Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИКА. ОБШИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

ПЕРЕНОСКА ПРЕДМЕТОВ.
МАТЕРИАЛ: стол, некоторый предмет, например, пустая коробочка или ящичек.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится носить предмет. Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель говорит ребенку: “Я покажу тебе, как носят коробочку. Я перенесу эту коробочку на стол.” ПРИМЕЧАНИЕ: учитель кратко и ясно говорит, ЧТО он сделает, но не КАК он будет это делать.
2. Учитель берет коробочку двумя руками и осторожно несет ее к столу. Ребенок идет рядом. Коробочка должна быть ему хорошо видна.
3. Учитель бесшумно ставит коробочку на стол и говорит ребенку: “Теперь я отнесу коробочку обратно на место” Он так же осторожно относит коробочку и ставит ее на полку, где она стояла раньше.
4. Учитель говорит ребенку: “А теперь попробуй ты Г Ребенок повторяет действия учителя.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: нести предмет ровно, держа его обеими руками и не наталкиваясь на мебель и другие предметы; бесшумно поставить предмет.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: падение предмета; ребенок наталкивается на другие предметы в помещении; шум при опускании предмета на стол или полку.
УПРАЖНЕНИЯ: 1. Переноска предметов разной формы, размера, веса, предметов из разных материалов: пустой поднос, поднос с небьющимся ящичком, поднос с несколькими баночками, поднос с круглым катающимся предметом, ваза с цветами, тазик с водой, стакан с водой, т.д.
2. Переноска предметов с ручками: ведро с водой, кувшин с водой, кружка, кастрюля, сковорода, и т.д.
3. Переноска нескольких предметов одновременно.
4. Переноска острых предметов: ножниц, ножа, вилки.
5. Переноска тяжелых, больших предметов или мебели вдвоем, втроем, способствуя тем самым социальному развитию детей.
ПРИМЕЧАНИЕ: переноску различных предметов часто используют также в упражнениях, проводимых при “Ходьбе по линии” (см. 4-ую группу материалов для упражнений в практической жизни).
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия всех предметов, которые переносят дети, а также названия действий, например: “носить”, “ставить”, “принести”, “отнести обратно”, и т.д.
ВОЗРАСТ: с 2 – 2,5 лет.
ПЕРЕНОСКА СТУЛА.
МАТЕРИАЛ: стул.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится носить стул. Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: 1. Стул стоит отдельно от других предметов. Учитель говорит ребенку: “Я покажу тебе, как правильно носить стул”
2. Учитель подходит к стулу так, чтобы его спинка находилась справа, а сидение – прямо перед учителем. Правой рукой он берется за спинку стула, а левой – за край сидения.
3. Учитель медленно наклоняет стул вправо, так чтобы он касался земли только двумя ножками. ПРИМЕЧАНИЕ: стул удобно наклонить вправо и поставить на ножки, находящиеся под спинкой, т.к. его центр тяжести смещен к спинке. Можно также наклонить стул “к себе”, как это часто делают маленькие дети, для которых стул -не очень легкая ноша.
4. Учитель наклоняет стул “к себе”, так чтобы он оказался на одной ножке, медленно поднимает стул и аккуратно, не наталкиваясь на мебель, несет его по комнате.
5. Он бесшумно ставит стул сначала на ближайшую к нему ножку справа, а потом на вторую ножку под спинкой стула. Стул должен занять положение, как в п. 3.
6. Он медленно опускает стул на оставшиеся две ножки и предлагает ребенку повторить упражнение.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: наклонить стул так, чтобы он встал сначала на две, а затем на одну ножку; опустить стул сначала на одну ножку; пройти со стулом по комнате, не наталкиваясь при этом на мебель.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: шум; ребенок наталкивается на мебель или других детей.
УПРАЖНЕНИЯ: 1. Переноска стульев различной формы, размера, веса.
2. Другие способы переноски стула, например, приподнимая его за спинку.
3. ПЕРЕНОСКА СТОЛА.
ПРИМЕЧАНИЕ: это упражнение очень важно, т.к. в Монтессори-группе во время занятий столы не обязательно занимают строго определенное место. Дети могут их передвинуть, например, для того чтобы их вымыть (см. “Мытье стола”), переставить на них комнатные цветы или просто для того, чтобы сесть рядом со своими друзьями во время работы. По окончании занятий первоначальный порядок в помещении восстанавливается.
