Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА

ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ
МАТЕРИАЛ: 2 деревянных ящика с деревянными коробочками-цилиндрами. В ящике с красной крышкой находятся 6 коробочек с красными крышечками, в ящике с синей крышкой – б коробочек с синими. Коробочки из одного ящика при встряхивании издают различные шумы: от тихого до громкого. Для каждой коробочки из одного ящика имеется парная в другом ящике, издающая при встряхивании точно такой же шум. На днище коробочек с одинаковыми шумами наклеены контрольные метки – кружочки одного и того же цвета. Метки всех пар отличаются по цвету друг от друга.

ЦЕЛИ: прямая: развития слухового восприятия; составление пар одинаковых шумов; пробуждение акустического внимания. Косвенная: подготовка к музыкальным занятиям.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Ящики стоят на полке рядом: ящик с красной крышкой – слева, с синей -справа. Ящики открыты; крышки лежат под ними. Можно поменять ящики местами – это несущественно. Красный ставится обычно слева для единообразия: у красно-голубых штанг слева тоже находятся красные отрезки (см. книгу [9]). 2) С материалом удобнее работать на столе: на коврике коробочки менее устойчивы. 3) Есть несколько способов расстановки предметов на столе для презентации. Мы подробно опишем один и вкратце – другой.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1) Учитель обращает внимание ребенка на содержимое ящиков. Он говорит: “Смотри, какие красивые коробочки. На вид они одинаковы. Ты знаешь, что с ними делают? Нет? Тогда ты можешь взять этот ящик и поставить его на стол. Ящик носят так.” Учитель накрывает красной крышкой ящик с красными коробочками, берет его с обеих сторон так, чтобы четыре пальца рук находились подо дном, приподнимает, держит на весу 2-3 секунды и ставит обратно.
2) 1 способ расстановки предметов для презентации и дальнейшей работы. Ребенок ставит на стол ящик с красной крышкой, учитель – с синей. Их ставят посреди стола ближе к дальнему краю на расстоянии друг от друга, чуть большем ширины ящика. Ящики обращены к учителю и ребенку своей узкой стороной. Ящик с красной крышкой находится слева, с синей – справа. Учитель снимает синюю крышку с ящика и кладет ее прямо перед ним, не переворачивая. Он просит ребенка снять красную крышку с другого ящика и положить ее перед ним.
3) Учитель берет левую ближнюю к нему коробочку из левого ящика большим, указательным и средним пальцами правой руки, медленно вынимает ее и ставит перед ребенком. Пальцами левой руки он охватывает коробочку за середину, приподнимает ее; большим и указательным пальцами правой руки берет ее за дно и крышку и несколько раз встряхивает. Кисть руки свободно движется. Коробочка издает шум; учитель внимательно прислушивается к шуму, ребенок тоже. Можно спросить ребенка: “Ты слышишь шум?’ Когда ребенок услышит шум, учитель берет коробочку левой рукой за середину и ставит ее на красную крышку ящика.

ПРИМЕЧАНИЕ: существуют еще 2 способа встряхивания коробочек: а) Этот способ восходит к самой Монтессори. Коробочку плотно охватывают ладонью руки, как палку, и встряхивают обычным образом. Первоначально коробочки даже имели соответствующие углубления по высоте для облегчения их встряхивания именно таким способом. Недостатком этого способа является заметное оглушение шума, что нежелательно, б) При втором способе встряхивания указательный палец правой руки кладут на крышку коробочки, а большим и средним охватывают ее с обеих сторон. Встряхивание производят отрывистыми движениями вдоль оси коробочки. Этот способ имеет тот недостаток, что здесь не происходит растяжки пальцев и раскрытия ладони, а также остается жесткой кисть. Но он удобен для детей с короткими пальчиками, если они не могут по этой причине держать коробочку за оба основания.

