Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

IV ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОСОБЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

ХОДЬБА ПО ЛИНИИ.
МАТЕРИАЛ: линия в виде большого эллипса на полу; различные предметы на столике: колокольчик, ложки с шариками на них, поднос с шариком на нем, муляжи фруктов в корзинке, ленточка на палке, зажженная свечка, флажки, Геометрические тела, Розовая башня, цветы и т.д.


ЦЕЛИ: прямая: ребенок учится ходить по линии в ритме музыки и носить различные предметы, не роняя их. Косвенная: контроль и координация движений; тренировка всех мышц, получение удовольствия от движения, самовыражение детей, совместная игра.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Дети рассаживаются на стульях вокруг линии. Учитель музыки начинает играть на фортепиано. Учитель, работающий с детьми, показывает пример ходьбы по линии. Сначала это просто ходьба в ритме музыки вдоль линии. При этом ноги он старается ставить точно на линию. Дети один за другим становятся на линию и повторяют движения учителя.
ПРИМЕЧАНИЕ: если детей слишком много, то можно поделить их на две группы. Одна группа выполняет упражнение, другая сидит на стульях. Затем каждый ребенок из первой группы выбирает ребенка из второй группы и приглашает его принять участие в упражнении, а сам садится на его стул. Дети из первой группы делают это не все одновременно, а по своему желанию.
2. Далее учитель показывает различные виды ходьбы в разном темпе. Учитель и дети идут медленно, быстро, с поднятыми руками, с руками, разведенными в стороны, высоко поднимая колени, спиной вперед, вприсядку и т.д. Они идут и говорят в такт музыке, например: “Одна нога, другая нога” Существуют самые разные варианты этого упражнения.
3. Можно предложить детям следующее упражнение. Один ребенок показывает некоторое движение, а все дети повторяют. Затем ребенок выбирает следующего ведущего из группы, который, в свою очередь, показывает следующее движение.
4. Ходьба по линии и переноска различных предметов. Учитель ставит столик с подготовленными предметами в центр эллипса. Дети идут по линии под музыку. Учитель дает каждому ребенку в руку, направленную внутрь эллипса, один из предметов. Дети носят эти предметы, стараясь не уронить их.
5. Каждый ребенок получает по два предмета – по одному в каждую руку. Он несет эти предметы, стараясь не уронить их.
6. Дети могут носить различные предметы на голове. Очень интересно носить, например, мячик, корзинку или коробочку, бумажный фонарик, маленький кубик из Розовой башни, шляпу, мешочек с песком.
7. Дети могут носить предметы, которые требуют особо осторожного обращения: зажженная свечка, стакан, наполненный водой, колокольчик, шарик в ложке.
8. Дети ходят по линии и поют.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: попробовать различные типы движений, переноска предметов, требующих особо осторожного обращения.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: падение предмета, ходьба вне ритма, столкновения с детьми и предметами.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Использование музыки, имеющей различные ритмы: марш, вальс, полька и т.д.
2. Ходьба самых различных видов.
3. Каждый из детей по очереди проходит круг по линии, показывая то движение, которое ему нравится. Все остальные дети наблюдают за ним.
4. Пальчиковые и другие детские игры, в которых дети выполняют самые различные движения, например: “Мы – охотники на льва”, “У оленя дом большой” и т.п.
5. Переноска различных предметов.
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: название видов ходьбы, ритмов музыки, предметов, употребляемых при переноске, разучивание песен и игр.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ О “ХОДЬБЕ ПО ЛИНИИ”.
и Среди гимнастических упражнений самым важным является так называемая “веревочка “, – это линия, проведенная на земле мелом. Вместо одной линии можно провести две концентрических линий в форме эллипсов. Дети приучаются ходить по этим линиям, как по канату, переставляя одну ногу за другой. Чтобы сохранить равновесие, ребята должны употреблять те же усилия, как и настоящие акробаты, не подвергаясь, конечно, никакой опасности, потому что линия – “канат” только нарисована. Учительница сама проделывает упражнение, показывает, как переставлять ноги, не давая никаких словесных объяснений. Сначала только некоторые дети подражают учительнице, учительница же, показав, как надо делать отходит в сторону, предоставляя событиям развиваться самостоятельно.
Дети продолжают ходить по линии, стараясь делать такие же движения, как они увидели у учительницы, и сохранять равновесие. Постепенно другие дети подходят ближе, присматриваются и пытаются ходить по линии. И очень скоро на эллипсисах или линии не остается свободного места: все дети принимаются ходить в определенном направлении, балансируют, координируют свои движения и с глубоким вниманием смотрят, как передвигаются их ноги.
Дальше в упражнение вводится музыка. Сначала это должен быть какой-нибудь очень простой марш, – дети еще не различают ритма, но им веселее производить свои усилия – удерживаться на линии под аккомпанемент. Когда дети вполне освоились с упражнением и научились сохранять равновесие, – их походка делается очень красивой, твердой и уверенной и, кроме того, посадка тела и все движения приобретают особую грацию.
Упражнение на линии может усложняться самыми разнообразными способами. Прежде всего упражнение можно сделать ритмическим, связав его с музыкой. Когда один и тот же марш повторяется несколько дней подряд, дети невольно начинают чувствовать ритм и следовать ему в движениях рук и ног. Упражнения на линии также иногда сопровождаются песенками. [5, С. 13]

