Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

СВОБОДА РЕБЕНКА В МОНТЕССОРИ-ГРУППЕ

Возможность выбора предполагает наличие определенной СВОБОДЫ индивидуума. Ниже мы будем говорить о формировании у детей навыков позитивного социального поведения, об ознакомлении их с культурой поведения в обществе, о  правилах  пребывания   в  детском  саду,   и  т.д.  Позитивное социальное поведение, уважение личности и прав других, умение считаться с окружающими предполагает определенное самообладание и способность управлять своими эмоциями, сдерживать импульсы. Иными словами, далее речь пойдет, главным образом, об ограничении свободы, в то время как Монтессори считается во всем мире одним из основоположников свободного воспитания ! Нет ли здесь противоречия ?

Мы не будем сейчас подробно останавливаться на проблеме соотношения свободы и дисциплины в Монтессори-педагогике: это тема отдельной статьи. Заметим только, что Мария Монтессори действительно была убежденным поборником свободы ребенка, однако понятие “свобода” совсем не означало для нее вседозволенность, жизнь по принципу “что хочу, то и ворочу”. Она выступала против подобного ложного понимания свободы и разъясняла: “… то, что называют свободой ребенка, не может быть ничем иным, как постепенный отход от взрослого, становящийся возможным при помощи подходящей ребенку окружающей среды, в которой он может найти все, что ему необходимо для развития собственных функций” [14, S. 74] Ребенок свободен, когда он самостоятелен, и достичь истинной свободы он может при наличии развивающей предметно-пространственной Среды и при умелом руководстве педагога-партнера. Можно сказать, что путь к свободе лежит через психофизическое, социальное развитие ребенка и содействие его стремлению к самостоятельности со стороны взрослого.

Перечислим ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ, предоставленные ребенку в Монтессори-детском саду: свобода передвижения по помещению; свобода выбора материала; свобода выбора места работы; свобода выбора момента начала работы и ее продолжительности, а также числа повторений упражнений; свобода выбора партнера.

О выборе материала и партнера мы уже говорили выше. Свобода выбора места работы означает, что ребенок решает сам, работает ли он за столом или на коврике. Он может сесть за тот стол, который ему нравится, а также расположиться на коврике в любом месте комнаты. Здесь имеются, кончено, некоторые ограничения, например, если облюбованный ребенком столик уже занят, ему придется сесть за другой. Заниматься на коврике можно, если материал это допускает: стирать или гладить на полу невозможно. Некоторые материалы занимают в помещении фиксированное место, их не переносят; например, комплект для мытья посуды. Однако все эти ограничения являются вполне естественными, разумными и соответствующими реальной жизни. Добавим также, что ребенок имеет право некоторое время вообще ничем не заниматься, а, например, наблюдать за работой других детей.

Если ребенок выбрал себе работу, он может заниматься ею, сколько хочет. Он может мыть стол, даже если тот уже чистый, несколько раз перемывать посуду, пересыпать зерно или переливать роду. Ему совсем не запрещается снова и снова начищать до блеска ботинки или же металлические предметы. К числу ограничений здесь относится необходимость полностью завершить работу и убрать материал на место. “Отсутствие предмета работы” – вопреки распространенному мнению -ограничением, вообще говоря, не является: глаженые полотенца и тряпочки можно погладить еще и еще раз, равно как и постирать чистый носовой платок; протереть пыль или пол повторно совсем не возбраняется.

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Дакриоцистит у ребенка. Неприятно, но излечимо! Дакриоцистит у ребенка. Неприятно, но излечимо!

ДАКРИОЦИСТИТ или воспаление слезного мешка. Такой диагноз офтальмологи ставят все чаще и чаще малышам первого года жизни. Наиболее распространенная причина – перекрытие зародышевой пленкой слезно-носового канала.

В дорогу с детьми В дорогу с детьми

Взрослые и дети к поездкам относятся по-разному. Для взрослого это способ переместиться из пункта „А" в пункт „Б". Для ребенка — настоящее приключение.