5) Учитель: “Мы будем искать коробочку с точно таким же шумом в другом ящике” Он вынимает левую ближнюю к нему коробочку из правого ящика и ставит ее перед ребенком на стол. Затем он встряхивает по очереди коробочку, стоящую на красной крышке, и коробочку с синей крышкой, стоящую перед ним, сравнивая издаваемые ими шумы. Можно поднести коробочки поближе к уху ребенка, чтобы он лучше расслышал шумы. Желательно встряхивать коробочки поочередно у левого и правого уха, так как иногда уши слышат по-разному: одно лучше, другое хуже.
6) Учитель: “Эти коробочки одинаково шумят?’ Если шумы не одинаковы, коробочку с синей крышкой ставят на синюю крышку ящика, берут из левого ряда правого ящика следующую коробочку и сравнивают издаваемый ею шум с шумом той, которая стоит на красной крышке ящика. Так продолжают действовать, пока пара не будет найдена. Если пара коробочек с одинаковыми шумами найдена, ее ставят между ящиками ближе к их задней стенке, а коробочки, стоящие на синей крышке, по одной убирают обратно в синий ящик. Далее из левого ящика берут следующую коробочку с красной крышкой и описанным выше способом ищут и к ней пару. ПРИМЕЧАНИЕ: мы снова вернулись к первоначальной ситуации, “сведя задачу к предыдущей”.
7) Если все пары найдены, проводится контроль ошибок: сначала с помощью слуха, затем – визуальный. Учитель: “Давай проверим, правильно ли мы нашли пары одинаковых шумов?’ Он берет ближайшую к нему пару коробочек, поочередно встряхивает их, еще и еще раз прислушиваясь; наконец, переворачивает их и смотрит на контрольные метки. Он говорит: “Смотри, метки одного и того же цвета – значит, мы и в самом деле правильно нашли пару Г Затем проверяют остальные пары. Проверенные пары ставят на место: коробочки с красной крышкой – в левый ящик, с синей – в правый.
8) Ребенок повторяет упражнение. По окончании работы ящики относят на полку.

ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: встряхивание коробочек; различные шумы.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: на слух; опосредованный – с помощью контрольных меток.

ПРИМЕЧАНИЕ: 2 способ расстановки предметов при презентации и дальнейшей работе с Шумящими коробочками. Ящики ставят посередине стола вплотную друг к другу таким образом, что ящик с красной крышкой находится слева. Ящики обращены к учителю и ребенку своей узкой стороной. Красную крышку кладут слева от ящика с коробочками с красными крышечками вплотную к нему; синюю крышку – справа от соответствующего ящика. В процессе презентации коробочку с красной крышкой, к которой ищут пару, ставят перед ящиком с красными коробочками; неподходящие коробочки с синими крышками ставят на синюю крышку ящика, а пары коробочек – слева от красной крышки ящика или же на нее.

Учителю следует выбрать из всего многообразия способов расстановки предметов только один способ и показывать его всем детям группы. В противном случае может возникнуть путаница, и дети будут дезориентированы, что недопустимо.

УПРАЖНЕНИЯ:

1) Повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного.
2) Нахождение пар одинаковых шумов с завязанными глазами.
3) Построение сериационного ряда. Учитель выстраивает ряд коробочек по принципу “от громкого к тихому”. Для этого берут коробочки из одного и того же ящика. Слева находится коробочка с самым громким, справа – с самым тихим шумом. Ребенок строит свой ряд, используя для этого коробочки из другого ящика. Ряд, построенный учителем, используется в качестве проверочного для контроля ошибок. ПРИМЕЧАНИЕ: для экономии времени учитель может однажды построить сериационный ряд, затем на кусочке белого картона нарисовать (наклеить) последовательность контрольных меток для этого ряда. Ребенок использует эту картинку для визуального контроля ошибок или восстанавливает по ней сериационный ряд, используя его для контроля ошибок на слух.
4) Игра на расстоянии. Нахождение пар одинаковых шумов, когда ящики стоят на разных столах, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Сложность состоит в том, что ребенку необходимо запомнить шум и вспомнить его через некоторое время, необходимое для перехода от одного стола к другому. При этом ящик с красной крышкой стоит на одном столе, крышка лежит перед ним; именно на нее ставят коробочку, к которой ищут пару. Парные коробочки ставят справа от ящика. Ящик с синей крышкой стоит на другом столе, крышка лежит перед ним. На нее ставят коробочки, не подходящие к искомой.
5) Групповая игра. Трое или шестеро детей берут соответственно по две или по одной коробочке с синими крышками. Один ребенок – ведущий – берет коробочку с красной крышкой, встряхивает ее, запоминая шум, подходит по очереди к детям и просит их встряхнуть коробочки. Если он нашел пару к “своей” коробочке, он ставит ее справа от ящика с красной крышкой. При поиске пары ребенок может взять “свою” коробочку с собой и время от времени встряхивать ее, вспоминая шум, что проще, или оставить ее на столе, что труднее, т.к. требует развитой акустической памяти.
6) Определение направления звука. Ребенок или несколько детей садятся на стулья или на ковер и закрывают глаза. Учитель или другой ребенок, находясь каком-либо месте комнаты, издает какой-нибудь звук: хлопок, щелчок, звонок колокольчика, шуршание, встряхивание коробочки и т.д. Затем он уходит в другое место.
Дети должны определить направление звука.
7) Связь с реальной жизнью. Дети слушают разные шумы и определяют, какие предметы их издают: машина, дверь, погремушка, заводная игрушка, бумага, подошва ботинка, льющаяся вода…

