Сенсорное развитие ребёнка
Мы так привыкли к тому, что трава — зеленая, солнце — желтое, а снег — белый, что и не задумываемся об их цвете… Есть еще формы, размеры, их соотношения и соответствия. Представьте себе, насколько ошарашен всем многообразием окружающего мира оказывается новорожденный человечек! Сколько сил и времени уйдет у него на то, чтобы разобраться, что имеет в виду мама, говоря «красный кубик» или «большая ложка»!Что же поможет ребенку в этом нелегком труде? Прежде всего, его собственные сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, слуховые. А второе место должны занять заинтересованные в развитии крохи взрослые. Ведь именно на них ляжет задача организовать как можно больше игр и просто «раздражителей» для сенсорики подрастающего чада.
Photo by: babyeinstein2008
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается. Зависит он от трех факторов.
Первый — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.
Второй — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Никто не станет сомневаться, что у человека, например, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны…
Точно так же человек, много занимавшийся живописью, будет различать гораздо больше оттенков цветов, тоньше станет чувствовать их сочетания. Поэтому, конечно же, ничего страшного не случится, если процесс сенсорного развития малыша вы пустите на самотек. Это не помешает ему петь, слушать музыку, рисовать, нюхать цветы или радоваться сладкой конфете. Но специальные занятия сделают этот мир для ребенка ярче, красочнее, разнообразнее, научат его быть более внимательным и чувствовать тоньше. Мне кажется, ради этой разницы стоит немного потрудиться.
Сенсорные эталоны
Чему же и как учить малыша? Первая и главная задача — предоставлять ему самые разнообразные предметы для обследования и обращать внимание крохи на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Малыш должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами» и представляют они собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Пусть умное название вас не пугает. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Годам к пяти малыш будет оперировать ими с той же легкостью.
В качестве сенсорных эталонов, например цвета, выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый; запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Именно в освоении эталонов ведущая роль принадлежит взрослым. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании малыша, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Шаг за шагом
Едва родившись, кроха ежеминутно впитывает потоки сенсорной информации. Сенсорное воспитание в это время обеспечивает приток новых впечатлений, развивает органы чувств, одновременно способствуя физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», приводящий к серьезным задержкам и отставаниям в развитии.
До 8—12 месяцев ребенок использует для познания мира хаотические действия, в процессе которых действует с предметом независимо от его функции: хватает, бросает, стучит, тянет в рот, кусает и т.п. Подрастая, малыш наблюдает действия взрослых или сам открывает возможности предметной деятельности и начинает действовать все более осознанно и целенаправленно, переходя к так называемому «методу проб и ошибок». Теперь в ходе исследования предмета малыш осуществляет большое количество проб, фиксируя правильные и наиболее интересные результаты и отбрасывая ошибочные или скучные.
После 10—12 месяцев задачи сенсорного воспитания усложняются. К усвоению эталонов малыш еще не готов, но очень важно накопить побольше информации о них. В этом возрасте обращать внимание стоит не столько на запоминание слов, их обозначающих (названия цветов, геометрических форм и т.п.), сколько на то, насколько малыш учитывает свойства предметов во время операций и игр с ними. Например, попытавшись несколько раз вставить большую кастрюльку в маленькую и получив отрицательный результат, в дальнейшем ребенок безошибочно выбирает, какая больше, а какая — меньше. Или может взять несколько кубиков одного цвета, хотя и не знает точно его конкретного названия (красные, зеленые или желтые они) и т.д. И лишь начиная с 2—3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление с эталонами и способами их использования.
В этом возрасте малыш постепенно осваивает практическое примеривание, в ходе которого кроха сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости. Например, играя с рамкой-вкладышем, малыш подносит фигурку к отверстию и сравнивает их, а сделав вывод о соответствии или различии, вкладывает или продолжает поиск.
Постепенно ребенок переходит к следующей стадии — зрительному соотнесению, при котором ему достаточно взглянуть на ту же фигурку и выбранное отверстие. Теперь сравнение происходит лишь при помощи зрения. Форсировать этот переход не стоит.