а. Переноска стола в одиночку.
Учитель берется за крышку стола справа и слева обеими руками и наклоняет стол “к себе”, так чтобы он встал на две ближайшие к учителю ножки. Он приподнимает стол и переносит его в другое место, обходя мебель и детей. Ножки стола опущены вниз.
Учитель осторожно ставит стол сначала на одну из ближайших к себе ножек, затем на другую, и, наконец, медленно опускает его на две оставшиеся ножки. Ребенок повторяет действия учителя.
б. Переноска стола вдвоем.
Учитель просит ребенка помочь ему перенести стол. Учитель берется справа и слева обеими руками за крышку стола с одного конца, ребенок – с другого. Стол наклоняют в одну сторону (например, налево по отношению к учителю, и следовательно, направо по отношению к ребенку), так чтобы он встал на две боковые ножки. Учитель поднимает свой край стола (стол касается пола одной ножкой), ребенок – свой край стола. Они осторожно переносят его в другое место.
Учитель бесшумно ставит на пол одну ножку стола, ребенок опускает ножку стола с той же стороны, так чтобы стол касался пола двумя боковыми ножками. Затем учитель и ребенок одновременно опускают две оставшиеся ножки стола. Учитель благодарит ребенка за помощь. По окончании занятия стол относят на место.
4. КАК САДЯТСЯ ЗА СТОЛ. Стул задвинут под стол. Учитель говорит ребенку: “Я покажу тебе, как садятся за стол” Учитель подходит к спинке стула. Обеими руками он берется за спинку так, чтобы большие пальцы рук находились со стороны сиденья, а оставшиеся четыре пальца рук были прижаты к задней стороне спинки.
Правую ногу учитель ставит под стул. Он приподнимает задние ножки стула, так чтобы передние ножки касались земли. Стул оказывается слегка наклоненным вперед. Учитель приподнимает стул и аккуратно отодвигает его назад, так чтобы он оказался на некотором расстоянии от стола. Он бесшумно ставит стул сначала на обе передние, затем – на обе задние ножки.
Он аккуратно садится на стул, заходя при этом с края, а не с середины стола. Обеими руками учитель аккуратно приподнимает стул и бесшумно подвигает его к столу, так чтобы удобно было сидеть.
Учитель: “А теперь я покажу тебе, как встают из-за стола” Он встает из-за стола, выполняя все действия в обратном порядке. Затем он предлагает ребенку повторить упражнение. Ребенок может также выполнять упражнение одновременно с учителем, если за столом могут сидеть два человека.
ПРИМЕЧАНИЕ: умение бесшумно садиться и вставать из-за стола – одно из важных умений, необходимых каждому человеку в повседневной жизни. Именно поэтому на данное упражнение следует обратить особое внимание.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия всех предметов, которые мы переносим, а также действий, например: “принести”, “перенести”, “приподнять”, “отодвинуть”, “задвинуть”, и т.д.
ВОЗРАСТ: с 2 – 2,5 лет. ПЕРЕНОСКА. РАСКАТЫВАНИЕ И СКАТЫВАНИЕ КОВРИКА.
ПРИМЕЧАНИЕ: как известно, коврики бывают самые разные: фабричные и самодельные, с ворсом и без него, мягкие и на жесткой основе, и т.д., поэтому такой, казалось бы, простой вопрос о переноске коврика в действительности представляет большой интерес. Читателю предлагается его хорошо обдумать. Приведем лишь некоторые соображения.
В зависимости от качеств ковриков существуют различные способы их переноски и хранения. Так например мягкие коврики лучше хранить на полке в горизонтальном положении, а жесткие – вертикально на подставке с отделениями для каждого коврика. Кроме того, их можно скатывать лицевой стороной внутрь или наружу, применяя самые разные способы.
Жесткий коврик удобно носить, взявшись руками за его концы и прижимая его край большими пальцами, чтобы коврик не разворачивался. Маленькие дети часто носят такой коврик вертикально, охватив его в середине двумя руками. Мягкий коврик носить за концы неудобно, т.к. он складывается пополам, поэтому его можно взять за середину, так чтобы оба конца свешивались вниз. Мы приводим здесь пример обращения с жестким ковриком.