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: в форме трехступенчатого урока вводятся понятия: 1) громкий – тихий; 2) громкий -громче – самый громкий; 3) тихий – тише – самый тихий; 4) самый громкий – самый тихий; 5) громче, чем – тише, чем.
ВОЗРАСТ: с 3 – 3,5 лет.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МА ТЕРИАЛЕ
“Упомяну еще серию из 6 картонных цилиндрических коробочек, заклеенных совершенно или закрытых деревянными крышечками. Если их потрясти, они производят различные звуки – от очень громкого до почти неслышного, – в зависимости от того, какое вещество положено внутри. Коробочек двойное количество. Первое упражнение с ними состоит в том, чтобы подобрать попарно коробочки, производящие звуки одинаковой интенсивности Во втором упражнении ребенок сравнивает звуки друг с другом: он располагает шесть коробочек по степени силы звука – от самого громкого до самого тихого. Это упражнение аналогично упражнению с цветными катушками, которые тоже размещаются в известной градации. Ребенок работает с коробочками за своим столиком. Учительница объясняет – что делать, а потом ребенок упражняется сам; для концентрации внимания ему завязывают глаза”. [5, С. 26-27].

ЗВОНОЧКИ

МАТЕРИАЛ: 2 набора по 13 звоночков, соответствующих клавишам фортепиано;  звоночки издают следующие тринадцать тонов: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до#, ре#, фа#, соль#, ля#; доска с черными и белыми полями; деревянный молоточек и глушитель на длинной ручке. / НАБОР: звоночки, издающие при ударе звуки, соответствующие звукам, издаваемым белыми клавишами фортепиано (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до), имеют белую подставку и стоят на белых полях доски. Звоночки, издающие звуки, соответствующие звукам, издаваемым черными клавишам фортепиано (до#, ре#, фа#, соль#, ля#), имеют черные подставки и стоят на черных полях доски. 2 НАБОР звуки, издаваемые звоночками из второго набора, в точности повторяют звуки соответствующих звоночков первого набора, но все звоночки второго набора имеют коричневые подставки. ПРИМЕЧАНИЕ: работа, как правило, производится со вторым набором звоночков. Первый набор используется, главным образом, для контроля ошибок. НАБОР ДОСОК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ НОТНОГО СТАНА И ЯЩИК С НОТНЫМИ ЗНАКАМИ Доска с нотными линиями для тональности до-мажор. Две доски с нотными линиями для наложения на них нотных знаков. Доски с нотными знаками для различных музыкальных упражнений. Ящик с нотными знаками: черные кружочки с номерами нот в звукоряде с одной стороны и их названиями – с другой; белые кружочки с обозначениями нот; скрипичный и басовый ключи, знаки “бемоль” и “диез” и т.д.

