Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

II ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, УХОД ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.

ВЫТИРАНИЕ ПЫЛИ.
МАТЕРИАЛ: коробочка с махровой тряпкой для вытирания пыли, кисточкой (возможно, подставка с разными кисточками для сметания пыли), матерчатый фартук.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится вытирать и обметать пыль. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель говорит ребенку: “Ты тоже хочешь вытирать пыль ? Я покажу тебе, как это делают, потом можешь попробовать ты” Учитель берет коробочку со всеми необходимыми предметами и ставит ее на стол, с которого намерен вытирать пыль. Он надевает фартук.
2. Учитель берет сложенную вчетверо тряпку для пыли и вставляет в нее правую руку, как в варежку, и прижимает нижние слои тряпки большим пальцем. Под ладонью оказываюся 3 слоя тряпки.
3. Учитель вытирает пыль со стола. Он выполняет движения слева направо, начиная с верхнего края стола. Учитель предлагает ребенку наклониться над столом так, чтобы глаза находились на уровне крышки стола. Он обращает внимание ребенка на разницу между чистой и пыльной поверхностью стола.
4. Выполнив одно движение слева направо, учитель завершает его коротким кругообразным движением тряпки к себе, так чтобы пыль оказалась на тряпке, а не просыпалась на пол. Он показывает ребенку, что пыль осталась на тряпке.
5. Учитель вытирает весь стол. Затем он вытирает кант стола по часовой стрелке и наконец – ножки стола сверху вниз.
6. Учитель кладет пыльную тряпку в корзину для грязного белья и приносит чистую.
7. Учитель моет руки под краном и снимает фартук. Он предлагает ребенку вытереть другой стол самостоятельно.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: пыль на тряпке, сравнение чистой и пыльной поверхностей стола.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: пыль на столе, пыльные рукава одежды.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Вытирание пыли со шкафа, зеркала, Монтес-сори-материалов, с других предметов.
2. Использование кисточек для сметания пыли с предметов сложной формы, имеющей желобки и углубления. Ребенок может сам выбрать подходящую кисточку.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: пыль, кисточка, обметать, тряпка, вытирать, пыльный, чистый.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ УПРАЖНЕНИИ “ВЫТИРАНИЕ ПЫЛИ”.
“После этого мы начинаем обход классов. Удостоверяемся, все ли материалы в порядке, все ли они в чистом виде. Учительница показывает детям, как очищать уголки, где скопляется пыль, как обращаться а различными предметами, необходимыми для чистки помещения, – пыльными тряпками, щетками, метелками. Все это проделывается очень быстро, когда детям дают работать сами*/’. [2, С. 119]

ПОДМЕТАНИЕ СО СТОЛА.
МАТЕРИАЛ: матерчатый фартук, коробка или корзина, совок со щеткой, коробочка с несколькими маленькими кружочками с клейкой обратной стороной, баночка или небольшая плоская коробочка с зернами или сухими корками.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится подметать. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель: “Сейчас я покажу тебе, как подметают со стола. Ты можешь взять эту корзину и поставить ее на стол.”
2. Учитель говорит ребенку: “Сначала покажу я, а затем попробуешь ты.” Он надевает фартук, встает перед столом и ставит корзинку со всеми сложенными в нее предметами в левый верхний угол стола. Работа выполняется стоя.
3. Учитель ставит коробочку с зерном на стол перед корзиной, а коробочку с тряпкой и клейкими кружочками – перед коробочкой с зерном. Совок со щеткой остаются в корзине.
4. Учитель берет коробочку с зернами обеими руками, рассыпает часть зерен по столу, затем ставит коробочку с оставшимися зернами на место. Учитель говорит: “Это мусор; мы подметем его”
5. Учитель берет клейкий кружок и приклеивает его примерно в середину области, по которой рассыпано зерно.
6. Учитель берет щетку правой рукой и медленными движениями от границ области к середине аккуратно сметает все зерна в кучку.
7. Учитель берет левой рукой совок и медленно заметает зерна на совок. При этом он слегка сдвигает совок.
8. Учитель берет совок и щетку, высыпает зерна в ведро. При этом он аккуратно сметает зерна сначала в угол совка, а уж затем высыпает их.
9. Учитель поворачивает щетку щетиной вверх и смотрит, есть ли отдельные зерна на щетке. Если да, то он проводит несколько раз щеткой по краю совка, счищая таким образом зерна на совок, а затем высыпает их в ведро.
10. Учитель кладет совок и щетку обратно в корзину.
11. Если клейкий кружок остался на столе, учитель отклеивает его и кладет обратно в коробочку. Все предметы складывают в корзину. Учитель снимает фартук.
12. Ребенку предлагается повторить самостоятельно. По окончании работы он относит корзину обратно на полку.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: клейкий кружок, подметать так, чтобы зерна не падали на пол, зернышки на щетке.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: зерна на столе и на полу, вокруг ведра. УПРАЖНЕНИЯ: 1. Подметать пол веником. 2. Подметать пол половой щеткой.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: совок, щетка, мусор, ведро, подметать, сметать.

ВОЗРАСТ: с 3 лет.
МЫТЬЕ ПОСУЛЫ МАТЕРИАЛ: клеенчатый фартук, пластмассовый кувшин, два пластмассовых тазика – один для мытья, другой для ополаскивания посуды, жидкое средство для мытья посуды в пластмассовой бутылочке, посудная губка в пластмассовой коробочке, подставка для сушки посуды, посудное полотенце, поднос для чистой посуды, тряпочка для вытирания со стола; возможно – полотенце для рук; пластмассовое ведро; щетка на длинной ручке для чистки ведра; тряпка для пола.
Весь комплект должен быть подобран в одном цвете.
