Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В ОСНОВЕ – ИДЕИ ИТАРА И СЕГЕНА. Сенсорные материалы Монтессори разрабатывались на протяжении периода ее практической работы с детьми. Источником их создания стали идеи французских ученых – врача Национального Института для глухонемых Ж. Б. Г. Итара (1774 – 1838) и психиатра и педагога Э. Сегена (1812 – 1880). Вот что она пишет о сенсорных материалах в книге “Открытие ребенка”: “Наш материал для развития чувств имеет свою собственную историю. Он представляет некоторый выбор: он базируется на тщательных психологических экспериментах с материалами, примененными Итаром и Сегеном при их попытках воспитать слабоумных детей и детей с отставанием психического развития; на опытах с предметами, применяемыми в экспериментальной психологии, и на целом ряде материалов, которые я изобрела в первое время моей исследовательской работы. Как дети применяли эти различные средства, какие реакции в них они вызывали, как часто они использовали эти предметы, и прежде всего, какое развитие с их помощью было возможным, – все это дало нам со временем заслуживающие доверия критерии для исключения, видоизменения и принятия этих средств в качестве материалов в наших школах. Цвет, измерение, форма – короче, все их свойства – были установлены путем экспериментов”^!, S.112]

РЕАКЦИЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ. Сказанное не означает, однако, что сенсорные материалы предназначены для умственно-отсталых детей. Сама Монтессори указывает на различие реакции детей с нарушениями развития и здоровых детей на ее сенсорные материалы: “Различие это определяется тем фактом, что один и тот же дидактический материал, в применении к отсталым, делает возможным воспитание, нормальным же детям он дает толчок к самовоспитанию.” [3, С. 158] Суть ее разъяснений сводится к следующему.

1. Здоровый ребенок реагирует на материал с живым интересом, сосредотачивает внимание на деятельности с ним и стремится как можно скорее перейти к самостоятельной работе. Интерес и внимание ребенка с задержкой развития были очень неустойчивы, “… необходимо было непрерывно и с напряжением привлекать его внимание, заставлять его присматриваться к бруску (речь идет о Цилиндрах-вкладышах – М.С), показывать ему цилиндры”\Ъ, С158]

2. Ошибки детей с отставаниями в психическом развитии корректировал или побуждал исправить педагог, здоровые дети хотят и способны контролировать их самостоятельно. “Когда отсталый ребенок делал ошибку, необходимо было поправлять его или убеждать исправить свою ошибку и, если даже он умел это сделать, то обычно проявлял к этому факту полное безразличие.”[3, С 158 – 159] “Ребенок (здоровый – М.С.) сам себя поправляет на разные лады” [3, С. 159]

3. Здоровые дети начинают работать непосредственно с классическими материалами. Дети с ограниченными возможностями психофизического развития могут нуждаться в многократных предварительных упражнениях с материалами, АДАПТИРОВАННЫМИ для их потребностей. “С отсталыми детьми необходимо начинать такое упражнение (в пример приводится работа с Цилиндрами-вкладышами – М.С.) со стимулов, более резко контрастирующих, а к этой игре можно подойти после длинного ряда других упражнений. Для нормальных же детей это – первый предмет, который им следует показать. Из всего разнообразия дидактического материала это – наиболее подходящая игра для 2,5 – 3,5-летних детей.”[Ъ, С. 158]

Подавляющее большинство современных Монтессори-детских садов и Монтессори-школ посещают здоровые дети. Добавим, что АДАПТИРОВАННЫЕ средства обучения, основанные на классических Монтессори-материалах, используются в настоящее время за рубежом для реабилитации детей с РАЗНОГО РОДА нарушениями, в том числе крупной и мелкой моторики, зрения, слуха, умственного развития, поведения и т.д. Правильнее было бы считать, что материалы Монтессори предназначены ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ, независимо от их состояния здоровья и уровня развития, а также расы, национальности, геополитических и социокультурных условий их жизни и т.д.