Сенсорные игры
Для сенсорного воспитания вовсе не обязательно всегда организовывать какие-то специальные занятия. Повседневная жизнь предоставляет для него огромное количество возможностей — важно не проходить мимо.
Например, каждый день мы сталкиваемся с такими явлениями, как свет и темнота. Малыши принимают их как данность, не осознавая разницу или смену одного другим.
Предложите ребенку в солнечный день понаблюдать за собственной тенью. Попросите его попрыгать, помахать ручками и ножками. Понаблюдайте, что будет делать тень.
А вечером можно встать между несколькими фонарями — тени будут окружать вас со всех сторон. Поиграйте с тенью в салки, посмотрите, как она растет или уменьшается в зависимости от близости к источнику света.
Когда ребенок научился говорить, может назвать предметы, поиграйте в «прогулку в темноте». Помогите крохе понять, чем отличается его комната, когда темно, от той же, когда светло.
Также ребенку наверняка понравятся игры с солнечными зайчиками или теневой театр.
Конечно, особое место среди сенсорных игр занимают те, которые учат малыша различать и сопоставлять цвета. Связано это с тем, что цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как форму или величину. К тому же цвет не влияет напрямую на сущность предмета или его функцию. Но при этом цвет чаще всего первым обращает на себя наше внимание, позволяя выделить и запомнить предмет или объект.
Знакомство с цветами имеет несколько ступеней. Первая — различение цветов по принципу «такой — не такой». Для того чтобы освоить это умение, предлагайте малышу пары предметов, одинаковых по цвету (колечек от пирамидки, кубиков, карточек, погремушек). Важно, чтобы они были абсолютно идентичны и однотонны, иначе малыш запутается.
Вторая ступень — зрительное соотнесение цветов. Здесь вам на помощь придут всевозможные игры по сортировке предметов, когда малышу надо будет выбирать из предложенного ряда все предметы одного цвета.
И лишь на третьей ступени происходит окончательное закрепление представлений о цвете в слове. Поиграйте в игры типа «найди вокруг все красное» (когда малыш должен указать все красные предметы, которые есть в комнате), «четвертый лишний» (среди четырех предметов малыш должен указать один иного цвета), раскладывание по цветам.
Плоскость и объем
Еще одна столь же важная группа эталонов — образчики формы. Форму имеет все, что нас окружает. При этом одни предметы идентичны эталонам, другие — лишь смутно их напоминают.
Знакомя малыша с сенсорными эталонами формы, надо четко различать плоские и объемные фигуры. Очень часто мы сами запутываем ребенка, говоря об одном и том же, например, то «квадрат», то «куб». Или путая «круг» и «шар», «конус» и «треугольник» и т.д. Будьте внимательны, называя малышу форму игрушки!
Самые простые игрушки, которые помогут крохе освоить формы, — это рамки-вкладыши и ящики-сортеры.
Для знакомства с плоскими фигурами подойдут карточки, которые, после того как малыш научится их различать, можно прикладывать ко всему вокруг, для того чтобы установить, какой формы выбранный предмет.
А мячики и кубики различной формы станут вашими лучшими помощниками в мире объемных фигур.
Мир относителен
У предметов есть свойство, которое мы чаще всего определяем на глазок, да еще и в сравнении с другими. Конечно, иногда нам требуется большая точность, но в обыденной жизни вполне достаточно весьма приблизительных знаний. Речь идет о величине.
Первые понятия величины, с которыми должен познакомиться малыш и которых ему хватит практически до школьного возраста, — это «большой — маленький». Причем чаще всего мы вводим их именно в сравнении. Ведь как определить, большая в руках у вашего малыша чашка или маленькая? Она будет большой по сравнению с крышечкой от пузырька и маленькой, если сравнить ее с ведром или кастрюлей.
Кстати, понимание этой относительности — огромный скачок вперед в развитии маленького человечка.