Фарфоровая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, блюдце, чашка, столовая ложка, вилка, чайная ложка, столовый нож.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится мыть посуду. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Материал расположен на столе слева направо в следующем порядке: клеенчатый фартук, посуда, тазик для мытья посуды (в нем – кувшин, повернутый ручкой вперед), бутылочка со средством для мытья посуды, перед ней – коробочка с посудной губкой, тазик для ополаскивания посуды, подставка для сушки посуды, посудное полотенце и тряпочка для вытирания со стола, поднос для чистой посуды; под столом – ведро, на краю которого висит тряпка для пола, в ведре – щетка для его чистки.
2. Учитель: “Тебе хочется научиться мыть настоящую посуду ? Тогда я покажу тебе, как это делают, а потом попробуешь ты”
3. Учитель надевает фартук и закатывает рукава. Он приносит в кувшине теплую воду и наливает ее в оба тазика. В тазик для мытья посуды он добавляет немного моющего средства.
4. Учитель берет глубокую тарелку, осторожно погружает ее в воду и медленными круговыми движениями моет ее посудной губкой сначала внутри, потом снаружи.
ПРИМЕЧАНИЕ: как известно, сначала обычно моют более чистую посуду: бокалы, чашки и т.д. Однако чашка имеет более сложную форму, чем тарелка, поэтому при первой презентации целесообразно сначала показать ребенку, как моют именно тарелки. Кроме того, вся наша посуда чистая. Грязную посуду ребенок может помыть позже в качестве упражнения.
5. Учитель отжимает посудную губку и возвращает ее обратно в коробочку. Он ополаскивает тарелку во втором тазике и ставит ее на подставку для сушки посуды.
6. Учитель берет посудное полотенце, тщательно вытирает им тарелку и ставит ее на поднос для чистки посуды.
7. Учитель возвращает вымытую тарелку на прежнее место и говорит ребенку: ” Теперь ты можешь попробовать вымыть эту тарелку сам” Ребенок повторяет упражнение. Затем он может попробовать вымыть еще несколько предметов.
8. Когда мытье посуды окончено, учитель говорит: “Посуда вымыта. Теперь нужно убрать за собой.”
Далее следует процесс уборки, который, в целом, процесс уборки, описанный в презентации упражнения “Мытье рук” и “Стирка белья”. ПРИМЕЧАНИЕ: ребенку не обязательно показывать процесс уборки: он уже должен уметь делать это самостоятельно.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: налить моющее средство из бутылочки, пена при мытье посуды, посудная губка, настоящая посуда.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: остатки моющего средства на посуде, губке, в тазиках; капли воды на столе и полу; мокрая посуда.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. Мытье грязной фарфоровой посуды.
2. Мытье стеклянной посуды.
3. Мытье кастрюль, сковородок.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: название всех столовых приборов, моющее средство, губка, мыть, вытирать, сушить. ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
МЫТЬЕ ФРУКТОВ.
МАТЕРИАЛ: клеенчатый фартук; тарелка для немытых фруктов, в ней – 4-5 яблок средней величины; пластмассовый кувшин, 2 пластмассовых тазика – один для мытья, другой для ополаскивания фруктов; круглая щеточка для мытья фруктов на блюдце; глубокая тарелка для вымытых мокрых фруктов; полотенце для вытирания фруктов; блюдо для чистых вытертых фруктов; тряпочка для вытирания со стола; возможно – полотенце для рук; пластмассовое ведро, щетка для чистки ведра, тряпка для пола.
Весь комплект должен быть одного цвета.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится мыть фрукты. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Материалы располагают на столе слева направо в следующем порядке: свернутый клеенчатый фартук, глубокая тарелка с немытыми яблоками, тазик для мытья фруктов, в нем – кувшин, повернутый ручкой к переднему краю стола, щеточка для мытья фруктов на блюдце, тазик для ополаскивания фруктов, тарелка для вымытых мокрых фруктов, полотенце для вытирания фруктов, блюдо для чистых вытертых фруктов, тряпочка для вытирания со стола, над ним – полотенце для рук. Под столом – ведро со щеткой для его чистки, на его краю – тряпка для пола.
2. Учитель: “Красивые яблоки ? Тебе хотелось бы такие съесть ? Но они грязные, их нужно сначала вымыть ! Я покажу тебе, как это делают, а затем попробуешь ты”
3. Учитель надевает фартук и закатывает рукава. Он берет кувшин, приносит в нем прохладную воду из-под крана и наливает ее в тазик. Он предлагает ребенку опустить руку в воду и говорит: “Вода прохладная”
4. Учитель берет яблоко и кладет его в таз для мытья фруктов. Обеими руками он поливает яблоко водой и трет его пальцами, предварительно смывая грязь.
5. Левой рукой учитель придерживает яблоко, а правой берет щеточку для мытья фруктов. Круговыми движениями щеточки он трет яблоко, смывая с него грязь. Левой рукой он поворачивает яблоко так, чтобы его можно было тщательно помыть со всех сторон.
6. Учитель аккуратно стряхивает капли воды со щеточки и кладет ее обратно на блюдце. Он вынимает яблоко из воды, ждет, пока с него стекут капли и кладет в тазик для ополаскивания. Он говорит: “Мы помыли яблоко, теперь ополоснем его”
7. Обеими руками учитель поливает яблоко чистой водой, ополаскивая его. Затем вынимает яблоко из воды, ждет, пока с него стекут капли и кладет его в тарелку для вымытых мокрых фруктов.
8. Учитель берет полотенце для вытирания фруктов правой рукой, а левой – яблоко; кладет яблоко на полотенце и тщательно вытирает его полотенцем при помощи обеих рук.
9. По окончании работы учитель показывает ребенку яблоко и говорит: “Яблоко чистое и сухое” Он кладет яблоко на блюдо для вымытых сухих фруктов.
10. Учитель предлагает ребенку самостоятельно вымыть и вытереть другое яблоко.
11. Работа завершается процессом уборки, который в целом повторяет тот, который был описан в презентации упражнений “Мытье рук” или “Стирка белья”.