“КЛЮЧ К МИРУ”. Подчеркнем, что Монтессори вовсе не стремится полностью заменить какими бы то ни было дидактическими пособиями реальные предметы и противопоставить тем самым развитие и обучение ребенка с помощью “подготовленной среды” его знакомству с окружающим действительным миром. Уже в “Методе научной педагогики” она указывает: “Не следует смешивать воспитание чувств с конкретными понятиями об окружающей среде, получаемыми при посредстве органов чувств.” [3, С. 162] Напротив, ее материалы должны служить лишь СРЕДСТВАМИ, ОБЛЕГЧАЮЩИМИ это ЗНАКОМСТВО и создающими дополнительные возможности для ориентации ребенка в мире. Они выполняют ФУНКЦИЮ КЛЮЧА, открывающего путь к более эффективному познанию действительности. ” Так как чувства являются исследователями окружающей среды, они открывают путь к знанию. Материал для воспитания чувств предлагается как разновидность КЛЮЧА (выделено нами – М.С.), который открывает дверь для исследования внешних предметов; как СВЕТ, который дает возможность узнать больше предметов и больше деталей, которые в темноте … не могут быть увидены.” [14, S. 163].

“МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ АБСТРАКЦИИ”. Важной характеристикой сенсорных материалов является тот факт, что с их помощью у ребенка создается чувственный образ окружающего миpa, опосредованно развиваются элементарные математические представления и логические операции, создается конкретная база для абстрактных понятий, таких как “большой – маленький”, “круглый”, “квадратный”, “тяжелый – легкий”, “громкий – тихий” и т.д. Тем самым они способствуют развитию математического мышления ребенка. (Подробнее о подготовке к изучению математики в системе Монтессори см. [9])

Очевидно, что любая вещь в действительности обладает сразу многими свойствами, такими как размер, форма, цвет, вес, качество поверхности и т.д., а сами эти понятия являются абстракциями, выделенными человеческим разумом. Разумеется, каждый из материалов Монтессори также обладает подобными качествами, однако предметы из конкретного набора подобраны так, что они сходны по всем параметрам, кроме одного. Этот параметр и характеризует то самое качество, для изучения которого предназначен материал: вкус, запах, звучание, вес и т.д. Данная особенность сенсорных материалов называется “изоляцией свойств” или “изоляцией качеств”, и мы вернемся к ней ниже. “С этой точки зрения, – полагает Монтессори, – сенсорный материал несомненно следует рассматривать как “МАТЕРИАЛИЗОВАННУЮ АБСТРАКЦИЮ”. Он показывает “цвет”, “размер”, “форму”, “запах”, “шум” ощутимо, различимо и упорядочено в соответствии с градацией; это делает возможным классификацию и анализ свойств.”\\2, S.197]

Монтессори отмечает, что изучение любого предмета – в том числе математики – значительно облегчается, “… если знание укоренилось ВО ВПИТЫВАЮЩЕМ МЫШЛЕНИИ.”^ S.166] Однако предметы, способствующие развитию математического мышления, не встречаются в природе так же часто, как деревья, цветы и животные, а поэтому у ребенка отсутствует удобный случай развить его естественно и спонтанно. Разработанный ею материал предоставляет такую возможность. “Мы называем поэтому материал для воспитания чувств МАТЕРИАЛИЗОВАННЫМИ АБСТРАКЦИЯМИ или основополагающим математическим материалом.” [14, S. 166]

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Вводим в рацион малыша новые продукты Вводим в рацион малыша новые продукты

Не всегда процесс введения прикорма удается наладить с первого раза. Особенно непросто проходит знакомство с твердой пищей - нередко дети реагируют бурными протестами.

Спермограмма – узнать всё и даже больше Спермограмма – узнать всё и даже больше

Бесплодие – проблема, не обошедшая и мужской пол. Для врачей очевидность и логика диагностического поиска в этом случае обыденна.