МАТЕРИАЛ: коврик размером 120 см х 70 см, скатанный в рулон лицевой стороной внутрь, подставка для ковриков.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится носить, раскатывать и скатывать коврик. Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Коврик стоит на подставке для ковриков. Учитель говорит ребенку: “Мы будем учиться правильно носить коврик. Сначала покажу я, а затем попробуешь ты. ”
2. Учитель подходит к подставке и смотрит на коврик сверху. Если он видит, что коврик скатан в направлении по часовой стрелке, то он встает правым боком к подставке (если против часовой стрелки – то левым).
3. Учитель приседает, берется правой рукой за верхний конец коврика, левой – за нижний его конец, так чтобы большие пальцы обеих рук прижимали край коврика. Он аккуратно вынимает коврик из подставки.
4. Учитель берет коврик и несет его на свободное место, продолжая прижимать большими пальцами край коврика. Он кладет коврик на пол, опускает его край и встает на него коленками.
5. Обеими руками он медленно раскатывает коврик, переползая при этом вперед.
6. Коврик лежит на полу. Учитель отползает назад на край коврика и встает с него. Он говорит ребенку; “А теперь давай попробуем обойти коврики Он вместе с ребенком обходит один раз вокруг коврика.
7. Учитель показывает, как скатывают коврик. Он садится на корточки, берется руками за ближний к себе край коврика и скатывает коврик, плотно прижимая его. При этом он либо подвигается вперед по мере скатывания, либо постепенно подтягивает коврик к себе.
8. Когда коврик скатан, учитель относит его на подставку и приглашает ребенка повторить упражнение.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: правильно подойти к коврику; не наступить на коврик при обходе; заметить, что коврик имеет лицо и изнанку.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: коврик разворачивается, когда его несут; коврик скатан криво; скатанный коврик не умещается на подставку.
УПРАЖНЕНИЯ: 1. Переноска, раскатывание и скатывание ковров, имеющих другие свойства и размеры.
2. Скатывание коврика лицевой стороной наверх. Можно либо перевернуть коврик, либо скатывать его, взявшись обеими руками за край коврика и подгибая его вниз. При этом кисти рук совершают вращательное движение.
3. Переноска, раскатывание и скатывание ковра вдвоем.

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: ковер, лицо, изнанка, подставка, раскатать, скатать.

ВОЗРАСТ: с 2,5 лет.
ОТКРЫВАНИЕ И ЗАКРЫВАНИЕ ДВЕРИ.
МАТЕРИАЛ: дверь, ручка двери, замок с язычком.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится открывать и закрывать дверь, знакомится с работой замка. Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель говорит ребенку: “Я покажу тебе, как открывают и закрывают дверь .
2. Учитель становится у двери правым боком. Он кладет правую руку ладонью на ручку двери и плотно охватывают ручку.
3. Учитель нажимает на ручку, затем тянет на себя дверь. Дверь открывается, учитель отпускает ручку, не убирая с нее руку.
4. Учитель нажимает и отпускает ручку двери еще два-три раза, показывая ребенку пальцем левой руки язычок замка. Он говорит: “Смотри, это язычок замка”
5. Учитель и ребенок выходят из комнаты. Учитель встает левым боком к двери, кладет левую руку ладонью на ручку, плотно охватив ее. Он надавливает на ручку, затем медленно тянет к себе дверь, пока она не будет до конца закрыта.
6. Учитель осторожно отпускает ручку. Слышен легкий щелчок замка. Ребенок пробует сам открыть и закрыть дверь.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: знакомство с замком, язычок замка, щелчок замка.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: дверь громко хлопает или открывается.

УПРАЖНЕНИЯ: 1. Открывать и закрывать двери с различными замками, а также двустворчатые двери. 2. Учиться пользоваться ключом.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: дверь, замок, язычок замка, ручка, хлопок, щелчок, открыть, закрыть, войти, выйти. ВОЗРАСТ: с 2,5 – 3 лет.
СКЛАДЫВАНИЕ САЛФЕТОК.
