Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ И РОДНАЯ КУЛЬТУРА

Критики Монтессори порой обвиняют ее в забвении национальной культуры. По их мнению, в Монтессори-детском саду и Монтессори-школе ребенок не приобщается к богатствам родной культуры, а, следовательно, отрывается от своих корней, что наносит непоправимый ущерб становлению его личности и препятствует возникновению любви к Родине. На чем же основана подобная точка зрения и как обстоит дело в действительности ?

Несмотря на громадный вклад Марии Монтессори в теорию и практику педагогики, она никогда не ограничивалась исключительно вопросами воспитания и образования. Ее мысль обращалась к глобальным проблемам мироздания, и, в частности, к вопросу о месте человека в мире, о его роли и ответственности за сохранение жизни на планете. Уже в середине 20-х годов она писала: “В воспитании, однако, наука занимает нас сегодня менее, чем интерес к человечеству и культуре, для которого существует только одна родина: весь мир. И каждый, кто внес свой вклад в такое значимое дело, даже если ему при этом и не сопутствовал успех, заслуживает уважение цивилизованного человечества.” [21, S. 6]

В основе концепции Марии Монтессори лежит идея всеобщности, взаимосвязи и взаимовлияния всего существующего в мире и подчиненности его единому “космическому плану”. “Она (Космическая теория – М.С.) признает во всем творении единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. … Жизнь развивается в соответствии с Космическим планом, и СМЫСЛ ЖИЗНИ – не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, но ОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (выделено нами -М.С.) и достичь в ней определенной цели.”[23, S. 19-20] Каждое существо на Земле выполняет свою “космическую задачу” и бессознательно способствует поддержанию баланса между живыми организмами и неживой природой. “Космическая задача” человека – преобразование и улучшение окружающей среды.

По мысли Монтессори, поскольку люди обладают свободой воли и играют в природе преобразующую роль, им следует осознать свою взаимосвязь со всем существующим, и в первую очередь -друг с другом, и понять свою колоссальную ответственность за жизнь на Земле. Люди должны объединиться и создать гармоничное общество – человечество, так чтобы каждая личность гордилась своей принадлежностью к нему. “Из особых опасностей наших дней возникло понимание необходимости того, что люди с их сознательной волей и их интуицией должны найти приспособление к современным условиям и таким образом создать единое, универсальное, гармоничное общество” – считает Монтессори [23, S. 24] В другом сочинении она выражается еще более определенно: “Все человечество – одно, и только одно: одна раса, один класс и одно общество.” [28]

Каким же образом педагогика может помочь процессу объединения людей ? Посредством того, что Монтессори называла КОСМИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ, то есть формированием у ребенка “вселенского сознания” или единой картины мира, все части   которого   тесно   взаимосвязаны.   Иными   словами,   при ознакомлении детей с окружающим миром она выбирает путь “от общего к частному” и стремится помочь им понять взаимосвязь между отдельными науками: “Астрономия, география, геология, биология, физика, химия есть лишь детали единого целого” [23, S. 27] Такое “вселенское сознание” по мысли Монтессори, целесообразно пробуждать в ребенке, начиная с шестилетнего возраста, так как именно период с б до 12 лет она считала наиболее подходящим для восприятия подобной идеи.

Значит ли это, что Монтессори пренебрегала богатством и разнообразием национальных культур ? Конечно, нет, и это нисколько не противоречит ее мировоззрению. Объединение людей и поиск взаимопонимания между ними не означает для нее полного нивелирования, стирания всех национальных различий или же привнесения чуждой культуры, а напротив, толерантность и бережное отношение к культуре любой страны.

Приобщение ребенка к родной культуре Монтессори считает очень важным этапом в процессе становления его личности: “Мы даем ребенку КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ ЕГО РАСЫ (выделено нами – М.С.), которое становится для него основой для выработки своей собственной культуры” [14, S. 41] Интернационализм при уважении национальных и социокультурных особенностей стали одной из причин, по которой метод Монтессори получил такое широкое распространение во всем мире.

С любовью отзывалась Монтессори о национальной культуре родной ей Италии: “Каждый уголок Италии таит какое-нибудь сокровище местного искусства; нет местечка, где бы в старые времена не существовало каких-нибудь удобных и изящных вещей, воплощающих в себе практичность и художественное чутье. … Мне кажется чудесным план … заняться обследованием старинного деревенского искусства и воспроизвести в мебели для “Дома ребенка” форму и окраску столов, стульев, шкафов, посуды, рисунок тканей и вообще декоративные мотивы, встречающиеся в старинных усадьбах.”]!, С.88]

В настоящее время, однако, в Монтессори-садах используется современная детская мебель.

Вернемся теперь к упражнениям в практической жизни: именно через них, а также в ходе повседневной жизни в детском саду (если иметь в виду время его пребывания в дошкольном учреждении!) ребенок в первую очередь воспринимает обычаи и традиции той страны, где он живет.

Когда дети приходят в детский сад, они приветствуют педагога и других детей так, как это принято в данной стране. Знакомству с формами вежливого поведения и основами этикета посвящена целая группа упражнений, причем дети учатся вести себя именно так, как считается приличным в обществе.

Например, правила поведения за столом, способы сервировки стола и принятия пищи могут отличаться в разных странах. Так, в России пище помогают попасть на вилку посредством кусочка хлеба; в Западной Европе едят с ножом и вилкой, в том числе птицу и рыбу, а в Японии и Китае – при помощи палочек.