Ребенок уже должен уметь производить уборку самостоятельно. Если он что-то забыл, учителю достаточно лишь напомнить ему это.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: смывание грязи щеточкой для мытья фруктов; чистое, блестящее яблоко.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: остатки грязи на яблоке, грязь на полотенце для вытирания фруктов, пролитая вода, капли воды на блюде для вымытых и высушенных фруктов и на самих фруктах.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. Мытье фруктов под краном.
2. Мытье фруктов и овощей другой формы: груш, огурцов, кабачков.
3. Мытье фруктов с нежной, легко счищающейся кожицей: персиков, слив, абрикосов.
4. Мытье особо загрязненных овощей: моркови, картофеля, репы, свеклы.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия фруктов и овощей, мыть, счищать грязь, ополаскивать, вытирать. ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
МЫТЬЕ СТОЛА.
МАТЕРИАЛ: свернутый клеенчатый фартук, поднос, 2 тазика, кувшин, большая губка, мыло в мыльнице, маленькая щетка в пластмассовой коробочке, две тряпочки – одна для мытья, другая для вытирания со стола, ведро, щетка для чистки ведра, тряпка для пола, большая подстилка из клеенки размером несколько превышающем размер стола.
Весь комплект должен быть подобран в одном цвете.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится мыть стол. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель говорит ребенку: “Я покажу тебе, как моют стол” Он просит ребенка принести поднос и поставить его на стол, соседний с тем, который он хочет мыть.
2. Учитель надевает фартук и закатывает рукава.
3. Учитель кладет подстилку на пол и расстилает ее. Он просит ребенка помочь ему поставить стол на подстилку.
4. Учитель ставит на подстилку слева сверху вниз: кувшин, тазик, губку, мыло в мыльнице, коробочку с маленькой щеткой. Справа он ставит тазик и кладет справа от него две свернутые вчетверо тряпочки. Справа от подстилки он расстилает половую тряпку, ставит на нее ведро, вынимает из ведра щетку и кладет ее на половую тряпку справа от ведра.
5. Учитель приносит в кувшине теплую воду из-под крана и наливает ее из кувшина в оба тазика. В кувшине должно остаться еще немного воды – около трети его объема.
6. Учитель берет губку двумя руками, погружает ее в тазик, сжимает и отпускает несколько раз в воде, чтобы губка намокла, поднимает над тазиком и сжимает (не выкручивая !), чтобы лишняя вода стекла с губки.
7. Учитель кладет губку на стол и мочит стол движениями слева направо круговыми движениями против часовой стрелки, начиная с левого верхнего (дальнего от него) края стола. Затем – один ряд за другим.
8. Учитель моет только половину стола, чтобы ребенок мог сравнить грязную и чистую поверхности. Глаза ребенка должны находиться на уровне стола, чтобы разница была хорошо видна.
9. Учитель повторяет движения, описанные в п. 6, затем берет мыло и намыливает губку. Он окунает мыло в воду и кладет обратно в мыльницу.
10. Учитель повторяет движения, описанные в п. 7. Тем самым он моет стол с мылом.
11. Учитель смывает мыло с губки, затем стирает влажной губкой мыло со стола слева направо ряд за рядом. В конце каждого ряда он делает небольшое круговое движение кистью руки на себя, так чтобы пена не падала со стола, а оставалась на губке. Учитель показывает ребенку губку с остатками пены на ней.
12. Если нужно, учитель трет щеточкой, намыленной мылом, самые грязные места на столе. Затем он снова смывает мыло со стола.
13. Учитель вытирает мокрой губкой края стола, моет губку и кладет ее на прежнее место – на подстилку под столом.
14. Учитель берет одну из тряпочек, окунает ее во второй тазик с чистой водой, складывает в виде гармошки и отжимает, выкручивая.
15. Учитель сворачивает тряпочку вчетверо, вставляет в нее 4 пальца правой руки, как в варежку, так, чтобы под ладонью оказалось три слоя, и вытирает стол слева направо круговыми движениями ряд за рядом. Учитель вытирает край стола, полоскает и сворачивает тряпочку, кладет ее на прежнее место на подстилку.
16. Учитель берет сухую тряпочку и вытирает стол досуха слева направо ряд за рядом. Он предлагает ребенку сравнить обе половинки стола.
17. Далее следует процесс уборки, который в целом повторяет то, что было описано в упражнениях “Мытье рук” и “Стирка белья”. ПРИМЕЧАНИЕ: поскольку вода после мытья стола, как правило, достаточно грязная, учителю следует самому произвести уборку и только потом предложить ребенку вымыть вторую половину стола самостоятельно.
18. Учитель предлагает ребенку вымыть вторую половину стола самостоятельно.
19. По окончании работы учитель вместе с ребенком относят стол на прежнее место.
20. Все предметы комплекта складывают обратно на поднос. Подстилку протирают половой тряпкой движениями слева направо, затем складывают и также кладут на поднос. Весь комплект уносят на прежнее место на полке.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: мыло на губке, чистка стола щеточкой, сравнение грязной и чистой половин стола.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: остатки грязи на столе и на тряпках, мыло на столе, вода на столе и на полу.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. Мытье других столов.
2. Мытье стен, дверей.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия всех предметов комплекта, мыть, чистить, вытирать. ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
МЫТЬЕ ПОЛА.
МАТЕРИАЛ: клеенчатый фартук, маленькая швабра, пластмассовый кувшин, пластмассовое ведро, щетка для чистки ведра, тряпка для пола, кусочек мела в пластмассовой коробочке.
Весь материал должен быть одного цвета.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится мыть пол. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель говорит ребенку: “Ты тоже хочешь научиться мыть пол ? Тогда я покажу тебе, как это делают, а по-том попробуешь ты.”
2. Учитель надевает фартук и закатывает рукава. Он приносит в кувшине теплую воду и наливает ее в ведро.
3. Учитель берет мел и рисует на полу замкнутую линию, ограничивающую некоторую область. Он говорит ребенку: “Я помою пол внутри этой линии.”