МАТЕРИАЛ: корзинка с широким плоским дном и невысокими краями или поднос, пять квадратных матерчатых салфеток или носовых платков. На каждой из салфеток нитками контрастного цвета прошиты линии: на первой салфетке – одна линия по диагонали; на второй – одна горизонтальная линия, делящая салфетку пополам; на третьей – две линии по обеим диагоналям; на четвертой – горизонтальная и вертикальная линии, делящие салфетку на 4 равные части; центр пятой салфетки отмечен звездочкой.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится разными способами складывать салфетки. Косвенная: контроль и координация движений, запоминание последовательности действий, развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Салфетки лежат в корзинке одна на другой в порядке 1-2-3-4-5, причем 1-ая салфетка находится сверху, 5-ая -снизу. Салфетки развернуты, линии расположены так, как показано на рисунке.
2. Учитель берет 1-ую салфетку и кладет ее перед собой. Указательным пальцем правой руки он медленно ведет снизу вверх вдоль линии, не касаясь салфетки. Пальцами левой руки он придерживает левый нижний угол салфетки.
3. Учитель кладет левую руку ладонью на верхнюю половину салфетки над линией. Большим и указательным пальцами правой руки он берется за правый нижний угол салфетки и медленно совмещает его с левым верхним углом, как бы “заворачивая” левую руку в салфетку.
4. Учитель осторожно вынимает левую руку из салфетки, разглаживает получившийся треугольник обеими руками и поворачивает его по часовой стрелке, чтобы отмеченная нитками линия сгиба легла горизонтально. Указательным пальцем правой руки учитель проводит слева направо вдоль линии сгиба, еще раз обращая на нее внимание ребенка. Получившийся большой треугольник сдвигают на край стола.
5. Учитель берет 2-ую салфетку. Указательным пальцем правой руки он проводит вдоль линии слева направо, левой рукой придерживая салфетку.
6. Большим и указательным пальцами обеих рук учитель берется за нижние углы салфетки. Он медленно приподнимает нижнюю половинку салфетки и кладет ее на верхнюю половинку, так чтобы углы совместились. Получается прямоугольник.
7. Учитель кладет ладони на середину салфетки и разглаживает ее, ведя руки от середины к краям. Затем он проводит указательным пальцем правой руки вдоль линии сгиба, обращая на нее внимание ребенка. Полученный большой прямоугольник сдвигают и помещают под треугольником.
8. Учитель берет 3-ю салфетку, повторяет действия 2-4, еще раз поворачивает сложенную треугольником  салфетку  по  часовой стрелке, так что короткая линия идет снизу слева вверх направо. Он еще раз повторяет действия 2 – 4 и кладет получившийся малый треугольник сверху на большой для визуального сравнения.
9. Учитель берет 4-ую салфетку, повторяет действия 5-7, поворачивает прямоугольник по часовой стрелке, так чтобы короткая линия приняла горизонтальное положение, и снова повторяет действия 5-7. Получившийся квадрат он кладет на прямоугольник для сравнения.
10. Учитель берет 5-ую салфетку, показывает ее центр, поворачивает ее по часовой стрелке на 45 градусов. Он ставит указательный палец левой руки в центр салфетки, а правой рукой совмещает нижний конец салфетки с ее центром. Затем он поворачивает салфетку по часовой стрелке на 90 градусов и повторяет описанные выше действия. Так продолжают, пока не получится квадрат. Его полезно сравнить с квадратом из пункта 9 и установить, какой из квадратов больше.
11. Учитель разворачивает поочередно все салфетки и складывает их обратно в корзинку в первоначальном порядке. Он предлагает ребенку самому попробовать сложить салфетки. ПРИМЕЧАНИЕ: как видно из приведенного описания, действия при складывании 3-ей салфетки являются двукратным повторением действий, производимых при складывании 1-ой салфетки. То же самое справедливо для 2-ой и 4-ой салфеток, поэтому салфетки можно также поместить в корзинку в следующем порядке: 1-3-2-4-5, причем 1-ая салфетка находится сверху, 5-ая – снизу.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: уголки салфеток не совпадают; отмеченные линии не совпадают с линией сгиба.
УПРАЖНЕНИЯ: 1. Складывание квадратных салфеток без специально отмеченных линий.