ЦЕЛИ: прямая: развитие музыкального слуха; различение звуков, соответствующих нотам; нахождение пар одинаковых звуков. Косвенная: подготовка к музыкальным занятиям.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Звоночки стоят справа от Шумящих коробочек на доске с черными и белыми полями в два ряда на полке или на низком длинном столе. В первом ряду находятся звоночки с коричневыми подставками, во втором – с черными и белыми. 2) С материалом работают на столе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1) Учитель: “Я вижу, тебе очень хочется заняться с этими звоночками? Я покажу тебе, что с ними делают. Звоночки носят так” Учитель берет звоночек правой рукой за вертикальный стержень (за ножку) подставки, ставит его на открытую ладонь левой руки и, не отпуская правую руку, несет его к рабочему столу. Он аккуратно убирает левую ладонь и бесшумно ставит звоночек на стол. Точно так же учитель относит звоночек обратно и предлагает ребенку самому перенести звоночек на стол.
2) Учитель: “Я покажу тебе, как ударяют по звоночку. Он берет молоточек левой рукой за середину ручки, перекладывает его в правую руку таким образом, что пальцы правой руки держатся за конец ручки, легко бьет молоточком по краю звоночка и внимательно прислушивается к звуку. Он повторяет эти движения несколько раз. Можно взять звучащий звоночек за ножку левой рукой и поднести его поочередно к правому и левому уху ребенка. Ребенок повторяет действия учителя.
3) Учитель: “А теперь я покажу, как пользоваться глушителем”. Он берет в правую руку молоточек, в левую – глушитель; ударяет молоточком по краю звоночка, затем через 1 – 2 секунды прикасается глушителем к нижнему краю звоночка. Звук стихает. Он повторяет действия эти действия несколько раз, затем предлагает ребенку проделать их самостоятельно. ПРИМЕЧАНИЕ: при первой презентации ребенку бывает достаточно новых впечатлений, и на этом работу заканчивают. Можно предложить ему проделать все эти действия с другими звоночками, возвращая, однако, каждый звоночек на место перед тем, как взять новый: иначе ребенок не сможет вернуть звоночки на исходное место и возникнет путаница.
4) Для продолжения презентации берут 3 звоночка с белой подставкой и 3 соответствующих им звоночка с коричневой подставкой. Звоночки выбирают таким образом, чтобы ребенок ясно слышал различие между звуками, например, можно выбрать звоночки С (до), D (ре), Е (ми), высота звуков которых отличается на целый тон. Звоночки с белыми подставками учитель ставит на стол перед ребенком в правильной последовательности; звоночки с коричневыми подставками – вперемешку в ряд, находящийся справа и несколько впереди ряда белых звоночков.
5) Учитель: “Мы будем искать звоночки с одинаковым звуком Г Он ставит перед собой первый слева звоночек на коричневой подставке, берет молоточек и глушитель, ударяет по левому звоночку с белой подставкой, слушает звук, глушит его; затем ударяет молоточком по звоночку с коричневой подставкой и слушает звук. Он спрашивает ребенка: “Одинаковые звуки?’ Если звуки разные, звоночек с коричневой подставкой отставляют налево и берут еледующий звоночек с коричневой подставкой из ряда справа, после чего повторяет действия. Если звуки одинаковые, звоночек с коричневой подставкой ставят ПОЗАДИ соответствующего звоночка с белой подставкой, а неподходящие звоночки возвращают в ряд направо. Таким образом находят все пары. ПРИМЕЧАНИЕ: звоночки с коричневой подставкой ставят позади звоночков с белыми и черными подставками, чтобы аналог клавиатуры фортепиано всегда находился перед ребенком. Это особенно важно, когда работа производится со всеми 26 звоночками из обоих наборов.
6) Если все пары найдены, учитель показывает способ контроля ошибок. Он берет по одной паре, по очереди ударяет молоточком по обоим звоночкам и сравнивает звуки.
7) Ребенок проделывает работу самостоятельно; учитель наблюдает за ним. По окончании работы звоночки относят на место.

ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: звук, издаваемый звоночками; использование молоточка и глушителя.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: на слух.

УПРАЖНЕНИЯ:

1) Самостоятельное повторение работы, показанной на презентации, сначала с тремя, а затем с большим количеством пар звоночков. При этом первоначально берут звоночки с белыми подставками, а позже – также и с черными.
2) Построение сериационного ряда по принципу повышения звука. Учитель показывает ребенку, как это делается. Он берет звоночки с коричневыми подставками (начать можно с четырех – пяти), ставит их вперемешку в ряд перед собой. Он по очереди ударяет молоточком по звоночкам, ища самый низкий звук. Найденный звоночек он отставляет позади ряда, сдвигает оставшиеся звоночки и ищет среди них звоночек с самым низким звуком. Второй найденный звоночек он ставит справа от первого, сдвигает оставшиеся и снова повторяет свои действия. Так выстраивается ряд звоночков, образующих звукоряд: звуки, издаваемые ими, меняются слева направо от низкого к высокому. Контроль ошибок производится либо на слух, когда ударяют последовательно по каждому звоночку слева направо, либо при помощи черно-белых звоночков.
3) Групповые игры. Один ребенок закрывает глаза, другой ударяет по какому-либо из звоночков. Первый ребенок должен найти этот звоночек.
4) Сыграть на звоночках некоторую последовательность звуков, несколько нот или простейшую мелодию и попросить ребенка пропеть ее или сыграть самому.
5) Игра на металлофоне.
6) Пение и музыкальные занятия в детском саду.
7) Учитель ударяет по звоночку, ребенок должен найти соответствующую клавишу на фортепиано, обратное задание: учитель нажимает клавишу на клавиатуре, а ребенок ищет соответствующий звоночек. Здесь нужно быть очень внимательным, так как в наборе звоночков представлены не все ноты звукоряда!
8) РАБОТА С НОТНЫМИ ДОСКАМИ И НОТНЫМИ ЗНАКАМИ. Вот как описывает способ работы с ними сама Мария Монтессори.