4. Учитель берет тряпку для пола, опускает ее в ведро, немного отжимает, наматывает на швабру и начинает мыть пол. Он моет пол внутри линии движениями швабры к себе, а также слева направо и справа налево. Внимание ребенка обращают на то, что на тряпке остается грязь.
5. Учитель полоскает тряпку в ведре. Вода становится грязной. Затем учитель продолжает мыть пол. Когда весь участок, ограниченный линией, вымыт, учитель смывает также саму линию. Он предлагает ребенку сравнить чистый и вымытый пол.
6. Учитель показывает ребенку процесс уборки. Он выливает грязную воду, наливает в ведро чистую и тщательно полоскает тряпку. Затем учитель вновь меняет воду в ведре, берет щетку для чистки ведра и чистит ею ведро. Процесс повторяется до тех пор, пока ведро не станет чистым.
7. Половой тряпкой учитель протирает ведро изнутри, вешает ее просушиваться на край ведра или на специально отведенное для этого место.
8. Учитель предлагает ребенку повторит упражнение самостоятельно.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: загрязнение тряпки, чистый пол внутри линии.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: остатки грязи на полу, грязь на тряпке, остатки воды на полу.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. Мытье полов в различных помещениях.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: ведро, тряпка, пол, мыть, протирать, полоскать.
ВОЗРАСТ: с 3,5 лет.
СТИРКА БЕЛЬЯ.
МАТЕРИАЛ: корзина для грязного белья, “грязные” тряпочки или полотенца в корзине, клеенчатый фартук, пластмассовый кувшин, два пластмассовых тазика – один для стирки, другой для полоскания, мыло в мыльнице, тазик или поднос для чистого белья, подставка с веревками для сушки белья, прищепки в пластмассовой коробочке, щетка на длинной ручке или губка для чистки тазиков, тряпочка для вытирания со стола, полотенце, пластмассовое ведро, щетка для чистки ведра, тряпка для пола.
Весь комплект должен быть одного цвета.
ПРИМЕЧАНИЕ: в качестве “грязного” белья лучше всего применять тряпочки и полотенца, которыми дети пользовались в упражнениях “Мытье рук”, “Мытье посуды”, “Вытирание пыли” и т.д., то есть при работе с другими комплектами предметов для упражнений в практической жизни. Белье не должно быть слишком грязным.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится стирать белье. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Предметы расположены на столе слева направо в следующем порядке: свернутый клеенчатый фартук, два пластмассовых тазика, в одном из которых стоит пластмассовый кувшин, мыло в мыльнице, тазик или поднос для чистого белья, прищепки в пластмассовой коробочке, тряпочка для вытирания со стола, выше нее – полотенце. Позади тазиков лежит щетка на длинной ручке; слева от стола – корзина для грязного белья с “грязными” тряпками и полотенцами. Справа от стола – подставка с веревками для сушки белья. Под столом – пластмассовое ведро, в нем – щетка для чистки ведра; на краю ведра висит тряпка для пола.
2. Учитель говорит ребенку: “Ты уже умеешь стирать по-настоящему ? Тогда давай попробуем научиться ! Я покажу тебе, как это делают, а потом сможешь постирать.
3. Учитель надевает фартук, закатывает рукава и берет кувшин. Он приглашает ребенка пойти вместе с ним: “Идем, я покажу тебе, где набирают воду”
4. Учитель наливает из-под крана в кувшин теплую воду и выливает ее в таз для стирки белья. В таз для полоскания он наливает прохладную воду. Он просит ребенка опустить руку по очереди в оба таза и говорит: “Здесь – теплая вода, а здесь – прохладная”. ПРИМЕЧАНИЕ: Если ребенок еще не занимался сенсорными материалами для различения температуры и недостаточно хорошо ощущает температурные различия, то можно обратить на них его внимание позже, при последующих презентациях.
5. Учитель берет “грязную” тряпочку, опускает ее в тазик с теплой водой и ждет, пока она хорошо намокнет. Для скорейшего намокания он может несколько раз сжать тряпочку под водой. Затем он берет намокшую тряпочку левой рукой, мыло – правой и хорошо намыливает тряпочку.
6. Учитель окунает мыло в воду, ждет, пока с него стекут капли воды и кладет его обратно в мыльницу. Он показывает ребенку, как трут руками намыленную тряпочку.
7. Учитель снова опускает тряпочку в воду и смывает мыло. Вода становится мутной.
8. Учитель берет тряпочку за верхний край и сворачивает ее гармошкой. Левой рукой он держит “гармошку” сверху, а правой охватывает ее и проводит рукой сверху вниз, отжимая воду. Затем он выкручивает “гармошку” обеими руками одновременно в противоположных направлениях, еще раз тщательно отжимая ее.
9. Учитель переходит к полосканию. Он опускает тряпочку в тазик с чистой прохладной водой и тщательно полоскает ее. Затем он выжимает тряпочку способом, описанным выше.
10. Учитель вешает тряпочку на веревку для сушки белья и прикрепляет ее прищепкой.
ПРИМЕЧАНИЕ: если постирано много тряпочек, то их сначала складывают в отдельный тазик или на поднос, а затем вешают. Дома хозяйки поступают точно так же.
11. Далее следует процесс уборки, который ничем принципиально не отличается от уборки после мытья рук (см. описание соответствующего упражнения):

  • Мыльную воду из обоих тазиков выливают в ведро, которое предварительно ставят на половую тряпку.
  • В тазики наливают понемногу чистой воды, смывают мыльный налет щеткой для чистки тазиков и снова выливают воду в ведро. Ведро выносят, выливают из него грязную воду.
  • Налив в ведро немного чистой воды, его чистят щеткой для чистки ведра. Воду снова выливают.
  • Все предметы просушивают. Тряпочкой для вытирания со стола досуха протирают тазики, стол и все остальные предметы, находящиеся на нем. Ведро протирают тряпкой для пола и вешают его на край ведра для просушивания. Щетку для чистки ведра кладут обратно в ведро.