2. Складывание салфеток прямоугольной формы разными способами, например:
а. Салфетка лежит “вертикально”, т.е. ее короткая сторона расположена горизонтально, а длинная – вертикально. Салфетку складывают вдвое, совмещая нижнюю половинку с верхней, а затем -еще раз вдвое.
6. Салфетка снова лежит “вертикально”. Ее складывают втрое, загибая сначала нижний край на 2/3 салфетки, затем – еще на 1/3.
3. Складывание тряпок для протирания пыли или высушивания капель воды, например:
а. Квадратная тряпка. Тряпку располагают так, чтобы один из ее углов находился внизу, а противоположный ему угол – вверху. Правую руку кладут на тряпку тыльной стороной вниз, так чтобы пальцы оказались примерно в центре тряпки. Двумя пальцами левой руки загибают верхнюю половинку тряпки и накрывают ею ладонь правой руки. Большой палец правой руки остается сверху и придерживает ткань.
Далее левой рукой загибают сначала левый, а затем и правый конец тряпки по направлению к большому пальцу правой руки, которым и придерживают ткань. По окончании действия пальцы правой руки оказываются как бы “упакованными” в тряпку. Теперь можно вытирать пыль, сушить тазики или стол, и т.д., т.к. под правой ладонью находится толстый слой материи.
б. Прямоугольная тряпка. Тряпку снова располагают “вертикально”. Правую руку кладут на нее тыльной стороной вниз, так что пальцы оказываются примерно в середине тряпки, и накрывают ее верхней половинкой тряпки. Ткань прижимают большим пальцем правой руки. Свободную ткань слева и справа загибают по направлению к ладони, так что она оказывается покрытой пятью слоями ткани. Большой палец по-прежнему придерживает ткань. По окончании действия пальцы руки оказываются как бы в “конверте”.
4. Складывание больших салфеток или скатертей, подстилок из клеенки, бумаги, и т.д. В основе его – многократное повторение действий складывания вдвое, втрое или вчетверо, уже известных ребенку.
5. Складывание фартуков, одежды и других изделий более сложной формы, чем квадрат или прямоугольник.
6. Заворачивание в бумагу мусора, оставшегося после работы с какими-либо другими материалами: после чистки ботинок, составления букетов, аппликации, и т.д.
7. Упаковка подарка в красивую оберточную бумагу разными способами.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: салфетка, тряпка, платок, тряпка для пола, подстилка, складывать, сворачивать, и т.д.

ВОЗРАСТ: с 3 лет.
ПЕРЕСЫПАНИЕ ЛОЖКОЙ.
МАТЕРИАЛ: две круглые пиалы на подносе, левая из них наполнена кукурузными зернами, горохом или рисом; между пиалами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится пересыпать зерна ложкой. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: 1. Учитель говорит ребенку; “Я покажу тебе, как пересыпают зерна ложкой. Ты можешь взять этот поднос.” Он указывает нужный поднос, стоящий на полке и говорит: “Поднос носят так.”
2. Ребенок самостоятельно берет поднос и ставит его на стол посередине. Учитель показывает рукой, куда именно нужно поставить поднос. Учитель садится справа, ребенок – слева.
3. Учитель говорит: “Сначала покажу я, а затем попробуешь ты.” Он берет ложечку левой рукой посередине и ясно показывает ребенку, как держат ложку среднем, указательным и большим пальцами правой руки за ручку. В первый раз следует отдельно показать положение каждого пальца.
4. Большим и указательным пальцами левой руки учитель охватывает левую от него пиалу вдоль ее края, поддерживая ее таким образом.
5. Учитель погружает ложку в зерна, зачерпывает их и некоторое время держит ложку горизонтально над пиалой и ждет, пока лишние зерна упадут в пиалу. Ложка при этом не должна быть переполнена.
6. Учитель ведет руку с ложкой направо до тех пор, пока ложка не окажется над правой пиалой, делает короткую паузу и переворачивает ложку, так что зерна высыпаются из нее в пустую пиалу. При этом он поворачивает кисть руки.
Ребенку слышен шум падающих зерен.
7. Предыдущие действия повторяются до тех пор, пока левая пиала не опустеет. Если в левой пиале осталось мало зерен, то ее можно слегка наклонить направо для удобства зачерпывания зерен.