Играя в игры, которые помогут малышу научиться определять величину, соблюдайте следующие правила:
- предлагайте сравнивать предметы по одному параметру (только по высоте, ширине и т.п.);
- сравнивайте предметы, одинаковые по форме и цвету;
- сначала сравнивайте предметы, резко различающиеся по величине: большой и маленький. И лишь когда вы будете твердо уверены в том, что малыш вас хорошо понимает, прибавляйте третий (четвертый, пятый и т.д.) — промежуточный;
- сначала используйте просто понятия «большой — маленький» и, только когда ребенок начал активно говорить, вводите конкретные параметры величины (толстый — тонкий, узкий — широкий, высокий — низкий, короткий — длинный и т.д.).
Важным этапом сенсорного развития малыша станет возможность осознанно воспринять целостный образ предмета, то есть определить одновременно его цвет, форму, величину, назначение.
Звучащий мир
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство ребенка с самыми разными звуками и их сочетаниями. Идет оно обычно по двум направлениям: фонематический слух способствует восприятию речи, физический — различению звуков и шумов.
Часто бывает, что родители уделяют много внимания именно фонематическому слуху, рассчитывая, что таким образом малыш быстрее освоит активную речь. Именно фонематический слух поможет воспринимать и понимать то, что говорят ребенку, как по смыслу самих слов, так и по их тембровой и эмоциональной окраске.
Но не стоит быть односторонними. Ведь физический слух не менее важен. Он играет огромную роль в ориентировании ребенка в окружающем мире. При этом сам собой он не развивается — вне зависимости от того, насколько острым слухом обладает кроха от рождения. Различение звуков поможет вашему ребенку правильно ориентироваться в пространстве, среди людей и всевозможных объектов — для этого важно понимать, на каком расстоянии находится источник звука и что он собой представляет. В случае, например, когда из-за угла вот-вот должна появиться машина, это очень важно, не так ли?..
Для игр, которые научат малыша различать звуки, можно использовать все что угодно: детские и взрослые музыкальные инструменты, шуршащие пакеты и бумагу, бутылочки с крупой, колокольчики и бубенчики, палочки, листья в парке и капель за окном.
Продемонстрируйте ребенку, как звучат несколько выбранных вами источников звука. Затем предложите ему, закрыв глаза, угадать, что звучит, показать, где находится источник звука.
Играйте в определение громкости — что было сначала, громко или тихо?
Чудо прикосновений
В чистом виде осязание встречается крайне редко — только в тех случаях, когда по какой-то причине человек оказался в полной темноте и тишине или если он имеет проблемы со зрением и слухом. В обычной жизни осязание — источник информации, дополнительной к той, которую предоставляет зрение и слух.
Однако именно при помощи осязания мы воспринимаем такие качества, как температура, влажность, плотность, фактура и т.п.
В ходе игр, направленных на развитие осязания у ребенка, вам предстоит решить такие задачи:
- научить не просто хватать, но и целенаправленно ощупывать предмет;
- развить чувствительность пальцев, ладошек, по возможности — как можно большей поверхности тела;
- познакомить с как можно большим количеством материалов.
Начать игры на осязание можно еще тогда, когда кроха пускает пузыри в кроватке, предлагая ему ощупывать разные кусочки ткани, предметы, изготовленные из разнообразных материалов: из дерева, кожи, меха; шишки, камни, большие ракушки и т.д.
Когда ребенку исполнится года полтора, пришло время познакомить его с различными температурами. В этом вам помогут бутылочки с холодной и горячей водой, снег и лед в зимнее время, мороженое — летом.
Все дети обожают такую игру: насыпьте в глубокую миску крупу и закопайте в нее маленькие игрушки или орешки. Предложите малышу разыскать все, спрятанные в крупе.
Детишкам после трех лет можно предлагать играть в «угадайку» — на ощупь разыскивать в мешочке с фигурками заданную вами.
В игру на развитие вкусовых ощущений можно превратить любую трапезу. Предложите крохе сравнить, что слаще или кислее, определять язычком температуру поданного блюда, его консистенцию. Кстати, такие игры очень помогут мамам маленьких капризуль: познакомившись в шуточной форме с разными вкусами, они гораздо легче примут новые блюда в вашем меню.
А если вам сложно придумывать все новые и новые игры на сенсорное развитие, воспользуйтесь книгой Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» — М., 2009.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!