Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Семья и Воспитание

Знакомим малыша с новым миром

Жизнь новорожденного насыщена открытиями и событиями. За год кроха успевает постичь и освоить больше нового материала, чем взрослый человек лет за десять!

Знакомим малыша с новым миромХотя новорожденный еще совсем мал, мама уже может гордиться кое-какими его достижениями. Например, тот факт, что малыш просыпается и хнычет, если его развернуть, означает, что у крохи нормальная реакция на холод. Здоровый голод — тоже явление правильное. Обратите внимание и на плач: если малыш не заходится в крике, а делает перерывы, как бы для того чтобы оценить обстановку („посмотрю-ка, что происходит”), это хороший знак — начинает работать нервная система.

Ребенок радуется, когда его берут на руки, и может даже поискать мамино лицо глазами. Если он на секунду сфокусировал на маме взгляд, ваш кроха просто круглый отличник!

Десятидневному малышу можно проверить слух. Это проще всего определить по его реакции на какой-то громкий резкий звук — трель колокольчика, хлопок или переливы погремушки. Услышав звук, грудничок может замереть или заплакать. Если же он спокоен, как сфинкс, попробуйте „расшевелить” его каким-либо другим звуком. Бывает, малыш не может похвастать и такими скромными достижениями. Это еще не повод пугаться. Лучше обратиться к врачу и спросить, как можно помочь ребенку в развитии.

Первый месяц — самое начало жизни, и сейчас очень многое поддается коррекции. Грудничок получает огромное наслаждение от еды. Но не меньше радует его и общение с мамой. Момент, когда два этих удовольствия соединяются — часы кормления, — очень подходит для общения, которое в этом возрасте и является главной развивающей игрой. В те минуты, когда малыш безмятежно чмокает у груди, между вами устанавливается волшебная связь. Мамино молоко — не просто еда: вместе с ним в его тельце вливаются ваша любовь и чувство защищенности. Постарайтесь сосредоточиться на кормлении, а не смотреть телевизор и разговаривать по телефону.

Налаживать контакт с крохой удобно также во время купания или пеленания. Для новорожденного это замечательные минуты активности, а для вас — возможность позаниматься и поиграть с ним. Сейчас все взаимосвязано: пытаясь поймать взгляд ребенка, а потом и удержать его, поводя лицом в стороны, можно тренировать зрение крохи. Меняя положение малыша, вы развиваете его интеллект и помогаете увидеть мир в новом ракурсе.

Мимика улыбающегося лица, ритмичная нежная песенка, прикосновения к маленьким ручкам и ножкам, небольшая зарядка, одновременно приятная и полезная — все имеет огромное значение! Эти действия, подсказанные зачастую инстинктом, не только помогают малышу ощутить вашу любовь, но и развивают все органы его чувств, интеллект, двигательные навыки.

Кстати, одно из самых приятных упражнений — позволить малышу потрогать ручками и ножками себя, свое лицо, это поможет ему раскрыть кулачок (момент, когда ребенок начнет ощупывать окружающий мир раскрытой ладошкой, очень важен).

С первых дней жизни начинайте знакомить кроху с игрушками. Но если подвесить над ним даже гирлянду из погремушек, он вряд ли оценит ваши заботы, поскольку не сможет разглядеть колышущиеся неясные пятна. По идее, впервые увидеть игрушку малышу лучше всего из маминых рук. Замечательно, если она сочетает в себе сразу несколько качеств: звучит (звенит, гремит, шуршит или играет мелодию), имеет яркую окраску и приятную, часто необычную (игольчатую или пупырчатую) фактуру. Игрушка должна быть в диаметре 5-10 см — меньшую кроха не разглядит.

Для первых игр вполне подойдут такие простые вещи из домашнего обихода, как бигуди, шнурки, самодельные тряпичные мячики, набитые разной крупой, деревянные некрашеные брусочки. Привлечь внимание малыша к игрушке проще всего в паузах при кормлении или во время купания: позвените-пошуршите, приложите к ручке, погладьте щечку, поводите в поле зрения крохи. Ваши действия наверняка увлекут и позабавят маленького умницу. Если ребеночек не проявляет беспокойства, перед кормлением выкладывайте его на животик — такое упражнение нужно делать хотя бы по несколько минут в день.

Лежать можно на пеленальном столике, а можно — и на мамочке, так получается еще интереснее. С одной стороны, это способствует пищеварению, а с другой — ваш крошка учится поднимать головку и исподволь подготавливается к новой и такой непростой науке — ползанию.

Наконец, существуют специальные упражнения и игры, развивающие разные навыки и органы чувств.