  • Взамен влажной тряпочки для вытирания со стола и, возможно, полотенца, приносят сухие. Фартук снимают, складывают и возвращают на прежнее место.

12. Ребенку предлагается повторить упражнение. ПРИМЕЧАНИЕ: если ребенок уже хорошо усвоил процесс уборки
– например, при мытье рук – то ему достаточно показать только основную работу (стирку белья). Уборку он может сделать сам, возможно, сначала под наблюдением учителя.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: пена от мыла, помутнение воды, прикрепление белья прищепками, разная температура воды в тазиках.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: пролитая вода на столе и на полу; плохо выжатое белье, с которого капает вода; остатки мыла на белье после полоскания; грязное после стирки белье.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. Стирка кукольного белья и предметов одежды.
2. Стирка при помощи стиральной доски.
3. Стирка при помощи детского порошка, не вызывающего аллергии.
4. Обращение со стиральной машиной.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия всех предметов комплекта, стирать, полоскать, вешать, сушить и т.д.

ВОЗРАСТ: с 3,5 – 4 лет.
ГЛАЖЕНЬЕ БЕЛЬЯ.
МАТЕРИАЛ: легкий электрический утюг с удобной ручкой; низко расположенная гладильная доска или устойчивый детский стол, на столе – сложенная в несколько раз толстая хлопчатобумажная ткань; справа – подставка для утюга; слева – две небольшие корзинки: в одной – сухие неглаженные тряпочки, другая – пустая. В целях соблюдения техники безопасности электрическая розетка располагается в месте, недоступном для ребенка.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится гладить. Косвенная: контроль и координация движений, запоминание последовательности действий.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Ребенок подходит к учителю и говорит, что он хочет гладить белье. Утюг находится на подставке. Учитель включает утюг, регулятор которого стоит в положении “минимум”, и обращает внимание ребенка на загоревшуюся лампочку: “Смотри: лампочка загорелась, значит, утюг нагреваете^” Он предлагает ребенку подождать, пока утюг нагреется, то есть до тех пор, пока лампочка снова погаснет. ПРИМЕЧАНИЕ: с этой целью можно также использовать песочные часы.
2. Учитель говорит: “Мы будем гладить белье. Сначала я покажу, как это делают, а потом попробуешь тьА” Он расстилает прямоугольную тряпочку на гладильной доске, берет утюг, аккуратно ставит его на тряпочку и медленными плавными движениями гладит. Тряпочка постепенно разглаживается, складки исчезают.
3. Если тряпочка поглажена, он убирает утюг обратно на подставку и предлагает ребенку прикоснуться кончиками пальцев к еще не остывшей ткани: “Она горячая” ПРИМЕЧАНИЕ: это делают, чтобы убедить ребенка, что утюг действительно горячий и нельзя прикасаться к его подошве. По окончании презентации нужно сказать об этом ребенку.
4. Тряпочку сворачивают и кладут в корзинку для глаженого белья.
5. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы утюг каждый раз возвращался на подставку. Он говорит: “Мы ставим утюг только на подставке”
6. По окончании работы учитель выключает утюг из сети и обращает на это внимание ребенка. ПРИМЕЧАНИЕ: обращение с электроприборами, в частности, с утюгом, – актуальная тема для “бесед в кругу”. Учитель может обсудить вместе с детьми, почему нельзя касаться подошвы утюга; почему его ставят только на подставку; какие электроприборы используются в быту; почему все электроприборы нужно выключать из сети; как вести себя в случае пожара и т.д.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: настоящий утюг; горячая после глаженья тряпочка.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: складки на глаженом белье.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Глаженье с применением пульверизатора для увлажнения белья.
2. Глаженье других хлопчатобумажных вещей: носовых платков, салфеток, наволочек, кукольной одежды и постельного белья, детских рубашек и т.д.
3. Глаженье шерстяных тканей через влажную марлю.
4. Глаженье более тонких тканей.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: утюг, ткань, гладильная доска, подставка для утюга, лампочка, регулятор, розетка, гладить, нагреваться, включать, выключать.
ВОЗРАСТ: с 4 лет.
ЧИСТКА МЕТАЛЛА.
МАТЕРИАЛ: ящик или поднос для комплекта, матерчатый фартук, небольшая клеенчатая подстилка, баночка с кремом для чистки металла, шарики ваты в коробочке, коробочка для грязной ваты, тряпка для полировки, гладкая медная тарелка (позже можно использовать предметы из других металлов более сложной формы).
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится чистить металлические предметы. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель говорит ребенку: “Сегодня я покажу тебе что-то очень интересное. Мы попробуем чистить металл. Сначала покажу я, потом попробуешь ты.”
2. Ящик или поднос с комплектом для чистки металла ставят на стол. Учитель надевает фартук, закатывает рукава, вынимает клеенчатую подстилку из ящика и расстилает ее.
3. Учитель раскладывает на подстилке сверху слева направо: баночку с кремом, коробочку с шариками ваты, коробочку для грязной ваты, тряпку для полировки.
4. Учитель берет медную тарелку и ставит ее перед собой.
5. Учитель открывает баночку с кремом, кладет ее крышку справа рядом с баночкой.
6. Учитель берет правой рукой шарик ваты, берет немного крема на вату и наносит крем на тарелку маленькими круговыми движениями против часовой стрелке, начиная с края тарелки. Учитель чистит только половину тарелки, чтобы ребенок мог сравнить грязную и чистую половину.
7. Учитель показывает ребенку грязную вату, затем кладет ее в соответствующую коробочку; снова берет чистый сухой шарик ваты и чистит тарелку маленькими круговыми движениями против часовой стрелки.
8. Учитель ждет, чтобы крем немного подсох. В это время он закрывает баночку с кремом.
9. Учитель берет тряпку для полирования и полирует тарелку круговыми движениями, пока та не станет блестеть. Он предлагает ребенку сравнить чистую и грязную половинки тарелки.
