостоятельно изучая пространство дома и прилегающей территории. А начав ходить, преодолевал расстояния соразмерно своим возможностям вместе с родителями. Какая самая очевидная польза от ношения ребенка на себе? Любой мануальный терапевт вам подтвердит: у такого ребенка отлично развит вестибулярный аппарат, сильные мышцы спины, рук и ног. Любой психолог скажет, что ребенок, выросший на материнских руках уверен в себе и своей маме, ему всегда предоставлен прекрасный обзор для наблюдений и выводов об окружающем мире. Мама комментирует ему происходящее вокруг и вовремя отвечает на его запросы. Любой испуг сразу сходит на нет, так как мама ближе некуда и бояться нечего.
Некоторые виды млекопитающих рождают малышей, способных уже через несколько часов встать на ноги и передвигаться самостоятельно. Это, например, лани, которым нужно убегать от хищников. У них нет возможности переносить своих малышей, потому малыши встают на ноги максимально рано, чтобы не стать легкой добычей, не успев родиться.
Человеческий детеныш раньше рождался примерно на три месяца позже современного ребенка.
Со временем мозг человека значительно вырос, и соответственно сократилось время нахождения в утробе матери. Если бы беременность современной женщины длилась, как прежде, 12 месяцев, то она просто не смогла бы родить такого большеголового малыша. Он не прошел бы по родовым путям, и человечество бы вымерло. Таким образом, современный ребенок довольно беспомощен как минимум до трех месяцев. Он обладает некими старыми рефлексами: пытается уцепиться за маму, но не может пока даже поднять головы и перевернуться, не говоря уже о самостоятельном передвижении. Его единственным инструментом является крик. Только используя этот свой SOS, он способен привлечь к себе внимание, сообщить о возникшем дискомфорте от голода, холода, одиночества, мокрой пеленки. В таком нежном возрасте стресс — это самое последнее, что нужно малышу. Проделав, возможно, свой самый сложный путь в жизни, а именно пройдя по родовым путям, он нуждается в спокойствии и заботе. Понятно, что первые три месяца необходимо создать ему условия, максимально приближенные к условиям в утробе для адаптации к жизни вне мамы. Во многих культурах до сих пор первые 30—40 дней жизни младенца считаются священными. Ребенка может брать на руки только мама, которая находится с ним круглосуточно, не вынося его пока никуда из помещения, где они живут. Эта адаптация сослужит прекрасную службу нервной системе ребенка. Спокойствие и комфорт помогут ему позабыть возможные сложности родов и успокоиться. Все органы и системы постепенно перестроятся под новые условия обитания. Малыш постоянно чувствует мамин запах, тепло, слышит ее сердцебиение и голос, чувствует ее ласковые прикосновения. Все это только подтверждает ему, что он нужен, он в безопасности, он любим и желанен. Грудь предлагается ему по первому требованию, и это отнюдь не крик, а едва заметное шевеление губами или высунувшийся в поисках соска язычок.
Вряд ли, понимая все эти сложные процессы, происходящие с вашим новорожденным малышом, вы теперь захотите уложить его в коляску и пойти утрясать на улицу. А вот положить его в слинг и заниматься домашними делами вместе будет очень кстати. Когда кроха будет готов, гуляйте с ним столько, сколько вам хочется, используйте для прогулок слинги и другие перевязи, их выбор сейчас огромен. Вы оцените их удобство и позже поймете, какую неоценимую роль они сыграли для вашего малыша. Он будет расти спокойным, уравновешенным ребенком. А свою энергию будет тратить не на компенсацию стрессовых ситуаций, а на изучение окружающего пространства и установления с вами доверительных отношений. Засыпать он будет на вашей груди в слинге — и тогда, когда устанет, а не тогда, когда его утрясут в коляске и мозг просто отключится. А как только будет морально и физически готов, малыш сам слезет с рук и продолжит изучать мир самостоятельно, теперь только изредка забираясь на вас на короткое время в поисках поддержки или отдыха. Удивительный факт, но, по моим наблюдениям, малыш покидает руки матери ровно тогда, когда ей становится тяжеловато подолгу носить его на себе. Сначала он слезает, чтобы ползать, но пока еще быстро устает и сильно нуждается в маме. А вот когда начинает ходить, примерно около года, происходит очередной скачок в развитии, на руках малыш почти уже и не бывает. Примерно в это время и заканчивается так называемый «ручной период», так что он длится не вечно, как многие опасаются. Напротив, потом часто будет возникать легкая грусть по тем временам, когда маленького и легкого карапуза можно было посадить в слинг, крепко прижав к себе, и отправиться вместе на прогулку.
Помните также, что если вы собираетесь дать ребенку полноценное длительное грудное вскармливание, то регулярное использование коляски вам противопоказано. Маленький ребенок должен засыпать и просыпаться на груди, только так он будет получать необходимое ему количество молока, его «переднюю» и «заднюю» составляющие для полноценного усвоения и предотвращения отказов от груди и возникновения лактазной недостаточности. Я обязательно еще напишу статью о том, как в 3,5 месяца у нас развилась вторичная лактазная недостаточность и мы не спали по ночам всей семьей несколько месяцев из-за того, что каждый день выходили днем спать на улицу в коляске, в результате малышка недополучала заднего молока и необходимого фермента.