“Когда ребенок умеет читать он может применить свои познания и к чтению нот. В связи с дидактическим материалом для воспитания органа слуха – набором колокольчиков – мы пользуемся пособием для чтения нот. У нас имеется большая деревянная доска, окрашенная в светло-зеленый цвет. Доска разлинована черной краской как нотная бумага; на каждой линейке и в промежутках между линейками – вырезаны круглые углубления, внутри которых написаны названия нот (скрипичный ключ). Есть еще серия маленьких белых дисков, легко входящих в углубления доски. На одной стороне каждого диска название ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Ребенок читает названия нот на дисках и вставляет диски названиями вверх в соответствующие им углубления доски, потом прочитывает все ноты снова. Это упражнение ребенок проделывает самостоятельно, – так он запоминает положение каждой ноты на нотных линейках. Другое упражнение состоит в том, что ребенок кладет диск с названием ноты на подставку колокольчика набора, находя соответствующий ноте колокольчик по слуху, как он это делает в выше описанных сенсорных упражнениях.

Для следующего упражнения пользуемся еще одной доской из окрашенного зеленым цветом дерева: на доске, нанесены пять нотных линеек, но нет никаких углублений или знаков. Из кучки дисков с названиями нот на одной стороне (напр., несколько ля, несколько до, несколько фа и т.п.) ребенок берет один , прочитывает название и кладет диск на нотоносец доски названием книзу, а белой стороной кверху. Повторяя это упражнение, ребенок располагает ряд дисков на одной линейке или в одном промежутке между линейками Кончив, он переворачивает все диски названиями вверх и проверяет себя (все до должны быть в одном ряду, все фа в другом и т.д.). Освоившись с скрипичным ключом, дети легко знакомятся с басовым ключом.

Имеется еще другая разлиновка доски. Ребенок кладет диски, начиная с до на соответствующие места линеек снизу вверх до конца октавы – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, потом спускается вниз, кладя диски все время направо до: соль, фа, ми, ре, до. Таким образом на доске образуется угол. Теперь ребенок спускается дальше к нижней части нотоносца, располагая диски справа налево: си, ля, соль, фа, ми, ре, до и опять подымается с другой стороны: ре, ми, ми, фа, соль, ля, си; из этих двух рядов дисков возникает другой угол в басу – ребенок закончил ромб, “ромб нот”. Потом один угол ромба отделяется от другого. В нижнем ноты в басовом ключе. Так ребенок знакомится с элементами чтения нот – чтения, соответствующего звукам, к которым ухо ребенка уже привыкло в других упражнениях.

Для практического приложения этих новых познаний наших детей мы пользуемся особым “немым” пианино. У нас есть миниатюрная клавиатура несколько упрощенного типа. Она состоит только из двух октав, клавиши очень маленькие и приспособлены к руке малыша 4-5 лет. Кроме того, виден внутренний механизм инструмента. Когда ударяют по клавишам, видно, как подымаются молоточки, на которых написаны названия нот. Молоточки белые и черные, как клавиши. На этом инструменте дети легко практикуются самостоятельно: находят на клавиатуре ноты, соответствующие нотам какой-нибудь написанной музыке, и следят за движениями своих пальцев при игре. Наш инструмент нем, но легко приспособить серию трубок, напоминающих механизм органа, так что молоточки, ударяя по этим трубкам, будут производить музыкальные звуки, соответствующие клавишам. Так дети смогут вводить в упражнения контроль музыкальных звуков.” [5, С. 42 – 44].