10. Учитель показывает процесс уборки. Он выбрасывает грязную вату, кладет тряпку в корзинку для грязных тряпок, приносит чистую тряпку и шарики ваты. Он предлагает ребенку почистить вторую половинку тарелки самостоятельно.
11. По окончании работы все предметы складывают на поднос или в ящик в той же последовательности, в какой они стояли на столе. Затем учитель и ребенок моют руки. Ящик или поднос относят на место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: нанесение крема на металл, грязь на вате.

КОНТРОЛЬ ОШИБОК: остатки крема и грязи на тарелке.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Чистка металлических предметов сложной формы – ложек, вилок, ножей, кувшинов и проч.
2. Полировка дерева (можно использовать предметы, стоящие в комнате, в том числе и дидактические Монтессори-материалы).
3. Полировка зеркала.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия предметов, входящих в комплект, чистить, полировать, блестеть. ВОЗРАСТ: с 3 – 3,5 лет.
УХОД ЗА СРЕЗАННЫМИ ЖИВЫМИ ЦВЕТАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ БУКЕТА.
МАТЕРИАЛ: поднос, сложенный клеенчатый фартук, маленькая подстилка и большая подстилка из клеенки, поднос для цветов, пластмассовый кувшин, пластмассовый тазик, ножницы, тряпка для вытирания со стола, возможно, губка, ведро, возможно, щетка для чистки ведра, тряпка для пола. Весь комплект должен быть подобран в одном цвете. К комплекту прилагаются вазы различной величины и формы.
ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится составлять букеты и ухаживать за срезанными живыми цветами. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, самовыражение, эстетическое воспитание.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель говорит ребенку: “Ты уже пробовал составлять букеты из цветов ? Тогда мы можем заняться этим сейчас. Я покажу тебе, как это делают, а затем попробуешь ты”
2. Поднос с комплектом материалом ставят на стол. Учитель надевает фартук, закатывает рукава.
3. Учитель расстилает на столе большую подстилку, кладет сверху маленькую подстилку и располагает предметы на столе в еледующем порядке: кувшин, тазик, ножницы, тряпочка для вытирания со стола, вазы. Справа от стола учитель расстилает половую тряпку, ставит на нее ведро и кладет щетку для чистки ведра.
4. Учитель берет поднос для цветов и ножницы и предлагает ребенку пойти вместе с ним в сад. Вместе с ребенком он выбирает цветы и показывает, как их срезают: по возможности низко, чтобы ножка была длиннее. Ребенок приносит срезанные живые цветы в помещение.
ПРИМЕЧАНИЕ: если невозможно срезать живые цветы в саду, то их следует подготовить заранее и положить на поднос в начале упражнения.
5. Учитель предлагает ребенку выбрать для цветов подходящую вазу в зависимости от их формы и размера. Ребенок может также выбрать две вазы, если на подносе есть цветы различного размера.
6. Учитель приносит в кувшине прохладную воду, наливает ее в выбранную вазу и в тазик.
7. Учитель берет цветок, отщипывает сухие листочки.
8. Учитель берет ножницы и срезает под водой ножку цветка. Затем он берет цветок и ставит его в вазу. Он предлагает ребенку повторить те же действия с другим цветком.
ПРИМЕЧАНИЕ: если цветов достаточно много, учитель может сам составить первый букет, а затем предложить ребенку составить второй букет самостоятельно.
9. По окончании работы учитель показывает процесс уборки. Он моет и сушит ножницы, выбрасывает мусор, выливает воду из таза и т.д. В целом процесс уборки повторяет тот, который был описан в презентации упражнения “Мытье рук”.
10. Все предметы складывают на поднос, поднос относят на место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: срезание живых цветов, составление букета.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: пролитая вода, слишком короткие ножки цветов, остатки мусора от цветов.
УПРАЖНЕНИЯ: 1. Составление букетов и композиций из различных цветов; икебана.
2. Уход за цветами, растущими на улице.
3. Уход за садом.
4. Уход за комнатными растениями.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия цветов. ВОЗРАСТ: с 4 лет.
ЧИСТКА. ВАРКА И РЕЗКА КАРТОФЕЛЯ
МАТЕРИАЛ: поднос или большая плоская корзина, в которой лежат: клеенчатый фартук, большая клеенка, маленькая клеенка, кувшин, глубокая миска для воды, мелкая миска для очисток, глубокая миска для чистого картофеля, небольшая кастрюля, деревянная доска для резания, нож с закругленным концом (возможно, специальный нож для чистки овощей), дуршлаг в кастрюле, соль, квадратная тряпочка для вытирания, квадратная тряпочка для просушивания, полотенце, ведро с половой тряпкой, щетка для ведра.
Все предметы одного и того же цвета.
ЦЕЛИ: прямая: чистка, резка и варка картофеля. Косвенная: контроль и координация движений; комбинация различных видов деятельности; запоминание последовательности действий; развитие самостоятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель: “Ты когда-нибудь видел, как мама готовит обед? А ты сам умеешь что-нибудь готовить? Тогда давай попробуем научиться чистить и резать картофель. Ты можешь взять эту корзину и отнести ее на стол” Ребенок относит корзину на стол.
2. Стол накрывают клеенкой, на нее вплотную к переднему краю кладут маленькую клеенку. Сверху слева направо ставят миску с чистым картофелем, глубокую миску, в нее – кувшин, далее – кастрюлю. На маленькую клеенку кладут доску и нож, справа сверху ставят миску для очисток. В стороне справа будут лежать две тряпочки и полотенце. Ведро ставят на половую тряпку справа от стола; рядом на тряпку кладут щетку для ведра. Учитель и ребенок надевают фартуки.
3. Учитель просит ребенка принести в кувшине воды и наполнить примерно до половины глубокую миску и кастрюлю. Затем кувшин отставляют в сторону. ПРИМЕЧАНИЕ: описанные ниже части презентации могут проводиться как самостоятельные презентации, как по-отдельности, так и попарно. Например, можно просто очистить картофель, можно очистить его и сварить целиком, можно очистить и порезать на “суповые” кусочки, и т.д.