УПРАЖНЕНИЕ В ТИШИНЕ.
ПРИМЕЧАНИЕ: это упражнение проводится с детьми, которые в состоянии принять в нем участие. Его не рекомендуется проводить в самом начале года с новой группой.
ЦЕЛИ: прямая: осознанное восприятие тишины. Косвенная: развитие самообладания, терпения, концентрации на собственных ощущениях, дисциплины.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

1. Дети садятся в круг на стульях. Учитель говорит детям: “Мы ставим ноги на пол. Мы кладем руки на коленки Мы закрываем рот. Кто хочет, может закрыть глаза. А теперь давайте помолчим.”
2. Учитель и дети сидят тихо, молча и неподвижно, примерно полминуты – минуту.
3. Учитель говорит: “Теперь мы можем открыть глаза.”

ПРИМЕЧАНИЕ: постепенно длительность этой части упражнения увеличивается примерно до полутора – двух минут.
ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС: оставаться неподвижным и не производить шума.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: шум.
УПРАЖНЕНИЯ:

1. После презентации учитель шепотом зовет детей по очереди по именам. Дети один за другим подходят к учителю, старясь не производить шума. Когда дети познакомились с этой игрой, можно предложить каждому ребенку звать по имени следующего ребенка.
2. После презентации учитель просит детей снова закрыть глаза и внимательно послушать. Он производит какой-нибудь шум (например, звенит колокольчиком, хлопает в ладоши, мнет листок бумаги), затем просит детей открыть глаза и сказать, чем именно был произведен шум.
3. После повторения презентации учитель просит детей закрыть глаза и внимательно прислушаться к шумам в помещении и вне его. Затем дети открывают глаза и каждый говорит, какой шум он слышал: за окном проехала машина, ветер шуршит опавшими листьями, кто-то поднимается по лестнице, кто-то из детей кашлянул и т.д.
4. После повторения презентации дети закрывают глаза. Учитель издает какой-нибудь звук и просит детей определить направление этого звука. Например, он может взять колокольчик и переходить с ним в разные углы комнаты.
5. Дети сами организуют упражнение в тишине.
6. Упражнение в тишине в положении лежа на полу на коврике или сидя по-турецки.
7. После презентации учитель тихо называет по имени одного из детей. Ребенок встает, тихо обходит комнату, возвращается и зовет по имени другого ребенка. Тот повторяет то же самое. Постепенно в это действие вовлекаются все дети.
ВОЗРАСТ: с 3 лет.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ “УПРАЖНЕНИИ В ТИШИНЕ”.
“Развитию органа слуха и обострению внимания ребенка в области слуховых восприятий служит еще одно необычайно важное упражнение, сущность которого, вопреки всей прежней практике воспитания, состоит не в воспроизведении, а в насколько возможно полном устранении всех звуков из окружающей ребенка среды. “Мой “урок молчания” нашел себе широкое применение во многих школах, где о других сторонах моего метода пока еще и не думают. Объясняется это тем, что “уроки молчания” необычайно приучают к самообладанию и сосредоточенности и имеют громадное практическое значение в области дисциплины.
Дети учатся “не двигаться”. Остановить все моторные импульсы, возникающие по какой бы то ни было причине, создать действительную “неподвижность” возможно лишь, если мы возбудим в самих детях инициативу контроля над своими движениями.