8. Когда левая пиала опустеет, учитель откладывает ложку в сторону и осуществляет контроль ошибок.

Он ставит сначала левую, затем правую пиалу позади подноса и внимательно осматривает поднос: нет ли там просыпанных зерен ? Он говорит ребенку: “Смотри: ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый.”

9. Учитель ставит пустую пиалу справа, наполненную – слева, кладет ложку на поднос посередине (точно так же, как и в начале презентации) и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
Если ребенок при работе просыпает зерна на поднос, то корректура ошибок производится следующим образом: каждое зернышко берут большим и указательным пальцами правой руки (как пинцетом) и кладут обратно в наполненную пиалу.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: шум при пересыпании зерен; не просыпать зерна на поднос; вращение запястья правой руки.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: зерна просыпаны на поднос; в левой пиале остались зерна.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. Пересыпание зерен ложкой из большого сосуда в несколько маленьких одинаковых сосудов.
2. Пересыпание ложками различных форм и размеров.
3. Пересыпание различных зерен (различных видов круп).
4. Раскладывание салатов и т.д.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: ложка, пиала, поднос, названия зерен, пересыпать, наклонять. ВОЗРАСТ: с 2,5 лет.
ПЕРЕСЫПАНИЕ ЗЕРЕН ИЗ КУВШИНА В КУВШИН.
МАТЕРИАЛ: на подносе стоят два небольших кувшина одинаковой формы (типа молочника); поднос и кувшины имеют одинаковую расцветку. Ручки кувшинов должны быть не очень тонкими и достаточно крепкими, чтобы за них было удобно держаться. Ручка правого кувшина повернута направо, а левого – налево. Зерна кукурузы, риса, гороха.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится пересыпать зерна из кувшина в кувшин. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к переливанию воды.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель спрашивает ребенка: “Ты хочешь по-пробовать пересыпать зерна из кувшина в кувшин ? Тогда ты можешь взять этот поднос и отнести его на стол” Он показывает, как берут поднос.
2. Ребенок относит поднос на стол. Учитель садится справа от него.
3. Учитель говорит: “Я покажу тебе, как пересыпают зерна, а потом попробуешь ты”
4. Учитель берется за ручку правого кувшина средним, указательным и большим пальцами правой руки. В первый раз следует показать положение каждого пальца отдельно. Указательным и средним пальцем левой руки учитель поддерживает кувшин спереди.
ПРИМЕЧАНИЕ: если в Вашем наборе ручка кувшина несколько велика для детских пальцев, то за нее можно держаться и другими способами. Прежде чем давать материал ребенку, обдумайте, какой из вариантов держания за ручку будет удобным для ребенка.
5. Учитель приподнимает правый кувшин, медленно наклоняет его и пересыпает зерна в левый кувшин. При этом слышен шум падающих зерен. Учитель очень внимательно смотрит на пересыпаемые зерна. Запястье правой руки при этом вращается.
6. Когда правый кувшин опустеет, учитель обращает на это внимание ребенка, затем ставит его обратно на поднос.
7. Учитель проводит контроль ошибок. Он берет левый кувшин обеими руками и ставит его позади подноса так, чтобы ручка была направлена к учителю. Точно так же он поступает с правым кувшином.
8. Учитель внимательно осматривает поднос, проверяя, нет ли там просыпанных зерен ? Он говорит ребенку: “Ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый”
9. Учитель берет полный кувшин и ставит его на поднос справа так, чтобы ручка кувшина была направлена вправо. Пустой кувшин ставится слева так, чтобы его ручка была направлена влево. Кувшины при этом поворачивают только в воздухе I
10. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение. Если зерна просыпались на поднос, то каждое зерно берут большим и указательным пальцами правой руки и кладут в наполненный кувшин.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: шум падающих зерен.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: просыпанные на поднос зерна, в одном из кувшинов остались зерна.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. Пересыпание зерен из одного кувшина в несколько одинаковых небольших сосудов.
2. Пересыпание зерен из кувшина в кувшин обеими руками попеременно.
3. Пересыпание зерен из сосуда сложной формы (например, с сильно изогнутыми стенками, с узким горлышком и т.п.).
4. Пересыпание зерен через воронки различного размера. РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: кувшин, названия различных зерен, воронка, “пересыпать”.
