Малыш учится ходить
Малыш учится ходить, самостоятельно кушать за столом, пользоваться горшком. Одновременно кроха осваивает речь и знакомится с окружающим миром. Этот маленький человек меняется каждый день, каждый час, быстро преодолевая этапы развития и становясь все более и более независимым. Во время стремительного развития некоторые из ранних детских причуд, которые, как вы полагали, уже в прошлом, неожиданно возвращаются. Например, он снова начинает просыпаться среди ночи, хотя уже давно привык спать спокойно, или опять требует бутылочку для питья, хотя в течение последнего месяца прекрасно обходился без нее. Не стоит паниковать, в жизни маленьких детей регресс – вполне нормальное явление. Попробуем разобраться, какие причины могли послужить его проявлению и что в этом случае может нам помочь.
Возврат к ползанию
Наша дочка начала ходить неделю назад, но внезапно снова стала передвигаться ползком.
Развитие детей часто представляет собой движение «два шага вперед – шаг назад», особенно если речь идет о ходьбе. Малыши часто возвращаются к ползанию из-за сильных падений и разочарований. Чтобы научиться ходить, требуется большое терпение, а у малыша его еще не так много. Тем более когда приходится часто падать, когда трудно обогнуть угол! Ну а если нужно добраться до желаемой вещи без промедления, более надежным способом представляется привычное и более безопасное передвижение на четвереньках. Какие-то навыки ребенок осваивает быстро и успешно, а для каких-то потребуются все новые и новые попытки, иногда с небольшими передышками. Представьте, что потребность двигаться с помощью прямохождения отходит у вашего малыша на задний план перед освоением такого, например, навыка, как изучение окружающих предметов, манипулирование ими, тренировка непослушных пальчиков. Он успешно учится кушать с помощью ложки и прекрасно собирает конструкторы и пирамидки, а вот в обучении ходьбе сделал паузу на недельку-другую. Период, когда малыш встает на ножки, – это огромный шаг на пути к взрослению. Малыши обычно жаждут независимости, стремятся к ней, но иногда эта перспектива внушает им опасения.
СОВЕТ: Наберитесь терпения, не торопите малыша. Хвалите ребенка, если он встает на ножки: «Ого, как ты подрос! Когда ты встаешь на ножки, ты становишься очень большим» Можно поощрять ребенка за успехи в освоении навыка, но, если ребенок уже успешно справляется с задачей, необходимость в поощрениях отпадает. Хвалите малыша, награждайте, утешайте, когда он падает, но ни в коем случае не давите на него и не торопите события. Конечно, если ваш ребенок не желает ходить, если он раздражителен, хромает или не может встать прямо, посоветуйтесь со своим врачом, нет ли у малыша не выявленной ранее травмы или заболевания.
Потеря словарного запаса
Некоторое время наш сын пользовался целым набором слов, но последнюю неделю стал опять употреблять их значительно меньше. Разве не должно быть на обо рот?
Вряд ли малыш забыл слова, которые уже знал и употреблял в своей речи.
Скорее всего, он просто занят освоением нового навыка. Малыши, как правило, переключаются с одного дела на другое. Неделю они упражняются в речи, неделю в ходьбе. Зачастую они настолько сосредотачивают свои усилия на совершенствовании определенного навыка, что игнорируют все остальные. Нередко малыши после освоения нескольких новых слов делают перерыв, однако тем временем они не перестают пополнять запас слов, расширяя так называемый пассивный словарь. Очень скоро кроха удивит вас своими способностями, изрекая новые слова целыми предложениями. Вполне возможно, что регресс, который случился с вашим ребенком, связан с нарушением привычного ритма жизни малыша. Именно такие перемены, как переезд, появление нового младенца или новой няни, выход мамы на работу, развод, изменение режима дня или болезнь, достаточно часто приводят к временному замедлению в развитии крохи, к приостановке или возврату в младенчество. В таких ситуациях детки снова просыпаются по ночам, возвращаются к ползанию, начинают изъясняться с помощью тарабарщины или детского лепета.
СОВЕТ: Поддержите малыша, чтобы он научился справляться с возникшим стрессом или чувством страха. Обеспечьте ему чувство безопасности и не высказывайте своих собственных беспокойств. Побольше читайте ребенку, рассматривайте и обсуждайте интересные картинки. Продолжайте много разговаривать с малышом, описывайте то, что происходит, дополняйте сказанное вашим ребенком. Если ребенок скажет: «Птичка», вы можете дополнить: «Да, красивая желтая птичка. Птичка сидит на дереве». Если малыш произносит слова неправильно, не стоит постоянно его исправлять. Это может вызвать у него негативную реакцию и отказ от попыток говорить с помощью слов. Лучше повторять еще раз то, что сказал малыш, но правильно. Иногда можно прибегнуть к хитрости, делая вид, что вы не понимаете малыша. Если он указывает пальчиком на пол кус игрушками, можно спросить: «Ты хочешь сок? А, тебе хочется порисовать!» Но не доводите до крайности, не заставляйте ребенка раздражаться и злиться, как только почувствуете, что кроха теряет терпение, уступите, не забыв произнести: «Поняла,™ хотел, чтобы я тебе достала клоуна, вот, возьми». Со временем ребенок сделает вывод, что мама быстрее тебя поймет, если постараться назвать тот предмет, который тебе нужен.