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА:
1) высокий – низкий (звук)
2) высокий – выше – самый высокий (звук)
3) низкий – ниже – самый низкий (звук)
4) выше, чем – ниже, чем
5) названия нот ВОЗРАСТ: с 3 лет.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МА ТЕРИАЛЕ:
“Для первоначального развития музыкального чувства мы пользуемся в Риме пособием, не составляющим части дидактического материала, имеющегося в продаже. Пособие представляет из себя набор из двух рядов колокольчиков – октава с тонами и полутонами Эти металлические колокольчики, установленные на деревянной доске, совершенно тождественны по внешнему виду, но когда их ударяют деревянным молоточком, они дают следующие тринадцать тонов: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до#, ре#, фа#, соль#, ля#. Одна серия колокольчиков расположена, начиная с до, на длинной доске, где изображены черные и белые прямоугольники того же размера, что и подставки колокольчиков. Как на клавиатуре пианино белые прямоугольники соответствуют тонам, а черные полутонам. Сначала на доске только колокольчики, соответствующие тонам; колокольчики ставятся на белые пространства в порядке музыкальных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Ребенок ударяет маленьким молоточком первую ноту до в первом наборе на доске. Потом во втором наборе таких же колокольчиков, расставленных (без полутонов) в вперемежку на столе, ребенок пытается, ударяя один колокольчик за другим, отыскать ту же ноту, какую он ударил в первом наборе (до). Если ему удается найти соответствующий колокольчик, ребенок ставит свою находку против первого (до) колокольчика на доске. Потом ребенок ударяет второй колокольчик (ре) однажды или дважды; и так же производит эксперименты со вторым набором смешанных колокольчиков, пока не узнает ре, и ставит его против второго колокольчика на доске. Упражнение продолжается таким же образом до последнего колокольчика; ребенок отыскивает одинаковые звуки и упражняется в таком же подбирании по парам звуков, как он подбирал цвета, оттенки шума (коробочки с мелкими веществами) и т.п. Позднее ребенок знакомится с порядком звуков в музыкальной скале: он быстро ударяет один за другим колокольчики, расставленные от “до” до “си”, и сопровождает упражнение звуками собственного голоса: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Когда ребенок умеет распознавать и запоминать серию звуков, он берет 8 колокольчиков, перемешивает их и, ударяя молоточком, пытается найти “до”, “ре” и т.д. Находя каждую новую ноту, ребенок ударяет молотком все те, которые он уже расставил в порядке: до, ре; до, ре, ми; до, ре, ми, фа; до, ре, ми, фа, соль и т.д. Таким образом, руководствуясь только собственным ухом, он располагает все колокольчики в порядке музыкальной скалы. Окончив расстановку, он снова ударяет один колокольчик за другим – от первого до последнего. Это упражнение очаровывает малышей лет с пяти и старше.

Мой дидактический материал служит лишь началом методического воспитания слуха, и, конечно, я не думаю ограничить этими началами такой важный воспитательный процесс, тем более, что в области развития слуха уже очень много сделано в практическом отношении методами лечения глухоты и физиологического воспитания музыкального чувства. Да и сама я пользуюсь металлическими трубками, пластинками дерева, издающими музыкальные звуки, маленькими арфами, на которых дети пытаются распознать тона, знакомые им из упражнений с колокольчиками. Рояль служит той же цели. Во всех этих добавочных упражнениях распознавание разницы тембра идет рука об руку с распознаванием различных тонов. Музыкальному же воспитанию помогают марши для ритмических упражнений, песенки, музыка учительницы.” [Ь, С. 27-28].

ОБ УПРАЖНЕНИЯХ В ТИШИНЕ.

“Развитию органа слуха и обострению внимания ребенка в области слуховых восприятий служит еще одно необычайно важное упражнение, сущность которого, вопреки всей прежней практике воспитания, состоит не в воспроизведении, а в насколько возможно полном устранении всех звуков из окружающей ребенка Среды. “Мой “урок молчания” нашел себе широкое применение во многих школах, где о других сторонах моего метода пока еще и не думают. Объясняется это тем, что “уроки молчания” необычайно приучают к самообладанию и сосредоточенности и имеют громадное практическое значение в области дисциплины.