ВОЗРАСТ: с 2,5 – 3 лет.
ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ.
МАТЕРИАЛ: поднос, два одинаковых кувшинчика с ручкой: ручка правого кувшина направлена вправо, левого – влево; в правый кувшинчик налита вода; маленькая тряпочка или губка, легко впитывающая воду, которая лежит на подносе между двумя кувшинами. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится переливать воду из кувшина в кувшин. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: 1. Учитель говорит ребенку; “Я покажу тебе, как переливают воду. Ты можешь взять этот поднос и поставить его на стол.” Он показывает, как держат поднос.
2. Ребенок приносит поднос и ставит его на стол. Учитель садится справа, ребенок – слева. Учитель: “Сначала покажу я, а затем попробуешь ты.”
3. Учитель убирает тряпочку (губку) с подноса на стол. Средним, указательным и большим пальцами правой руки он берется за ручку правого кувшина; указательным и средним пальцем левой руки он придерживает кувшин спереди.
ПРИМЕЧАНИЕ: если в вашем наборе ручка кувшина несколько велика для детских пальцев, то за нее можно держаться и другими способами.
Прежде чем давать материал ребенку, обдумайте, какой из вариантов держания за ручку будет удобным для ребенка.
4. Учитель приподнимает кувшин, медленно наклоняет его и медленно переливает воду в левый кувшин.
5. Когда вся вода перелита, учитель берет тряпочку (губку) левой рукой и ловит ею последнюю каплю. Он показывает ребенку мокрое пятнышко на тряпочке (губке).
ПРИМЕЧАНИЕ: учитель может также дождаться, пока последняя капля сама упадет в наполненный кувшин.
6. Учитель показывает ребенку пустой кувшин и говорит: “Кувшин пустой.” Он ставит пустой кувшин обратно на поднос.
7. Далее следует КОНТРОЛЬ ОШИБОК. Учитель берет полный кувшин и ставит его позади подноса так, чтобы ручка была направлена к учителю.
Затем он берет пустой кувшин и ставит его также позади подноса так, что ручка направлена к учителю. Если это необходимо, перед тем, как поставить кувшин на стол, учитель просушивает тряпочкой (губкой) его дно.
8. Учитель внимательно осматривает поднос и убеждается в том, что он сухой.
Он говорит ребенку: “Смотри: поднос сухой” Если же на подносе имеются капли воды, учитель промокает их тряпочкой.
9. Учитель берет полный кувшин и ставит его на поднос справа так, что ручка его направлена вправо.
Пустой кувшин он ставит на поднос слева так, что ручка его направлена влево. Вращение кувшина производится в воздухе, а не на подносе или столе.
Тряпочку (губку) учитель кладет на поднос между кувшинами и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
ПРИМЕЧАНИЕ: поначалу ребенок часто проливает слишком много воды. В этом случае тряпочка (губка) быстро оказывается мокрой. Ее не выжимают в кувшины! В подобных случаях лучше принести большую тряпку или губку и миску, в которую можно выжать воду, или же, если поднос достаточно глубокий, вылить воду из подноса в раковину умывальника, а затем просушить поднос большой тряпкой.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: звук льющейся воды, последняя капля на тряпочке или губке, осушение капель на подносе.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: вода на подносе, перевернутый кувшин.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. Переливание воды при помощи сосудов разной формы и размеров.
2. Разливание воды из большого сосуда в несколько маленьких.
3. Наливание воды через воронки различного размера в сосуды различного размера и формы.
4. Переливание воды при помощи шприца.
5. Поливание цветов.
6. Наливание и переливание других жидкостей, в том числе пенящихся (например, минеральную воду, лимонад), из разных сосудов.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: кувшин, чайник, бутылка, сосуд, воронка, чашка, шприц, лить, наливать, переливать и т.п. слова, включая названия жидкостей и сосудов.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Снохождение (сомнамбулизм) Снохождение (сомнамбулизм)

Явление, которое родители порой наблюдают у своего ребенка, называется сомнамбулизмом - снохождением.

Развитие новорожденного в первые месяцы жизни Развитие новорожденного в первые месяцы жизни

К сожалению, это, пожалуй, самые тяжелые дни из всей его дальнейшей жизни.