КЛАССИФИКАЦИЯ СЕНСОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
“Сенсорный материал состоит из системы предметов, упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами – такими, как цвет, форма, масса, звучание, состояние поверхности, вес, температура и т.д. … Каждая отдельная группа обладает одним и тем же свойством, но в разной степени; таким образом, речь идет о градации, при которой различие от одного предмета к другому равномерно меняется, и, если возможно, устанавливается математически” [12, S. 114] Итак, в сериях предметов (например, на различение размеров, цветов, шумов, и т.д.) имеется предмет, обладающий некоторым свойством в максимальной степени, и предмет, степень проявления у которого того же самого свойства минимальна. Так например, в Розовой башне имеется самый большой куб с ребром 10 см и самый маленький куб с ребром 1 см, а длины ребер всех промежуточных кубов равномерно меняются от 9 см до 2 см. Третий ящик Цветных табличек содержит таблички семи оттенков каждого из девяти цветов. Набор Шумящих коробочек с крышками одного цвета содержит коробочки, издающие различные шумы от громкого до тихого. Контраст делает яснее различия между предметами.
Классифицируя сенсорные материалы в книге “Метод научной педагогики”, Монтессори выделяет материалы для воспитания тактильного, термического, барического, стереогностического чувства, вкуса, обоняния, слуха и зрения. Последняя группа включает материалы трех подгрупп: для различения размеров, форм и цветов. Не все материалы первоначально имели тот вид, который они приняли в настоящее время. Так например, вместо современных пластмассовых Цветных табличек в Доме ребенка использовались маленькие карточки или дощечки, обмотанные разноцветной шерстью или обтянутые шелком.
Перечислим основные ГРУППЫ СЕНСОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ согласно современной классификации, предложенной Международной Ассоциацией Монтессори (АМИ).
1) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ подразделяются на следующие 4 подгруппы:
- материалы для различения РАЗМЕРОВ и развития глазомера: Цилиндры-вкладыши, Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги;
- материалы для различения ЦВЕТОВ и их оттенков: Цветные таблички (1-4 ящики);
- материалы для различения ФОРМЫ плоских фигур: Геометрический комод;
- продвинутые материалы для различения РАЗМЕРОВ и ФОРМЫ плоских фигур и пространственных тел: Биологический комод, Конструктивные треугольники (5 ящиков), Деканомический квадрат или Таблица Пифагора, Накладывающиеся геометрические фигуры, Цветные цилиндры, Биномиальный и Триномиальный кубы.
2) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ: Доски для ощупывания А, В и С, Шершавые таблички, Ткани.
3) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА: Шумящие коробочки, Звоночки.
4) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЯЖЕСТИ: Весовые таблички.
5) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЕПЛА: Тепловые бутылочки, Тепловые таблички.
6) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОНЯНИЯ: Коробочки с запахами.
7) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСА: Вкусовые баночки.
8) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ “СТЕРЕОГНОСТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА”: Геометрические тела, Сортировка, Волшебный мешочек.
В дополнение к перечисленным сенсорным материалам мы приводим методику работы с отдельными ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ, с которыми первоначально действуют на сенсорном уровне. Это Глобус “Суша – вода”, Географические карты-вкладыши, Набор географических карт “Континенты”.
Несколько иная классификация представлена в таблице, первоначально опубликованной в 1987 году в итальянском журнале “II Quaderno Montessori” в № 14. Сравнивая обе классификации, отметим отличия второй из них от первой. В таблице:
- материалы для развития зрения (визуального восприятия) делятся лишь на 3 подгруппы. В первую подгруппу входят материалы для различения размеров (Цилиндры-вкладыши, Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Цветные цилиндры); во вторую подгруппу – материалы для различения цветов и их оттенков (три ящика с Цветными табличками и ящик с “цветными колесами”); в третью – материалы для различения формы плоских фигур и пространственных тел (Геометрический комод, Накладывающиеся геометрические фигуры, Конструктивные треугольники, Геометрические тела). Группа продвинутых материалов специально не выделяется.
- Материал Геометрические тела отнесен к группе материалов для развития зрения, а не стереогностического чувства.
- Стереогностическое чувство рассматривается как восприятие и узнавание формы тела без применения зрения. Материалы для его развития являются подгруппой группы материалов для развития осязания.