Первая часть: чистка картофеля.
4. Учитель: “Я покажу тебе, как чистят картофель, а потом ты попробуешь сам” Он кладет доску перед собой, сдвинув ее по направлению к ребенку, чтобы тому было хорошо видно. Учитель берет картофелину, придерживает ее левой рукой, а правой с помощью ножа разрезает ее пополам.
5. Половину картофеля учитель ставит на срез, придерживая ее левой рукой, а правой при помощи ножа (или специального ножа для чистки овощей) срезает картофельную кожуру сверху вниз. Затем он поворачивает половинку картофеля таким образом, чтобы она по-прежнему стояла на срезе, но была повернута к учителю стороной с оставшейся кожурой. Учитель срезает кожуру. Под конец он срезает кожуру с самого верха картофелины.
6. Очищенную половинку картофеля учитель обмывает в глубокой миске и кладет в кастрюлю с водой. Очистки он кладет в отдельную миску.
7. Ребенок очищает вторую половинку, а затем, если захочет, другие картофелины. ПРИМЕЧАНИЕ: на этом можно закончить презентацию, помыть и убрать все предметы; в следующий раз перейти ко второй и третьей частям.
Вторая часть: варка картофеля.
8. Если в помещении Монтессори-группы имеется электроплита, то лучше поставить варить очищенный картофель, добавив в воду около половины чайной ложки соли. При этом ребенку нужно показать, как включать и выключать плиту; предложить ему понаблюдать и заметить, через какое время вода закипит. После закипания нужно убавить мощность горелки и, возможно, приоткрыть крышку кастрюли.
Через 10-15 минут после начала варки картофеля его пробуют на готовность при помощи ножа. Готовый картофель осторожно откидывают на дуршлаг, лежащий на пустой кастрюле или на достаточно глубокой миске. Когда картофель немного остынет, ребенок может его попробовать. ПРИМЕЧАНИЕ: мы откидываем картофель на дуршлаг, чтобы обезопасить ребенка. Соображениями безопасности диктуется также описанный выше способ чистки картофеля.
Третья часть: резка картофеля.
9. Очищенную и обмытую в глубокой миске половинку картофеля учитель режет на кусочки, как для супа. Он разрезает половинку картофеля вдоль на 2 – 3 части, в затем поперек на 3 – 4 части. Кусочки картофеля он кладет в кастрюлю с водой. Ребенок режет оставшийся картофель. ПРИМЕЧАНИЕ: разрезанный картофель также можно сварить, добавив соли. В этом случае все три части презентации выстраиваются в единую цепочку.
Если ребенок ранее варил картофель, разрезанный пополам, то теперь его можно попросить заметить время варки маленьких кусочков картофеля и сравнить со временем варки половинок картофеля.
10. По окончании работы производится уборка. Ее процесс стандартный (см., например, упражнение “Мытье рук”). Картофельную шелуху выбрасывают в ведро для отходов, имеющееся в каждой группе. Все предметы, использованные в работе, ополаскивают чистой водой и насухо вытирают. Обе клеенки также вытирают, мокрые тряпки и полотенце вешают сушить, а вместо них кладут сухие. Все предметы складывают обратно в корзину, которую относят на полку на прежнее место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: работа с настоящим ножом; “взрослая” работа; возможность попробовать вареный картофель.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: визуальный: остатки кожуры на картофеле; слишком толстая шелуха; разварившийся картофель.
УПРАЖНЕНИЯ:
Упражнения к первой части презентации “Чистка картофеля”.
1. Чистка других овощей – моркови, кабачков, огурцов при помощи специального ножа для чистки овощей.
2. Чистка картофеля, сваренного “в мундире”. Такой картофель удобно чистить, надев его на вилку.
Чистка вареной моркови и свеклы.
3. Удаление косточек из слив (чернослива), персиков, вишен, в том числе при помощи специального приспособления.
4. Очистка скорлупы с вареных яиц. Очистка орехов при помощи щипцов.
5. Очистка киви, бананов, апельсина.
Упражнения во второй части презентации “Варка картофеля”.
1. Варить морковь и свеклу. Сравнить время их варки со временем варки картофеля.
2. Сварить компоты из черной смородины, вишни, малины, свежих яблок, сухофруктов.
3. Сварить суп с использованием картофеля, круп, лука, моркови, бульонных кубиков.
Более сложная задача – сварить щи или борщ.
4. Сварить “5-минутный” рис.
Рис промывают, добавляют воды в пропорции 1 : 2, кусочек масла и около 1 чайной ложки соли. Рис доводится до кипения и кипит 5-10 минут; затем кастрюлю снимают с огня и для сохранения тепла накрывают толстым одеялом. Через 20 – 30 минут гарнирный рис готов.
5. Приготовить фруктовый суп из гарнирного риса и компота из сухофруктов.
6. Варить каши из разных круп.
7. Сварить макароны.
8. Пожарить яичницу.
9. Испечь печенье, песочный торт, пирог.
Упражнения к третьей части презентации “Резка картофеля”.
1. Резать очищенные яблоки, огурцы, зеленый лук, капусту.
2. Приготовить фруктовый салат из бананов, апельсинов, персиков.
3. Приготовить другие виды салатов: “Оливье”, зеленый салат и АР-
4. Тереть морковь при помощи механической терки-мельницы.
5. Выжимать сок из апельсина при помощи простейшей соковыжималки – мисочки с крышкой и ребристым выступом. На выступ надевают половинку разрезанного поперек апельсина и крутят ее, одновременно нажимая.
6. Разрезать грейпфрут и научиться его “правильно” есть.
7. Разрезать пирог, торт.
8. При помощи специального приспособления для фигурной резки вырезать из овощей различные фигурки.
ВОЗРАСТ: с 4,5 лет.