Учительница не ограничивается простым заявлением: “сидите тихо”, а сама первая показывает, как сидеть абсолютно тихо, как добиться, чтобы ноги не двигались, тело не двигалось, не двигалось, не двигалась голова, руки; показывает, как сделать не слышным даже самое движение дыхания. Детей надо научить, как идеально выполнять упражнение “неподвижности”. Основное условие, чтобы ребенок нашел себе удобную позицию – позицию равновесия. Перед упражнением дети усаживаются поудобнее на маленьких стульчиках или на полу. Когда достигли неподвижности, занавешивают окна, или дети закрывают глаза или кладут головы на руки. “Молчание” – громадное наслаждение для малышей: они как будто отдаются какому-то очарованию, застывают в блаженном самозабвении. Постепенно каждый ребенок начинает следить за собой, все больше и больше становится “неподвижнее”; тишина нарастает, как сумерки с заходом солнца, пока не воцаряется такой абсолютный покой, что ему нет названия. Тиканье часов, чириканье воробья в саду, полет бабочки слышны в комнате. Мир кажется наполненным нежнейшими звуками, звуки наводняют глубокую тишину, не нарушая ее, как звезды сверкают на темном небе, не прогоняя тьму ночи. Как будто новый мир открывается там, где покой. Сумерки громких звуков и грохота подавляли дух. А теперь он снова на свободе, и раскрывается, как чашечка цветка. Каждый из нас помнит, как чувствуется на заходе солнца, когда все яркие краски и звуки смягчаются, стихают. Мы не забываем дня, но наша душа растет, тоньше делаются чувства, ближе внутренняя жизнь.
Игра в “молчание” кончается вызовом всех детей по именам. Учительница или кто-нибудь из детей уходит в комнату позади или в дальний угол класса и подзывает замерших детей одного за другим. Имена произносят шепотом. Нужно большое внимание со стороны каждого малыша, который хочет услышать свое имя. Позванный подымается и пробирается к тому, кто его зовет; все движения ребенка легки и осторожны, и координированы, чтобы дойти до учительницы, не производя шума.
Уроки тишины, молчания делают слух ребенка более тонким, более способным воспринимать звуки. Резкие звуки становятся неприятны для уха детей, когда они научились наслаждаться тишиной, открыли для себя мир новых, мягких звуков. С этого момента дети начинают воспитывать самих себя: стараются ходить легко, не задевать за мебель, передвигать свои стульчики бесшумно, класть предметы осторожно. Результат этого самовоспитания сказывается и в походке и во всех движениях. Ценнее всего, конечно, самый процесс, которым достигаются перемены. Красота тишины и полного покоя рождает в душе ребенка жажду грации и покоя движений, – новое приходит “изнутри”. Душа ребенка стремится освободиться от надоедливости слишком громких звуков, от всего, что мешает миру его работы. Во всем этом дети слуги своего духовного “я”.
Уроки молчания также очень определенно развивают общественный инстинкт. Никакое другое упражнение не может вызвать того же эффекта. Глубокая тишина может быть достигнута в комнате, где более полусотни детей, если все дети знают, как сохранять полнейший покой и хотят этого; и одного мятежника достаточно, чтобы уничтожить все очарование. Тут как бы наглядно демонстрируется кооперация всех членов одной общины на общем деле. Дети постепенно проявляют все большую власть над собой: многие из них удерживаются от кашля или чихания, вытерпят щекотание мухи на носу, но не сделают движения, нарушающего тишину.
Общность интересов проявляется и в осторожности, с которой дети передвигаются, чтобы не помешать работе друг друга. Легкость бега на цыпочках, ловкость при закрывании шкапчика или вынимании и убирании дидактического материала – это качества, которые должны быть развиты у всех детей, если желательна спокойная, свободная от всякой помехи, обстановка работы. Одного бунтаря достаточно, чтобы испортить все; один шумный ребенок, привыкший стучать, хлопать дверьми, нарушать мирную атмосферу маленького общества”. [5, С. 29 – 30]
ИСПЫТАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА.