Дети учатся “не двигаться”. Остановить все моторные импульсы, возникающие по какой бы то ни было причине, создать действ ительную “неподвижность” возможно лишь, если мы возбудим в самих детях инициативу контроля над своими движениями Учительница не ограничивается простым заявлением: “сидите тихо”, а сама первая показывает, как сидеть абсолютно тихо, как добиться, чтобы ноги не двигались, тело не двигалось, не двигалось, не двигалась голова, руки; показывает, как сделать не слышным даже самое движение дыхания. Детей надо научить, как идеально выполнять упражнение “неподвижности”.

Основное условие, чтобы ребенок нашел себе удобную позицию -позицию равновесия. Перед упражнением дети усаживаются поудобнее на маленьких стульчиках или на полу. Когда достигли неподвижности, занавешивают окна, или дети закрывают глаза или кладут головы на руки.

“Молчание” громадное наслаждение для малышей: они как будто отдаются какому-то очарованию, застывают в блаженном самозабвении. Постепенно каждый ребенок начинает следить за собой, все больше и больше становится “неподвижнее”; тишина нарастает, как сумерки с заходом солнца, пока не воцаряется такой абсолютный покой, что ему нет названия.

Тиканье часов, чириканье воробья в саду, полет бабочки слышны в комнате. Мир кажется наполненным нежнейшими звуками, звуки наводняют глубокую тишину, не нарушая ее, как звезды сверкают на темном небе, не прогоняя тьму ночи.

Как будто новый мир открывается там, где покой. Сумерки громких звуков и грохота подавляли дух. А теперь он снова на свободе, и раскрывается, как чашечка цветка.

Каждый из нас помнит, как чувствуется на заходе солнца, когда все яркие краски и звуки смягчаются, стихают. Мы не забываем дня, но наша душа растет, тоньше делаются чувства, ближе внутренняя жизнь.

Игра в “молчание” кончается вызовом всех детей по именам. Учительница или кто-нибудь из детей уходит в комнату позади или в дальний угол класса и подзывает замерших детей одного за другим. Имена произносят шепотом. Нужно большое внимание со стороны каждого малыша, который хочет услышать свое имя. Позванный подымается и пробирается к тому, кто его зовет; все движения ребенка легки и осторожны, и координированы, чтобы дойти до учительницы, не производя шума.

Уроки тишины, молчания делают слух ребенка более тонким, более способным воспринимать звуки Резкие звуки становятся неприятны для уха детей, когда они научились наслаждаться тишиной, открыли для себя мир новых, мягких звуков. С этого момента дети начинают воспитывать самих себя: стараются ходить легко, не задевать за мебель, передвигать свои стульчики бесшумно, класть предметы осторожно. Результат этого самовоспитания сказывается и в походке и во всех движениях. Ценнее всего, конечно, самый процесс, которым достигаются перемены. Красота тишины и полного покоя рождает в душе ребенка жажду грации и покоя движений, – новое приходит “изнутри”. Душа ребенка стремится освободиться от надоедливости слишком громких звуков, от всего, что мешает миру его работы. Во всем этом дети слуги своего духовного “я”.

Уроки молчания также очень определенно развивают общественный инстинкт. Никакое другое упражнение не может вызвать того же эффекта.

Глубокая тишина может быть достигнута в комнате, где более полусотни детей, если все дети знают, как сохранять полнейший покой и хотят этого; и одного мятежника достаточно, чтобы уничтожить все очарование.

Тут как бы наглядно демонстрируется кооперация всех членов одной общины на общем деле. Дети постепенно проявляют все большую власть над собой: многие из них удерживаются от кашля или чихания, вытерпят щекотание мухи на носу, но не сделают движения, нарушающего тишину.

Общность интересов проявляется и в осторожности, с которой дети передвигаются, чтобы не помешать работе друг друга. Легкость бега на цыпочках, ловкость при закрывании шкапчика или вынимании и убирании дидактического материала – это качества, которые должны быть развиты у всех детей, если желательна спокойная, свободная от всякой помехи, обстановка работы. Одного бунтаря достаточно, чтобы испортить все; один шумный ребенок, привыкший стучать, хлопать дверьми, нарушать мирную атмосферу маленького общества”. [5, С. 29-30].

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Беременность и суеверия Беременность и суеверия

Во время ожидания малыша и подготовки к родам будущей маме придется овладеть многими, порой неожиданными для нее навыками в разных областях.

Как научить ребёнка серьезно относиться к деньгам? Как научить ребёнка серьезно относиться к деньгам?