ЗАТАЧИВАНИЕ КАРАНДАША
МАТЕРИАЛ: на небольшом подносе – точилка для карандашей, 2 простых карандаша, небольшая пластмассовая мисочка или стаканчик для стружки.
ЦЕЛИ: прямая: научиться пользоваться точилкой для карандашей. Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель: “Посмотри, твой карандаш совсем затупился! Его нужно заточить. Я покажу тебе, как это делают. Возьми, пожалуйста, с полки этот поднос и отнеси его на стол.” Ребенок относит поднос на стол.
2. Учитель: “Сначала я заточу свой карандаш, а потом ты – свой.” Учитель берет точилку тремя пальцами левой руки таким образом, что большой и указательный пальцы охватывают ее с боков, а средний – снизу. Отверстие точилки должно быть направлено вправо, чтобы в него было удобно вставлять карандаш. Лезвие точилки должно быть повернуто вверх и хорошо видно. Мисочку для стружки учитель ставит перед собой.
3. Учитель берет карандаш правой рукой и вставляет его затупившимся концом в отверстие точилки. Он слегка нажимает на карандаш и поворачивает его. Ребенку хорошо видно, как из щели для лезвия появляется стружка.
4. Учитель вынимает карандаш из отверстия точилки, смотрит на грифель, достаточно ли он острый, и стряхивает остатки стружки в мисочку. Если грифель еще недостаточно заточен, учитель продолжает работу. По окончании работы он кладет карандаш в сторону в качестве образца, чтобы ребенок его хорошо видел, проводит пальцем вдоль щели для лезвия, освобождая его от стружки, и слегка ударяет точилкой по краю миски, вытряхивая остаток стружки. При этом миску необходимо придерживать.
5. Ребенок затачивает свой карандаш, затем он может заточить и другие карандаши. Если все карандаши заточены, стружку выбрасывают в мусорное ведро, а материал относят на место.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: не сломать грифель карандаша; лента стружки; звук срезаемой стружки при повороте карандаша в точилке.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: визуальный: сломанный или тупой грифель.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Заточить совершенно новый карандаш. Обратить внимание ребенка на то, что карандаш затачивают со стороны, свободной от маркировочных символов, означающих название карандаша, степень “мягкости” грифеля и т.д. Обсудить, что означают символы “2М”, “М”, “ТМ”, “Т” и т.д.
2. Заточить короткий карандаш.
3. Заточить коробку цветных карандашей.
4. Заточить карандаши с помощью различных видов ручных точилок. Объяснить ребенку, что если в точилке есть резервуар для стружки, то его необходимо регулярно освобождать.
5. Заточить карандаш с помощью механической точилки. ВОЗРАСТ: с 5 лет.
ПРОМЫВАНИЕ КИСТОЧЕК
МАТЕРИАЛ: на подносе – клеенчатый фартук, две миски, два стаканчика для кисточек, бумажные салфетки, тарелка, 3-4 кисточки, акварельные краски в коробке, губка, тряпочка для просушивания, ведро для грязной воды, полотенце.
ЦЕЛИ: прямая: подготовка к рисованию красками; ребенок учится промывать кисточки после рисования красками. Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Учитель – ребенку: “Ты умеешь правильно мыть кисти для рисования? Ты можешь научиться этому! Я покажу тебе, как это делают. Возьми, пожалуйста, этот поднос и отнеси его на стол.” Ребенок относит поднос на стол.
ПРИМЕЧАНИЕ: показать, как промывают кисточки, можно и непосредственно после рисования, но можно это сделать и отдельно в качестве самостоятельного упражнения. Обычно дети забывают промывать кисти или же делают это недостаточно тщательно; поэтому так важно показать, как правильно их промывать.
3. На стол стелют клеенку, сверху слева ставят кувшин, ниже друг рядом с другом: стаканчик с кисточками, предназначенный для мытья, открытую коробку с акварельными красками, две миски для промывания кисточек, стаканчик для чистых кисточек.
Еще ниже слева кладут пучку бумажных салфеток, а справа ставят тарелку, кладут губку, тряпочку для просушивания, полотенце.
Ребенок и учитель надевают фартуки.
Учитель просит ребенка принести в кувшине прохладной воды и налить ее примерно до половины в обе миски.
4. Учитель: “Я покажу, как промывают кисточки, а потом попробуешь ты”. Он берет кисточку из стаканчика, обмакивает ее в воду, затем в краску и говорит: “Эта кисточка испачкана краской”
5. Учитель окунает кисточку в левую миску и некоторое время “болтает” ее в воде. Вода окрашивается. Если необходимо, остатки краски смывают с ручки кисточки руками.
Затем учитель окунает эту же кисточку и прополаскивает ее в чистой воде, налитой во вторую миску. Он берет салфетку, касается ее волосками кисточки и промокает их. При этом важно, чтобы кисточка располагалась под небольшим углом к бумаге, а ни в коем случае не перпендикулярно, чтобы не повредить волоски.
6. Чистую просушенную кисточку учитель ставит в правый стаканчик и предлагает ребенку промыть свою кисточку.
7. По окончании работы производят уборку материала. Воду из мисок сливают в ведро, миски промывают чистой водой, смывая осевшую краску с помощью губки.
Воду из ведра выливают, ведро промывают чистой водой.
Все предметы вытирают тряпочкой для просушивания, которую затем вешают сушить, а вместо нее кладут сухую. Клеенку и, если необходимо, фартук вытирают.
Все предметы складывают на поднос и относят на полку.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: окрашивание воды в миске.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: визуальный: остатки краски на кисточке; склеивание волосков кисточки; жесткие волоски кисточки.
УПРАЖНЕНИЯ: промывание кисточек разных размеров.
ВОЗРАСТ: с 4,5 – 5 лет.

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Прогулки с малышом на свежем воздухе Прогулки с малышом на свежем воздухе

Снохождение (сомнамбулизм) Снохождение (сомнамбулизм)

Явление, которое родители порой наблюдают у своего ребенка, называется сомнамбулизмом - снохождением.