Развиваем зрение. Возьмите яркую игрушку и постарайтесь с ее помощью поймать взгляд младенца и добиться, чтобы кроха его зафиксировал. Игрушка находится немного сбоку, а не прямо по центру. Вы начинаете водить ею из стороны в сторону, добиваясь, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Если он не проявляет особого интереса, используйте пищалку. Варьируйте игры, предлагая ребенку что-нибудь новенькое.

Тренируем слух. Ваша задача – добиться, чтобы грудничок сосредотачивал внимание на голосе или другом звуке. Попробуйте несколько раз провести перед глазами малыша „звучащей игрушкой”. Сначала дети обычно реагируют только на „непорядок” — они прислушиваются и настораживаются. А со временем начинают поводить глазами в сторону, откуда внезапно раздался новый, необычный звук.

Детские песенки и ритмичные попевки тоже могут служить упражнениями для развития не только слуха, но и эмоций. Песенки хорошо сочетать с быстрыми или плавными движениями во время ежедневной зарядки или массажа, когда ритм движений и музыки совпадает. Поиграйте с крошкой в „ку-ку”: спрячьтесь за простыней, а потом внезапно появитесь с веселым возгласом „ку-ку, малыш!”. Этот звуковой фокус обязательно заинтересует кроху.

Все внимание — эмоциям. В сущности, это даже не упражнения, а просто демонстрация вашей любви. Ловите взгляд ребенка, ласково говорите с ним, держа его в разных позах. Погладьте личико и щечки малыша, и все это — с нежными междометиями, напоминающими детское гуление. Такие упражнения очень хороши и для детей с серьезными проблемами со зрением, слухом и деятельностью мозга. Ежедневные занятия позволяют добиваться очень хороших результатов. Для игры достаточно 10-15 минут в день. Все зависит от возможностей ребенка. Обычно грудничка „хватает” на 3-5 минут. Учтите: это для нашего ученика очень много, поэтому не стоит испытывать его терпение, предлагая потрясающую новую игрушку. Уставший малыш начинает хныкать и зажиматься. Запоминайте, какая игрушка или занятие вызвали протест крохи, и через некоторое время предлагайте их снова. Если реакция останется прежней, значит, у малыша появились первые антипатии.

Ребенок, с которым нежно и настойчиво занимались, быстро продемонстрирует свои успехи. В конце первого месяца кроха начинает раскрывать ладошки, пытается более активно двигать ручками и ножками, понемногу шевелит пальчиками и кистью (побудить его к этому можно, поглаживая ладошку мягкими приятными меховушками). Ребенок осваивает науку лежания на животе, следит (пока не очень уверенно) за движениями маминой головы или игрушки. Кто-то способен проследить за движением только в одну сторону, кто-то — в обе. Даже кратковременное слежение — уже победа. Если малышу, лежащему на животике, подкладывать под грудку валик, он начинает активнее двигать головой, пытаясь удержать ее на весу. У месячного крохи появляется четкая реакция на звук — это заметно по движению глаз или даже головы. А целый месяц „разговоров” с мамой разовьет мимику ребенка: однажды малыш даже одарит вас улыбкой.

Кто-то из детей попробует издавать первые отдельные звуки — это еще не гуление, но уже шаг к нему. Таковы первые попытки общения. Эти достижения — действительно большие победы, которыми можно гордиться. Оговоримся: так быстро развиваются не все дети. Возможно, это объясняется особенностью развития, тогда надо просто терпеливо продолжать занятия, искать новые подходы, способные заинтересовать ребенка. Однако такое „отставание” иногда свидетельствует и о каком-то непорядке со здоровьем.

Малыш так и не фиксирует взгляд? Сходите к офтальмологу. Не бойтесь перестраховаться: лучше услышать из уст врача, что у вас все прекрасно.

  • Если ни один звук любой частоты не вызывает даже слабой реакции ребенка (при этом он не прекращает сосание, не хмурится), пора к отоларингологу.
  • Если кроха вял, мало двигается и не пытается поднять головку, скорее всего, ему нужен особый массаж, который может порекомендовать педиатр.
  • Бывает, малыш избегает контакта, не хочет смотреть на маму. Поможет детский психолог. А вы продолжайте поиски такой песенки или интонации, которая все-таки расшевелит кроху. В конце концов ключик можно найти к любому ребенку. Просто придумывайте что-то новое и больше общайтесь.

Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Младенец осваивает свое тело поэтапно Младенец осваивает свое тело поэтапно

Младенец осваивает свое тело поэтапно. Он не может ни видеть себя, ни представлять себя. Только через открывающиеся ему ощущения (дыхание, слух, обоняние и т. д.) он начинает чувствовать себя собой. Отношения с матерью определяют многое.

У крохи диатез У крохи диатез