Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

О проблематике этой книги

Среди всего обширного педагогического наследия Монтессори сенсорное воспитание по ее методу получило в нашей стране наибольшую известность. Так Л. А. Венгер в своем фундаментальном труде “Восприятие и обучение” уделяет значительное внимание анализу ее идей и находит в них много рационального. Тем не менее его оценки, как и точка зрения многих уважаемых отечественных ученых, могли основываться лишь на ранних работах Монтессори периода 1910-х годов и, возможно, на некоторых свидетельствах не вполне удачных практических реализаций ее идей. Мировоззрение Монтессори, ее метод, особенности методики и техники работы с детьми, однако, складывались и претворялись в жизнь в тесном контакте и при постоянном взаимодействии теории и практики в течение ряда десятилетий вплоть до 1940-х – 50-х годов. Идеи Монтессори завоевали широкую популярность не только в Западной Европе, но и в ряде других регионов мира, в том числе в Северной Америке, в Азии, в Австралии. Ареал распространения Монтессори-детских садов и Монтессори-школ продолжает расширяться за счет стран Южной Америки и Восточной Европы, в том числе России. Таким образом, ранние работы Монтессори еще не дают полного и всестороннего представления о ее системе.

О педагогике Монтессори до сих пор имеется ряд предубеждений. Так например, бытует мнение, что ребенку не демонстрируется рациональный способ работы с материалом, что тот делает со средствами обучения практически все, что ему заблагорассудится, а поэтому материалы объективно средствами обучения не становятся. С подобной точкой зрения, конечно же, нельзя согласиться. Напротив, учитель сначала ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОКАЗЫВАЕТ ребенку РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ с материалом, дает образец действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, “заключенных” в материале – и это мировая практика. “Помощь, которую должна оказать учительница, – пишет Мария Монтессори, -состоит в том, чтобы представить ребенку материал, для того что-бы ПОКАЗАТЬ, КАК ЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ (выделено нами – М.С.), и при этом самой один раз или дважды сделать упражнение… .” [21, S. 171] Подобный показ называется ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ материала.

Опубликованные вплоть до настоящего времени на русском языке руководства по методике работы с классическими материалами для упражнений по приобретению навыков практической повседневной деятельности и с сенсорными материалами зачастую содержат информацию, носящую неполный характер. Особенно это касается материалов для упражнений в практической жизни. Издания Монтессори на иностранных языках, особенно ее поздние основополагающие труды, продолжают оставаться практически недоступными большинству читателей в России.

Интерес, с которым российские педагоги восприняли и подхватили идеи Марии Монтессори, придает особую актуальность проблеме СИСТЕМАТИЧЕСКОГО изложения методики работы со ВСЕМИ КЛАССИЧЕСКИМИ материалами Монтессори, относящимися к этим учебным разделам и предназначенными для ДЕТСКОГО САДА, в едином ключе с применением СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ. Необходимость последней обусловлена тем, что со времени появления первых переводов ранних трудов Монтессори [1], [5] и [6] научная терминология претерпела определенные изменения, и ряд употреблямых в них терминов выглядят несколько архаично, а некоторые могут оказаться совершенно непонятными сегодняшнему читателю. Попытка современного изложения и анализа содержания и методики работы с классическими материалами Монтессори и предпринята в этой книге.
Важным аспектом обозначенной проблемы является необходимость ясного освещения МЕТОДИЧЕСКОЙ стороны процесса работы с материалами, четкого выделения каждого из ее этапов. Стиль работы педагога Монтессори существенно отличается от традиционного и поэтому, как показывает опыт, студентам, изучающим систему Монтессори, а также начинающим Монтессори-педагогам требуется такое руководство, в котором они могут найти ответы на интересующие их практические вопросы.

Методика работы с материалами из рассматриваемых учебных разделов в настоящее время демонстрируется на курсах Международной ассоциации Монтессори (АМИ), а также на многочисленных семинарах в разных странах. Слушателям АМИ-курсов, однако, методической литературы не предоставляется, а ценнейшая информация, имеющаяся в трудах самой Марии Монтессори, приводится ею в очень разном объеме и с разной степенью подробности для различных материалов. Кроме того, в оригинальных сочинениях методика работы с материалами из этих разделов описывается зачастую лишь в общих чертах.

В этой связи информация, собранная с помощью указанных источников, подвергнута нами анализу и тщательной переработке на основании результатов практической работы с детьми и лекций, читанных нами в 1994 – 1997 годах студентам старших курсов факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В книге учтены также вопросы и пожелания, высказанные нам российскими педагогами -слушателями семинаров и курсов повышения квалификации. Чтобы дать читателю возможность сопоставить наше изложение с первоисточником и познакомиться с “живым словом” Монтессори, мы публикуем далее ряд цитат из ее трудов (цитаты выделены курсивом).

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Справочник по акушерству Справочник по акушерству

Младенец осваивает свое тело поэтапно Младенец осваивает свое тело поэтапно

Младенец осваивает свое тело поэтапно. Он не может ни видеть себя, ни представлять себя. Только через открывающиеся ему ощущения (дыхание, слух, обоняние и т. д.) он начинает чувствовать себя собой. Отношения с матерью определяют многое.