- В таблице отсутствуют такие материалы, как Биологический комод, 4-ый ящик с Цветными табличками, Биномиальный и Триномиальный кубы. Ящик с “цветными колесами”, наоборот, не встречается в первой классификации.
- Номенклатура и внешний вид некоторых материалов, упомянутых в обеих классификациях, несколько отличаются. В настоящее время в зарубежных странах существуют разные варианты названий классических материалов Монтессори: это связано с особенностями распространения и развития педагогики Монтессори на той или иной национальной почве. Приведем примеры подобных вариантов в нашем случае: Цилиндры-вкладыши – Пространственные вкладыши; Розовая башня – Башня из кубов; Коричневая лестница – Лестница из призм с квадратным основанием; Красные штанги -Длинные штанги; Геометрический комод – Комод с плоскими вкладышами; Накладывающиеся геометрические фигуры – Градуированные плоские фигуры.
Примером различий внешнего вида может служить цвет штанг, дающих ребенку представление о длине предметов. В Италии они традиционно голубого цвета, в то время как в большинстве стран мира они окрашены красным. Говоря о некоторых особенностях внешнего вида, мы имеем в виду только официально признанные и сертифицированные материалы, выпускаемые промышленностью, а не кустарно изготовленные, не отвечающие стандартам и элементарным требованиям, повсеместно предъявляемым к детским игрушкам и дидактическим пособиям.
Обе эти классификации имеют свои обоснования. Следуя некоторой традиции, мы приводим в этой книге описание методики работы с сенсорными материалами, группируя их согласно классификации АМИ.
3.5. ИЗОЛЯЦИЯ ОТДЕЛЬНОГО СВОЙСТВА В МАТЕРИАЛЕ.
Каждый предмет, который мы используем для сенсорного воспитания, имеет самые различные качества, как то: вес, цвет, форму и т.д. Из этих свойств нужно выделить одно свойство, которое подлежит изучению. “Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно единственное. Эту сложность можно преодолеть лишь посредством серии и ее градации: должны быть подготовлены такие предметы, которые абсолютно схожи друг с другом, за исключением изменяющегося свойства” [12, S. 115].
Так например, предметы в наборе для различения цветов должны отличаться лишь цветом и быть одинаковыми по материалу, форме и размеру. Материал для различения музыкальных тонов представлен у Монтессори так называемыми Звоночками. Эти звоночки внешне совершенно одинаковы по форме и размерам, стоят на одинаковых подставках, но издают разный звук, если по ним ударить маленьким молоточком. Коробочки с запахами также ничем не отличаются по внешнему виду, но находящиеся в них ароматические вещества – например, гвоздика, корица, душистый перец, ванилин и т.д. – по-разному пахнут. Тепловые бутылочки также похожи друг на друга, “как две капли воды”, и лишь прикосновением к ним можно ощутить температурные различия.
Изоляция качеств имеет и второй аспект. Известно, пишет Монтессори, что если нам хочется выделить отдельное качество предмета, то нужно изолировать чувства настолько, насколько это возможно. Так, например, тактильные ощущения при прикосновении к некоторому предмету будут тем яснее, чем ниже его теплопроводность, поскольку тогда ребенка не будут отвлекать температурные ощущения, различия. Еще лучше, если этот предмет находится в темном тихом месте, так что ребенка не отвлекают также зрительные и слуховые ощущения. [12, S. 115 – 116]
Таким образом, процесс изоляции имеет по своей природе две стороны. С одной стороны, речь идет об изоляции человека от влияния окружающей среды, а с другой стороны, речь идет о материале, который обладает неким выделенным качеством, причем выявленным при помощи градации. Помимо термина “изоляция свойств” или “качеств” применяется также термин “изоляция чувств”.
Это внешнее совершенство и точность материала, отмечает Монтессори, облегчает проведение “внешнего и внутреннего анализа”, который способствует тому, чтобы “упорядочить мышление” ребенка. Дети с большим удовольствием исследуют окружающую среду, в которой они находятся, и с удовольствием закрывают или завязывают глаза или выключают свет для того, чтобы ощупать формы или в темноте прислушиваться к самым слабым звукам.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!