Единственный вполне удачный эксперимент, какой нам покуда удалось провести в “Доме Ребенка “, это – эксперимент с часами и с шепотом. Опыт этот не поддается измерениям, но он очень полезен, давая нам приблизительное представление об остроте слуха у ребенка.
Опыт заключается в том, что, водворив полную тишину, мы обращаем внимание детей на тиканье часов и на все шумы, обычно не достигающие их слуха. Затем мы вызываем детей по очереди их смежной комнаты, произнося имя каждого вполголоса. Готовясь к этому упражнению, необходимо объяснить детям истинный смысл тишины. С этой целью я устраивала различные игры в молчанку, которые удивительно способствуют водворению образцовой дисциплины в наших “Домах Ребенка”. Я обращаю внимание детей на себя, даю им наблюдать, как тихо я себя веду.
Я принимаю различные позы – встаю, сажусь, все время молча и очень спокойно. Даже пальцы, если я ими шевельну, могут произвести звук, хотя и очень незаметный. Мы можем дышать так, чтобы нас не было слышно, я же поддерживаю абсолютную тишину -вещь весьма не легкая. Я подзываю ребенка и прошу его делать то же, что и я. Он шевелит ногой и этим производит шум ! Он шевелит рукой, протягивает ее и – опять шум ! Дыхание его не вполне бесшумно, не такое спокойное, абсолютно неслышное, как мое ! В то время, как ребенок проделывает это упражнение, и мои краткие разъяснения сменяются промежутками неподвижности и тишины, остальные дети следят за нами и слушают. Многие из них заинтересовываются фактом, которого не замечали раньше – именно, что мы делаем столько шума, не замечая этого, и что есть различные степени тишины.
Абсолютная тишина получается тогда, когда ничто, абсолютно ничто не шевелится. Они с изумлением смотрят на меня, когда я стою посреди комнаты так тихо, словно “меня нет”. Потом они пробуют подражать мне и даже перещеголять меня. Я то и дело обращаю внимание не чьи-нибудь ноги, шевельнувшиеся почти бессознательно, и, в страстном желании достигнуть полной неподвижности, ребенок начинает обращать внимание на каждую часть своего тела. После всего этого воцаряется тишина, совсем отличная от того, что мы беспечно называем этим словом. Кажется, словно жизнь постепенно угасает, словно комната мало-помалу пустеет, словно в ней никого уже не осталось. Тогда мы начинаем слышать тиканье часов, и этот звук, как нам кажется, возрастает в силе по мере того, как тишина становится абсолютной. С улицы, со двора, казавшихся безмолвными, начинают доноситься звуки – то защебечет птичка, то пройдет ребенок. Детей очаровывает эта тишина. “Здесь, – говорит директриса, – уже больше нет никого; дети все куда-то исчезли”.
Достигнув такой тишины, мы затемняем комнату и даем детям закрыть глаза, а голову положить на руки. Они принимают эту позу, и в полутьме воцаряется абсолютная тишина. “Теперь слушайте, – говорим мы, – тихий голос будет называть вас по именам”. Затем, уйдя в соседнюю комнату и встав в дверях, я начинаю звать тихим голосом, отчеканивая слоги, словно кричу из-за горы. Голос этот, почти таинственный, кажется, проникает в самое сердце, в самую душу ребенка.

Каждый ребенок, будучи позван, поднимает голову, открывает глаза, словно пробуждаясь от блаженного самозабвения, затем поднимается, – бесшумно, старясь не шевельнуть стулом, и выходит на цыпочках так тихо, что его еле слышно. Однако его шаги раздаются в тишине среди общей неподвижности.
Дойдя со счастливым личиком до двери, он бросается в комнату, подавляя смех; иной ребенок прячет свое личико в складках моего платья, третий, обернувшись, любуется товарищами, застывшими в немом оцепенении, как статуи. Тот, которого позвали, чувствует себя польщенным, словно он получил подарок, награду, а они ведь знают, что всех позовут, начиная с самого молчаливого в комнате. И вот, каждый старается полной тишиной заслужить честь быть позванным одним из первых. Однажды я была свидетельницей того, как трехлетняя крошка пыталась подавить чихание, и как это удалось ей. Она задержала дыхание и вышла из борьбы победи-тельницей. Какое изумительное усилие !
Эта игра чрезвычайно нравится детям. Их напряженные лица, их терпеливая неподвижность свидетельствуют об огромном удовольствии, испытываемом ими. Вначале, когда я еще не знала души ребенка, я показывала им сласти и игрушки, обещая все это дать тем, кого позовут. Я полагала, что убедить ребенка сделать необходимое усилие можно только обещанием подарка. Но вскоре я убедилась, что в этом нет нужды.
Дети, сделав необходимое усилие для поддержания тишины, наслаждались самим ощущением. Им приятна была сама тишина. Они были подобны кораблям, укрывшимся в надежную гавань; они были счастливы, испытав нечто новое, одержав победу над собою. Вот в чем была их награда. Они забывали об обещанных им сластях и не хотели даже притрагиваться к игрушкам, которые, как мне казалось, будут их прельщать. Я поэтому оставила бесполезные уловки и с изумлением убедилась, что игра становится все более совершенной, и трехлетние дети остаются неподвижными в тишине все время, какое требуется, чтоб вызвать из комнаты целых сорок детей / Вот когда я узнала, что душа ребенка обретает свою собственную награду и имеет свои духовные наслаждения.
После этих упражнений мне казалось, что дети стали мне ближе, и уж, конечно, они стали более послушными, более нежными и кроткими. И в самом деле, мы ведь были изолированы от мира и пробыли много минут в теснейшем общении – я звала их, а они в совершенной тишине внимали голосу, направленному лично к каждому из них и делавшему каждого из них счастливым /” [2, С. 192 – 195]

Монтессори


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Воспитание детей с отклонениями в развитии Воспитание детей с отклонениями в развитии

Пятнышки и прыщики на коже новорожденного Пятнышки и прыщики на коже новорожденного

С рождением ребенка у мамы появляется масса страхов, связанных со здоровьем малыша и правильностью ухода за ним.