В Монтессори-детском саду во время “бесед в кругу” дети учат стихи и песенки, пословицы и потешки, слушают рассказы детских писателей. Они, конечно же, празднуют праздники. Это могут быть как общегосударственные праздники – например, Новый год и Рождество, отмечаемые во всех странах, или День Победы в России – а также традиционные народные праздники, такие как День Святого Валентина в Англии, Хэллоуин в Америке, Масленица в России.

Нас очень порадовало бережное отношение к национальным традициям в Монтессори-детских садах Германии. Так например, за месяц до Рождества дети начинали готовиться к этому празднику. Каждый день вместе с педагогом они садились в кружок, зажигали свечку в венке из еловых веток и слушали библейские предания о рождении Христа; обсуждали, как зимуют животные и птицы, откуда берется снег и почему зимой холодно; им читали сказки о Деде Морозе и рождественских чудесах (дети знали, что это – сказки!); они вспоминали рождественские и новогодние стихи, детские игры, песенки и загадки про елку и Деда Мороза.

Еще до начала Рождества дети вместе с педагогом склеили из цветной бумаги и ваты зимнюю деревню, в которой стояли маленькие домики со снимающейся крышей. Там лежали подарки-сюрпризы для детей – машинка, красивый фломастер, яркий брелок и т.д. В конце беседы в кругу, которая продолжалась обычно около 20 минут, свечку гасили, и один из детей получал подарок. Так, по очереди, все дети могли порадоваться маленькому рождественскому сюрпризу. Перед самым Рождеством дети разыграли перед родителями сценку о появлении на свет маленького Христа, а потом вместе с ними пили лимонад, ели пироги и фрукты, участвовали в веселых аттракционах, разгадывали загадки, пели – словом, праздновали.

Запомнились еще многие праздники, такие веселые и красочные, например шествие с разноцветными фонариками. В этот день дети с педагогами и родителями носили фонарики из цветной бумаги и пели песенки, часть из которых была сочинена еще в XIX веке. Так, в одной песенке поется о святом Мартине, который скакал на резвом коне сквозь снег и ветер, и вдруг увидел бедняка, умирающего от мороза. Тогда Мартин мечом разрубил свое теплое пальто пополам, отдал половину бедняку и, не дожидаясь благодарности, умчался прочь.

Приобщение к родной культуре происходит ежедневно во время пребывания ребенка в Монтессори-детском саду. Педагог создает подготовленную среду, применяя характерные для данной страны мебель и посуду, украшения и растения. Так, в российских Монтессори-садах очень мило смотрится со вкусом подобранный эстамп, каргопольская игрушка, столик с хохломской росписью в уголке для чтения или же репродукции картин русских художников (не обязательно “передвижников”!). Разумеется, украшений не должно быть слишком много, поэтому педагогу следует выбирать их особенно тщательно.

Однако наряду с национальной культурой дети в Монтессори-детских садах учатся уважать и культуру других народов. Так, например, в англо-немецком Монтессори-детском саду, где около половины детей родились в Германии, а другая половина – из Америки и Англии, наряду с праздниками, принятыми в Германии, отмечали также Хэллоуин. В празднике участвовали и дети, и педагоги, и родители. Был устроен красочный карнавал, воспитательница играла тыкву – хозяйку праздника. После карнавала дети ели тыквенную кашу, фрукты, пили соки и лимонад.

Приведенный пример достаточно характерен. Уже с самого раннего возраста детей стараются ознакомить с обычаями народов разных стран, особенно если в группе есть дети из этих стран. Например, родители-японцы обязательно организуют вечер знакомства с Японией. Они приготовят японские кушанья и покажут дети, как пользоваться палочками для еды. Если в группу приходит гость из России, его обязательно попросят поздороваться по-русски, спеть русскую песню, рассказать о России и ответить на вопросы детей.
И последнее, что хотелось бы отметить, обсуждая вопрос о Монтессори-педагогике и родной культуре. Наивно было бы думать, что Монтессори-детские сады всех стран похожи друг на друга, как две капли воды. Даже в одной стране вы не найдете двух одинаковых Монтессори-детских садов: каждый из них отражает индивидуальность, вкусы, пристрастия и профессиональные умения педагогов, в них работающих.

Еще более отличаются сады разных стран из-за звучания речи, особенностей этикета и даже из-за одежд и украшений детей. Традиционную индийскую одежду не спутать с европейской, а бантики российских девочек запоминаются так же хорошо, как и точечка во лбу у девочек из Индии.

Конечно, наряду со стремлением сохранить национальные языки и культуру в современном обществе происходит объективный процесс взаимопроникновения и взаимовлияния разных культур, и оба этих процесса находят свое отражение в Монтессори-детском саду.

Мы полагаем, что все это вполне естественно и лишний раз свидетельствует о включенности Монтессори-педагогики в многообразную жизнь современного общества.

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Прививки: все за и против Прививки: все за и против

Из всех живых существ на Земле особенно беспомощен человеческий детеныш. Едва появившись на свет, он попадает в зависимость от окружающего мира... Во все времена женщина молилась о здоровье своего ребенка.

Секреты выживания молодых мам Секреты выживания молодых мам

Счастливая мама возвращается домой со своим малышом. Тут-то и выясняется, что впереди ее ждет бесконечная череда кормлений, гуляний, купаний, стирок, готовок.