Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛОВ

Монтессори выделяет также ряд качеств, которые необходимо иметь не только сенсорным материалам, но также всем материалам, находящимся в среде, окружающей ребенка. Вот эти четыре основные качества.

1) КОНТРОЛЬ ОШИБОК. “Материал, предоставленный ребенку, должен, насколько это возможно, включать “контроль ошибок”…,” – подчеркивает Монтессори. [12, S.116] (Проблема контроля и коррекции ошибок обсуждается нами также в [9])

Например, материал Цилиндры-вкладыши состоит из блоков с отверстиями разной величины, в которые вставлены подходящие по форме и размеру цилиндры. Сверху цилиндров имеются кнопки. Если ребенок пытается вставить цилиндр в неподходящее отверстие, то он либо не входит туда, либо “болтается” в нем. Это – простейший способ контроля ошибок, называемый механическим. Другой способ контроля ошибок состоит в использовании “контрольных меток” или “точек”. Например, после того, как ребенок подобрал пары коробочек с одинаковыми запахами, он еще раз поочередно нюхает их, контролируя свою работу посредством обоняния, а затем смотрит на маленькие кружочки или другие метки, нанесенные на дно коробочек. Если метки одинакового цвета, работа выполнена правильно. Имеются и иные способы самоконтроля: с помощью контрольных карт, через повторную проверку правильности выполнения работы посредством того же органа чувств.

“Не только предметы для воспитания чувств и обучения, но также все в окружающей среде подготовлено таким образом, что контроль ошибок легко провести. Все предметы, от мебели до развивающего материала, являются предателями, от предупреждающего голоса которых нельзя убежать” [12, S. 117] Даже мебель сделана так, что она как бы предупреждает ребенка о сделанных ошибках. Например, мебель светлых тонов может сообщить об ошибке, т.к. на ней хорошо видны пятна. Легкая мебель говорит о неуклюжих движениях, если она оказывается сдвинутой, перевернутой или если при движении ребенка раздается сильный шум. Она помогает детям заметить и исправить возможные ошибки. “Так вся окружающая среда становится строгим воспитателем, всегда внимательным часовым” [12, S. 117]

2) ЭСТЕТИКА. Одно из важнейших качеств материалов – их притягательный характер. Цвет, блеск, гармония форм – все это присуще предметам, с которыми работает ребенок. За всеми предметами производится тщательный уход. Не только сенсорный материал, но и вся окружающая среда подготовлена так, что она притягивает детей, “… точно так же, как в природе это делают разноцветные лепестки цветов для насекомых, чтобы те высосали скрытый в них нектар. “Заботься обо мне тщательно,” – говорят светлые блестящие столики. “Не оставляй меня стоять праздно”, – говорят маленькие венички, ручка которых раскрашена цветочками. “Опусти в меня руки”, – говорят чистые раковины, на которых лежат кусочки мыла и щеточки” [12, S. 117]

Рамка для шнуровки с серебряными кнопочками на зеленой ткани или красивые цветные буквы, которые лежат каждая в своем отделении – все это предметы, как бы приглашающие к работе с ними. Ребенок находит тот предмет, который соответствует его сильной внутренней потребности к деятельности. Так цветы на поле привлекают запахом, красивым цветом и формой разных живых существ, однако насекомое ищет тот цветок, который подходит именно ему, замечает Монтессори.

3) АКТИВНОСТЬ. “Следующим качеством развивающего материала должна быть его пригодность для деятельности детей” [12, S. 118] Возможность поддерживать заинтересованное внимание ребенка зависит не только от того, насколько качественно выполнена вещь, но и от того, какое руководство к действию она дает. Таким образом, чтобы некоторая вещь была детям интересной, недостаточно сделать ее просто красивой или привлекательной, но нужно, чтобы она соответствовала потребности деятельности ребенка. Например, маленькие предметы должны быть такими, чтобы их можно было переворачивать, переставлять, передвигать, поскольку ребенку интересно много раз ставить их друг на друга, разрушать созданную конструкцию, снова и снова каким-то образом упорядочивать их. Монтессори считает, что великолепная, красивая игрушка или удивительная история могут привлечь к себе внимание, однако это внимание будет поверхностным, если ребенок может только видеть, только слышать или только прикасаться к этому предмету. В этом случае его внимание будет перескакивать от одной вещи к другой.

Таким образом, при создании среды недостаточно просто обставить помещение красивыми предметами: такая среда очень быстро – через день-два – потеряет свою привлекательность для детей. Главное, чтобы предметы в среде соответствовали потребности деятельности ребенка.

4) Четвертое качество, присущее всем предметам, – ОГРАНИЧЕННОСТЬ. Ограниченность рассматривается в двух аспектах: количественные ограничения и ограничение путей в воспитании.

Количество материалов должно быть ограничено: “… нормальный ребенок не нуждается ни в каких “особых средствах, которые его пробуждают” и “связывают его с реальным окружающим миром” [12, S. 118] Ребенок, считает Монтессори, и так пробужден и обладает бесконечным количеством связей со своей окружающей средой. Наоборот, ему нужно те хаотичные впечатления, которые он получает из окружающей среды, упорядочить в своем сознании.

Как практически реализуется этот тезис? Каждый материал присутствует в помещении в единственном экземпляре. В подготовленной среде не должно быть слишком много материалов: Это необходимо для ориентации ребенка, для создания порядка в его сознании и облегчения понимания огромного количества вещей, окружающих его повсюду. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и тем лучше развивается, чем больше ему предоставлено игрушек и средств помощи развитию. Наоборот, считает она, чрезмерное количество и разнообразие предметов создает дополнительный хаос в душе ребенка. Именно в ограничении средств помощи лежит важнейшая потребность, которая позволяет ему сберечь свои силы и успешно продвигаться по трудной дороге развития.

Что же понимается под ограничением путей в воспитании? Ребенок открывает и исследует окружающий мир, как путешественник -новые земли. Единственное, что ему требуется как исследователю и первооткрывателю, – это путь, то есть нечто ограниченное и прямое. Этот путь освободит его от множества утомительных обходных путей, которые лишь затрудняют достижение успеха. Последовательное поведение воспитателя и его ненавязчивое руководство помогают ребенку найти прямой путь к той или иной цели.

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Нужна ли малышу коляска? Нужна ли малышу коляска?

Коляска для современной семьи — такая же обычная вещь, как машина и телевизор. Родился ребенок — сразу покупают коляску. Для чего? Чтобы гулять с ним. А разве нельзя с ребенком гулять по-другому? Можно. Но так все делают, так удобнее.

Косметика для младенца Косметика для младенца