СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ И ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ.
Вопрос о развитии элементарных математических представлений и подготовке к изучению математики посредством сенсорных материалов тщательно разобран нами в [9]. Здесь мы остановимся только на методике Монтессори индирективной подготовки ребенка к процессу письма.
Метод обучения детей письму и чтению был представлен Монтессори уже в “Методе научной педагогики”, а затем несколько дополнен в “Открытии ребенка” [12]. Основная идея его состоит в том, чтобы прямо или косвенно развить навыки, необходимые ребенку в процессе письма, после чего переход к письму будет естественным и, более того, приобретет характер “взрыва”. Дети, еще вчера не умеющие писать, внезапно начинают писать целые слова.
Для того чтобы овладеть письмом, ребенку требуются так называемые МОТОРНЫЕ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ. К интеллектуальным умениям Монтессори относит упорядоченное мышление и логику; словарный запас, достаточный для выражения собственных мыслей; способность анализировать звуки в слове и, наоборот, синтезировать слово из звуков; наконец, знание символов, соответствующих звукам, – букв. Моторные умения включают свободное движение кисти руки; способность держать ручку или карандаш тремя пальцами; способность координировать глаз и руку и проводить линии без отрыва карандаша от бумаги, не выходя за заданные границы. Ребенок должен также быть в состоянии воспроизвести или изобразить некоторую форму, предпосылкой чего является способность к дифференцированному восприятию внешних воздействий.
КОСВЕННАЯ, или индирективная, ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ осуществляется как в ходе упражнений в практической жизни, так и при работе с сенсорным материалом. Уже на упражнениях в практической жизни ребенок учился координировать и контролировать свои движения, выполнять действия в определенном порядке, а также терпеливо и сосредоточенно работать. Сенсорные материалы помогают ему закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые. Поясним это подробнее.
ТРЕНИРОВКА ТРЕХ ПАЛЬЦЕВ, держащих орудие письма, имеет место при работе с такими материалами, как Цилиндры-вкладыши, Доски для ощупывания, Шершавые таблички, Геометрический и Биологический комоды (а также с Географическими картами-вкладышами, деятельность с которыми первоначально осуществляется также на сенсорном уровне). Все эти материалы содержат маленькие ручки-кнопочки, за которые можно тремя пальцами вынимать фигуру или вставлять ее обратно в отверстие. Фигуры-вкладыши из Биологического комода (а иногда и из материала Географические карты-вкладыши) ввиду их сложности обводят тонкой палочкой – аналогом карандаша или ручки, – упражняя при этом как три пальца, так и НЕПРЕРЫВНОЕ ДВИЖЕНИЕ карандаша.
Легкое, СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КИСТИ вырабатывается в ходе упражнений с Геометрическим комодом и Досками для ощупывания. Ребенок легко касается кончиками пальцев поверхности Доски для ощупывания, осуществляя мягкое движение кистью сверху вниз и стараясь не нажимать на доску. Обводя двумя пальцами сначала рамку, а затем геометрическую фигуру-вкладыш из Геометрического комода, ребенок вращает кисть, тренируя одновременно НЕПРЕРЫВНОЕ ДВИЖЕНИЕ руки, необходимое при письме. Вот что пишет об этом Монтессори: “Это особенно ясно, когда ребенок ощупывает рамку: его два пальца касаются края рамки и сама рамка, препятствуя другому движению, как бы руководит рукой ребенка. Учительница должна следить, чтобы движение было совершенно точное, потому что это имеет очень большое значение для будущей работы. … Повторение этих упражнений приучает детей координировать движения, необходимые для совершенно точного очерчивания формы геометрической фигуры. Это упражнение можно считать не прямой, но очень действенной подготовкой к рисованию. … Маленькая ручка, прикасаясь, ощупывая и научаясь следовать определенному контуру, бессознательно подготавливается к движению письма. [5, С 23]
Сенсорные материалы позволяют ребенку развить также определенные УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ, необходимые при письме. Так например, способность к ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ ЗВУКОВ и ФОРМ развивается с помощью Шумящих коробочек, Звоночков, Геометрического комода, Биологического комода, Конструктивных треугольников и т.д. При работе с сенсорным материалом происходит РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА и, прежде всего, за счет прилагательных и их степеней сравнения, но также и других частей речи – существительных, наречий, глаголов (об этом см. также [9]). Как уже указывалось выше, сенсорные материалы способствуют УПОРЯДОЧЕНИЮ ВПЕЧАТЛЕНИЙ внешнего мира и созданию “внутреннего порядка” в разуме ребенка.
Наконец, при работе с сенсорными материалами также происходит развитие ВНИМАНИЯ ребенка, так необходимого при письме.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!