Пока идет «ручной период», даже не приходит в голову посадить ребенка в коляску на улице, это кажется настолько противоестественным и нежелательным для обоих, что одна только мысль об этом вызывает сильный дискомфорт. Дойти до площадки, до магазина, гулять в парке можно используя слинг. Дальние поездки совершаются на машине или городском транспорте. Шумные автомобили на дорогах, лающие собаки, стайки резвящихся деток, большое количество посторонних взрослых людей — все это может напугать малыша в коляске, но не напугает малыша в слинге, крепко примотанного к любимой маме. Ну а когда ребенок пошел, жизнь всей семьи меняется. Теперь имеет смысл своевременно воспользоваться этим скачком и всячески поощрять самостоятельные попытки малыша передвигаться. Попытайтесь представить, как он радуется тому, что может ходить на двух ногах, как мама и папа! Весь мир теперь выглядит по-другому, нежели с пола. Теперь можно и начать покорение высот, потом учиться бегать, прыгать. Зачем же теперь сажать ребенка в коляску? Дойти до площадки будет для него одним из первых подвигов!
Постепенно мама увеличивает расстояния, ориентируясь на возможности своего крохи. Малыш тренирует выдержку, терпение, целеустремленность, задействован весь его мышечный аппарат. Он, в конце концов, в отличие от большинства взрослых получает неподдельную радость от движения!
Думающие родители отказываются от колясок
Если вы приглядитесь, то обязательно заметите разницу между ребенком, которого все время катают в коляске, и тем, кто ходит сам с мамой за ручку или просто рядом. Где же разница? А в выражении лица. У ребенка в коляске выражение лица отсутствующее, он вроде бы здесь, но и не здесь. Он вяло рассматривает окружающий мир, не проявляя к нему особого интереса, сидит обмякший и полусонный от постоянной качки. Он пристегнут ремнями и ограничен в движении. С детства коляска учит его бездействию: сиди и не двигайся, тебя везут. В то время как ходунок, перебираясь через бордюры, покачиваясь и спотыкаясь, шагает по кочкам и неровностям дороги, ступает то на травку, то на асфальт, падает, встает и продолжает свой путь к цели. Он остановится там, где ему интересно, потрогает куст, поднимет что-то с земли. И только если мама спешит, она позовет его идти дальше, приучая всегда держаться рядышком и не забывать, что он находится на улице. Так отрабатывается следование за мамой, которое было некогда жизненно важным, чтобы не попасться в лапы хищникам.
Возможно, мама, везущая малыша в коляске, спешит в детский центр раннего развития и ей некогда ждать, пока он дойдет своими малюсенькими шажочками туда сам за руку с ней? Да, но только она тогда совсем не понимает, что есть настоящее раннее развитие. Оно заключается как раз в том, чтобы дать ребенку естественную возможность самому изучать мир, постепенно проходя необходимые для его полноценного психического и физического развития этапы. Не надо изобретать и навязывать ребенку костыли, в которых он совсем не нуждается. Вы даже не представляете, насколько выносливы маленькие дети, стоит только предоставить им эту возможность. Вовремя передать ответственность малышу — это ли не мудрость родителя? Вырастить не неженку и лентяя, а уверенного в себе человека, который умеет достигать поставленных целей и брать на себя ответственность. Надо ли упоминать также о том, что параллельно со всеми вышеописанными процессами формируется здоровая связь между ребенком и матерью, они учатся чувствовать друг друга, доверять? Шаг за шагом они выстраивают гармоничные отношения, в основе которых лежит уважение по отношению к ведущей роли мамы и учитывание естественных потребностей растущего крохи.
Коляски, в которых едут карапузы 2—3—4—5 лет, напоминают не что иное, как инвалидные кресла. Не похожа ли эта картина на ту, которую часто рисуют фантасты в своих произведениях, мол, придет такое время, что человеку даже не нужно будет двигаться, за него все будут делать роботы и машины? Есть замечательный детский мультфильм «Валли», где показано как раз такое общество. Там взрослые люди стали настолько толстыми и слабыми от нехватки движения, что даже, вывалившись из своих «колясок», не могли забраться туда обратно самостоятельно. Компьютер им настоятельно рекомендовал не двигаться, а дождаться прибытия спасательной бригады, чтобы та водрузила их обратно. Смешно, но посмотрите: часть нашего общества к этому и хотела бы прийти. Они изобретают и изобретают комфортные приспособления, роботов — и в том числе супермодные коляски.
Однако есть люди в современном обществе, которые рождаются в обычных семьях, их самих в свое время катали в колясках, отдавали в ясли и почти не кормили грудью. Но, вырастая и становясь родителями, они почему-то не хотят повторять со своими детьми тот же путь. Они по крупицам собирают информацию о естественном подходе к уходу и воспитанию, ищут единомышленников. Они все младенчество носят деток на себе, сглаживают все неприятные воздействия окружающей среды. Уважают маленьких людей, не перегружают их психику и не делают из них неженок. Они хотят дать детям максимально естественный уход, чтобы они выросли настолько гармоничными людьми, насколько это возможно в современном мире. Цель их можно сформулировать одной фразой: они хотят вырастить своих детей счастливыми. Цель же данной статьи не в том, чтобы разделить родителей на два лагеря: тех, кто использует коляски, и тех, кто нет. Безусловно, бывают ситуации, когда мама физически не в состоянии носить ребенка или не может все время его носить. Возможно, периодически ей приходится преодолевать с ним приличное расстояние пешком, и ей никто не помогает. Например, нужно сходить за продуктами вместе с малышом. Хотя в данной ситуации Жан Ледлофф, например, советует положить пакеты в коляску, а ребенка все-таки привязать к себе. Цель статьи — показать нестандартный взгляд на стандартные вещи. А также призвать родителей остановить погоню за собственным комфортом, не пользоваться бездумно и неограниченно благами цивилизации, а отталкиваться, прежде всего, от потребностей маленьких людей, создавая с ними гармоничный симбиоз.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!