Беременность и Роды

Здоровье ребёнка

Молодая Мама

Семья и Воспитание

Home » Монтессори

Cенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори

Монтессори-педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей в возрасте от 3 до 12 лет, разработанной итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870 – 1952). На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии.

Мария МонтессориВ России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-е – 20-е годы. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 года идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю. И. Фаусек. С 1991 года происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессори-детских садов и ряд экспериментальных начальных школ. Монтессори также наметила пути применения своего метода к развитию и обучению детей раннего возраста и предложила план создания школ второй ступени для детей старше 12 лет. Эти идеи были подхвачены и развиты ее последователями в разных странах, однако подавляющее большинство современных Монтессори-школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет. “Монтессори-гимназий” и “Монтессори-лицеев” гораздо меньше, но они все же существуют за рубежом.

Философские воззрения Монтессори связаны с наличием у нее собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности, ребенка. Она была убеждена в существовании “Космического плана” развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума – “впитывающим мышлением” – и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему “строительным планов.

Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на учащихся. Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с детьми с использованием комплекса оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель первоначально демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, затем предоставляет ему возможность заниматься самостоятельно.

Главное, что дают учащимся Монтессори-детский сад и Монтес-сори-школа помимо высокого общеобразовательного уровня – это гуманистическая ориентация и культура автономии; способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться. Так например, в Голландии Монтессори-школы относятся к типу HAVO – VWO, т. е. дают право на получение высшего и университетского образования. Не смотря на то, что к началу 90-х годов обучение в этих школах стало доступным большему числу юных голландцев, они все же считаются элитарными, и популярность их растет. В 1990 году в 150 Монтессори-школах Голландии обучалось около 30 тысяч детей и подростков.

Монтессори верила в огромные возможности ребенка, в его богатейший внутренний потенциал и изначальное стремление к самосовершенствованию. Она полагала, что “… с рождения ребенок имеет некую силу внутри себя. … Мы должны уважать в нем законы творения” [23, S. 18] Педагог – партнер и помощник ребенка в процессе его образования. “Необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера, новой и более свободной формы сознания, способной понять тотальность человеческих нужд.” [23, S.261]

Помощь развитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет в системе Монтессори осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи, обучение письму и чтению; математика, а также раздел, посвященный так называемому Космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой. В процессе образования детей от 6 до 12 лет, а также более старших, на смену материалам для упражнений в практической жизни и ряду других материалов, применявшихся на ранних стадиях обучения, приходят материалы для изучения истории человеческой цивилизации, географии, основ физики, химии, астрономии, геологии и т.д. В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности. Все они находятся в открытом доступе: дети могут выбрать и взять их самостоятельно.

Настоящая книга посвящена двум базовым учебным разделам педагогики Монтессори, предназначенным для развития и обучения детей в возрасте с 2-3 до 5-6 лет – Упражнениям по приобретению навыков практической повседневной деятельности и Сенсорному воспитанию.

Содержание


Заметили опечатку в тексте? Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Есть мнение? Поделитесь им с «коллегами» по счастью на нашем форуме!



 


Роды как в кино Роды как в кино

Для многих из нас одним из источников знаний о родах являются художественные фильмы.

Первые очки для малыша Первые очки для малыша

Более 90% информации, передаваемой в мозг органами и чувств, ребенок получает глазами. Что-то не в порядке со зрением — и мир вокруг становится бледным и расплывчатым.