Снова мокрые штаны
Наш ребенок почти год пользуется горшком. Но последние два дня у него случались «неожиданности» в группе детского сада.
Любые перемены являются стрессом для малышей, которые могут проявляться и таким образом. В первые несколько месяцев пребывания в саду у детей начинаются проблемы с хождением на горшок. Случайные «огрехи* вполне допустимы, тем более что в новой обстановке, в море новых впечатлений ребенок может не уследить за собой, не заметить сигналов собственного тела просто потому, что он очень увлечен игрой. Есть и другие причины таких неприятностей. Ваш ребенок постепенно привыкает к незнакомой ванной комнате, обычно большой и общественной. Возможно, он чувствует дискомфорт из-за отсутствия интимности.
СОВЕТ: Убедитесь, что его не ругают за то, что он описался. Воспитатель должен объяснить ребенку, что в этом нет ничего страшного и завтра у него обязательно все получится. Попросите воспитателя чаще напоминать ребенку про горшок, а при необходимости дать ему возможность уединиться. Когда ребенок возвращается домой из садика,скажите: «Сложно делать это каждый раз в туалете, но я уверена, что ты справишься». Учите ребенка проситься в туалет, он не должен бояться сообщать вам, если случилась «небольшая авария». Избегайте надевать малышу брюки с тугими пуговицами или длинные юбки, в которых можно запутаться, чтобы ваш ребенок мог сходить на горшок безо всяких задержек. Хвалите малыша всякий раз, когда ему удается сделать свои «дела» не в штаны, а в горшок, а также и за другие достижения. Чем довольнее собой будет малыш, тем выше шансы, что регресс отступит и все наладится.
Маленький ревнивец
С тех пор как родилась наша младшая дочь, почти трехлетний сын стал плаксивым и надоедливым. Он хочет, чтобы с ним нянчились, как с маленьким. Почему это происходит?
Для малыша, который был в центре внимания, рождение брата или сестры становится ударом. Для вас это радость, а для первенца – непредвиденное событие, несущее не самые лучшие перемены. Результатом внутренних переживаний малыша становится расстройство сна или аппетита, мочеиспускание в постели, возобновление сосания пальца. Малыш может постоянно ныть или начать грызть ногти. Ребенок неосознанно пытается копировать поведение новорожденного, чтобы проверить, по-прежнему ли он любим. Главное для ревнивца привлечь к себе внимание, пусть даже негативное. Всеми своими действиями он говорит вам:« Я тоже маленький! Но я боюсь, что ты меня разлюбишь. Мне не хватает твоего внимания! Но, к сожалению, такие проблемы в поведении старшего вызывают только негативные эмоции у родителей, что в его глазах страх: «Они постоянно сердятся на меня, больше не любят».
СОВЕТ: Когда у родителей появляется второй ребенок, первенец в их глазах в одночасье становится большим. Опасное заблуждение: родители уже не склонны проявлять терпение, они хотят, чтобы старший быстрее научился излагать свои мысли четко, а не мямлил что-то под нос, аккуратнее ел, не отставал на прогулках, не капризничал и вообще перестал доставлять лишние хлопоты. Но для каждого малыша предусмотрен свой темп развития, и он не ускорится только из-за того, что у вас появилось больше хлопот. Оказывая давление на малыша, вы обязательно получите обратный результат. Позволяйте старшему ребенку иногда побыть маленьким. Убедите себя, что это просто игра. Скажите малышу: «Ты хочешь притвориться маленьким? Хорошо, вот тебе бутылочка сестрички. Но, боюсь, то, что в ней, не так вкусно, как твой питьевой йогурт, не так ли?» Тенденция к росту и развитию заложена в ребенке природой, и он все равно вырастет из старых привычек. Не стоит ругать его за мокрые штаны – он уже страдает. Страдает без вашей любви. Чтобы не провоцировать вспышек ревности, дайте понять своему ревнивцу, что по-прежнему любите его. Дайте малышу поручение, которое будет выполнять только он: выбирать, какие носочки надеть младенцу, или петь ему перед сном песенку. Ребенок поймет, что он не обуза, а помощник.
Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!